Рабочая программа по литературе - 5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Обсуждено на заседании МО «Утверждаю»
Протокол № 1 от 27.08.2014 г. Директор МБОУ СОШ №3
Руководитель МО _____ Баркова О.М. __________ Сарычева С.Н.
Разрешено к применению
на заседании МС
Протокол № 2 от 05.09.2014 г.
Руководитель МС _______Гудаева Н.П.
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 5в класса.
Учитель: Мишанькина Т.В.
2014- 2015 учебный год
г. Сасово Рязанской области
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.6 Просвещение, 2010, 2011). Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013 и адаптирована для учащихся 5в класса.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
5 - 6 классы.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе: | |
Развитие речи/ Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 12 | 1/ | |
3 | Из древнерусской литературы. | 1 | ||
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | ||
5 | Из литературы XIX века. | 54 | 4/4 | 2 |
6 | Из литературы XX века. | 22 | 3/2 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы. | 6 | 1/3 | |
8 | Итоговый урок | 1 | 1 | |
9 | Резервные уроки | 3 | ||
ИТОГО | 105 | 9/9 | 4 |
Раздел I11. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2010.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2010.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
9. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2014-2015 учебный год
№ П/П | Тема урока. Основное содержание | Теория | Тип урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Предполагаемый результат | ||||||||
1. | Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Литература, титул, форзац, корректор, редактор | Вводный урок. Сопоставление художественных и научных описаний, работа со словарями, беседа. | Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги | ||||||||
2. | Вн. чт. В мире книг. | Литература, художественные приемы, художественные образы.
| Ответы на вопросы по прочитанному тексту, составление плана, пересказ, рассказ о художественных образах в литературе. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. | ||||||||
Устное народное творчество (12 часов) | ||||||||||||
3. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. | Понятие о фольклоре. Жанры фольклора. | Чтение и обсуждение статьи. Рассказ учителя. Беседа. Использование загадок, пословиц, поговорок в речи. | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; Уметь отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга малые жанры фольклора. | ||||||||
4. | Детский фольклор. Вариативная природа фольклора. | Жанры детского фольклора. | Анализ текстов всех жанров детского фольклора, создание считалок, небылиц, загадок. | Знать жанры детского фольклора; Уметь объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру | ||||||||
5. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
| Сказка. Виды сказок. | Урок знакомства с теоретическими понятиями. Чтение и изучение произведения. Беседа. | Знать жанровые особенности, виды сказок; Уметь определять характерные для сказок обороты речи , использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображении в живописи и графике. | ||||||||
6. | «Царевна-лягушка». Встреча с волшебной сказкой. | Волшебная сказка, сюжет и идея сказки. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа, выборочный пересказ. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; Уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки; истолковывать смысл «необычайной ситуации». | ||||||||
7. | Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | Герои фольклорных сказок. | Рассказ о герое сказки, выразительное чтение, подробный пересказ. | Составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки. | ||||||||
8. | Иван Царевич, его помощники и противники. | Герои фольклорных сказок, сказочные помощники. | Рассказ о герое сказки, выразительное чтение, подробный пересказ. | Составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки. | ||||||||
9. | Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Элементы сказки. Постоянные эпитеты. | Сказывание волшебной сказки; Выразительное чтение, пересказ сказки. | Уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, выявлять характерные для фольклорных сказок художественные приёмы. | ||||||||
10. | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | Сюжет. Образ главного героя. | Рассказ, беседа, художественный пересказ, создание иллюстраций. | Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа. | ||||||||
11. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | Особенности сказок о животных, олицетворение, аллегория. | Обучение чтению, осмысление сюжета, ответы на впросы. | Уметь объяснить отличие сказки о животных от волшебной, давать связный монологический ответ. | ||||||||
12. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Особенности бытовых сказок, аллегория. | Чтение по ролям, сопоставление бытовой и волшебной сказки. | Уметь объяснить отличие бытовой сказки от волшебной, давать связный монологический ответ. | ||||||||
13. | Вн. Чт. Мои любимые сказки. | Виды сказок, художественный пересказ. | Художественное рассказывание, устное словесное рисование, конкурс на знатока народных сказок. | Определять жанровые особенности сказок, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить её с текстом произведения, отбирать материал для устного рассказа. | ||||||||
14. | РР Классное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках». | Композиция сочинения | Творческая работа учащихся. | Создать сказку; оформить её письменно. | ||||||||
Древнерусская литература (1 час) | ||||||||||||
15. | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | Летопись | Чтение по ролям. Составление цитатного плана. Обучение чтению. Беседа. | Знать определение понятия «летопись»; Уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи | ||||||||
Литература XVIII века (1час) | ||||||||||||
16. | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | Авторская литература. Нравоучение. Роды и жанры литературы. | Рассказ, работа с текстом, беседа. | Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве». | ||||||||
Литература XIX века (54 часа) | ||||||||||||
17. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.) | Жанровые особенности басни | Инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями | Знать жанровые особенности басни; определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра. | ||||||||
18. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок». | Развитие понятия о басне. Понятие об аллегории и морали. | Рассказ учителя. Обучение чтению. Устное словесное рисование. | Знать общую картину жизни И.А.Крылова; Уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер его поведения. | ||||||||
19,20. | И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | Аллегория. Мораль. | Инсценированное чтение, сопоставление текстов басен и иллюстраций, басен Крылова и Эзопа. | Понимать, что высмеивает автор в басне, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их; | ||||||||
21. | Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | Эзопов язык | Урок развития речи. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни. | Знать творческую историю басни; понимать её драматический конфликт; Уметь выразительно читать | ||||||||
22. | Внеклассное чтение Басенный мир И.А.Крылова | Сатира, поэтическая и прозаическая басня. | Чтение по ролям; инсценирование басен, презентация иллюстраций, конкурс знатоков басен. | Знать основные мотивы творчества И.А. Крылова, объяснять переносные значения басенных выражений, комментировать мораль басен. | ||||||||
23. | Р.Р. Сочинение басни. | Рассказчик, диалог, мораль. | Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из басен. | Создать на основе морали одной из басен свою, учитывая основные жанровые особенности. | ||||||||
24. | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Черты народной сказки. | Литературная (авторская) и народная сказка. | Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Знать историю создания сказки, уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное | ||||||||
25. | Литературная сказка как авторское произведение. Сюжет и герои сказки. | Сюжет, композиция, литературный герой. | Ответы на вопросы, рассказ о литературном герое. | Знать сюжет и героев сказки, составлять рассказ о литературном герое. | ||||||||
15. | В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | Понятие о балладе. | Чтение по ролям, словарная работа, выразительное чтение, беседа. | Знать сведения о поэте, историю создания баллады; определение понятия «баллада»; её жанровые особенности; Понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу | ||||||||
26. | А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | Послание, лирика. | Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов. | Знать материал о лицейских и детских годах жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности, | ||||||||
27 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | Поэма, пролог. | Работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”, выразительное чтение. | Уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”, уметь определять ритм | ||||||||
28. | К/Р №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина» | Изученные в разделе термины. | Урок контроля. | Знать произведения и уметь выполнять их анализ. | ||||||||
29. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. | Литературная сказка, стихотворная сказка. | Художественный пересказ, осмысление сюжета. | Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки. | ||||||||
30, 31. | Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки. | Антитеза. | Составление плана сообщения о герое, выразительное чтение. Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов. | Понимать систему образов, основные мотивы; Уметь отбирать материал для характеристики героев | ||||||||
32. | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению. | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Строфа. | Сообщения:
Иллюстрации ответов примерами из изученных произведений. | Знать определение понятий ритм, рифма, строфа. Понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ. | ||||||||
33. | Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | Сказка. | Чтение по ролям; инсценирование сцен, презентация иллюстраций, конкурс знатоковсказок Пушкина. | Знать сюжеты и героев пушкинских сказок, комментировать прочитанное, давать монологический ответ. | ||||||||
34. | В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | Реальность и вымысел. | Выразительное чтение эпизодов сказки, ответы на проблемные вопросы. | Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки. | ||||||||
З5. | Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева». | Литературная сказка. | Аналитическое чтение статьи учебника, работа со справочной литературой. | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки. | ||||||||
36. | Два мира сказки «Снежная королева». | Антитеза, художественная деталь. | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов, сопоставление со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». | Определять признаки жанра, иметь представление о художественном мире сказки Андерсена, иллюстрировать свой ответ примерами из текста. | ||||||||
37. | Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | Сюжет, мораль. | Определение особенностей сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | ||||||||
38. | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | Авторская позиция. | Нахождение особенностей выражения авторского отношения к героям, портретных характеристик. | Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям. | ||||||||
39. | Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | Рассуждение. | Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой. | Владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев. | ||||||||
40. | Внеклассное чтение Писатели-сказочники и их герои. | Сказка, сказочник. | Комментирование прочитанных сказок, инсценирование отдельных сцен, создание иллюстраций. | Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения | ||||||||
41. | М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | Стихотворение. Патриотический пафос. | Выразительное чтение; самостоятельная работа с текстом; аргументированные ответы на вопросы. | Знать отдельные факты биографии поэта; Уметь передать сюжет стихотворения | ||||||||
42, 43 | Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. | Эпитет. Метафора. Сравнение. Звукопись, аллитерация. | Устное словесное рисование, комментирование художественного текста | Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор | ||||||||
44. | Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | Тема, идея. Эпитет, сравнение. | Работа над словарём нравственных понятий, наблюдение над речью рассказчика, сопоставление текста с иллюстрациями художников. | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения. | ||||||||
45. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | Повесть. | Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», план повести | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место»; Уметь использовать текст повести | ||||||||
46. | Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | Фантастика. Юмор. | Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести» | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; Уметь определять их роль в повести | ||||||||
47. | Вн.чт. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Цикл, сборник. | Обзор содержания, художественный пересказ, инсценирование эпизодов. | Уметь строить монологическое высказывание, иметь представление о содержании повестей и их художественном своеобразии. | ||||||||
48. | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Эпитет, словесное рисование. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения; Уметь сопоставлять содержание стихотворения с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | ||||||||
49. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | Авторская позиция. | Чтение по ролям, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Знать содержание стихотворения; Уметь определять авторскую позицию | ||||||||
50. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
| Эпитет. Речевая характеристика персонажей | Выразительное чтение, монологический ответ «Как я отношусь к героине Некрасова?» | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос | ||||||||
51. | А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря». | Фольклор. Песня. | Устное сообщение, выразительное чтение, проблемный диалог. | Знать сведения из биографии поэта, понимать идею произведения, передавать в ходе чтения настроение автора. | ||||||||
52. | И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа. | Поверье, быличкА. | Изучение статьи учебника, работа со справочной литературой, составление таблицы. | Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | ||||||||
52. | И.С.Тургенев. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства | Рассказ. Пейзаж, интерьер | Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов рассказа. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | ||||||||
53, 54. | И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | Характер героя. Сравнение. Гипербола. | Характеристика литературного героя, сравнительная характеристика, ответы на проблемные вопросы. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | ||||||||
55. | Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». | Авторская позиция. | Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, индивидуальные сообщения, чтение наизусть. | Обосновывать авторское отношение к главному герою | ||||||||
56. | РР. Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Пейзаж. Портрет. Гипербола. | Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой. | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, | ||||||||
57. | К/Р №2 по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование). | Изученные в разделе термины. | Урок контроля. | Знать произведения и уметь выполнять их анализ. | ||||||||
58. | Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | Ритм. Звукопись. Эпитет. Олицетворение. | Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; Уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение | ||||||||
59, 60. | Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы. | Ямб, хорей, размеры стиха. | Выразительное чтение, анализ стихотворений, выражение собственной позиции. | Владеть навыками анализа поэтического произведения. | ||||||||
61. | Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова | Пейзаж, стихотворный ритм. | Выразительное чтение; анализ стихотворений. | Владеть навыками анализа поэтического произведения. | ||||||||
62,63. | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. | Рассказ. Быль.Сюжет. Композиция. Литературный герой. | обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: | ||||||||
64, 65. | РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению. | Сравнительная характеристика. | Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), | ||||||||
67. | Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Составление устного и письменного высказывания. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | ||||||||
68. | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения | Языковые средства. | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения. | Анализировать прозаический текст, развивать умение давать устный и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки. | ||||||||
69. | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа. Осмеяние глупости и невежества героев. | Юмор. | Чтение по ролям, инсценированное чтение. | .Знать автора и биографические сведения о нём; Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа | ||||||||
70. | Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. | Юмор, сатира. | Анализ художественного текста, работа с литературоведческой статьёй, защита иллюстраций. | Определять приёмы юмористической и сатирической оценки героев. | ||||||||
71. | И.Бунин. «Опять она, родная сторона...» Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | Пейзаж | Анализ текста. Ответы на проблемные вопросы. | Знать факты из жизни, положенные в основу рассказа, определять роль пейзажа в произведении. | ||||||||
Русская литература XX века (22 часа) | ||||||||||||
72. | В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». | Повесть. | Работа со статьёй учебника, с другими биографическими источниками. Комментированное чтение. | Знать факты жизни писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи | ||||||||
73. | Вася и его отец. Развитие их отношений. | Психологический портрет, средства создания образа. | Подробный и выборочный пересказы, заочная экскурсия по городу, комментирование текста. | Находить хужожественные средства, создающие образ одинокого ребёнка, понимать причины отчуждения ежду Васей и его отцом. | ||||||||
74, 75. | Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. | Портрет. Антитеза. Сравнительная характеристика | Сопоставительный анализ образов героев, составление плана, выделение ключевых эпизодов. | Уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми. | ||||||||
76. | Общение Васи с Валеком и Марусей. Счастье дружбы. | Символ, композиция. | Выразительное чтение, установление ассоциативных связей с иллюстрациями, ответы на проблемные вопросы. | Определять особенности композиции, выявлять позицию автора, понимать изменения характера героя. | ||||||||
77, 78. | РР Сочинение –анализ эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Композиция литературного произведения, эпизод. | Составление алгоритма анализа эпизода, устный монологический ответ, письменная работа. | Создавать письменный текст литературоведческого характера. | ||||||||
79, 80. | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. | Пейзаж. Эпитет. Олицетворение. | Работа со статьёй учебника и справочной литературой, чтение и восприятие стихотворений. | Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни. Понимать настроение стихотворения, передавать его при чтении. | ||||||||
81, 82. | П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. | Понятие о сказе. | Определение особенностей сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | Понимать систему образов, основные мотивы; Уметь отбирать материал для характеристики героев | ||||||||
83. | Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка» | Сказ и сказка.Фантастика. | Составление плана сообщения о герое, выразительное чтение. Составление сравнительной характеристики. Выборочный пересказ эпизодов. | Давать характеристику литературного героя, определять элементы фантастики и реальности в сказе. | ||||||||
46. | К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | ||||||||||
47. | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке. | Пейзаж | Урок чтения и изучения произведения. Практикум. | |||||||||
84. | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа. | Пейзаж | Выборочное чтение, краткий пересказ, устное словесное рисование. | Знать факты из жизни автора, сюжет рассказа, понимать взаимоотношения героев, объяснять смысл названия, роль зайца, роль описания природы в рассказе. | ||||||||
85. | С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | Драматургия. Пьеса. Драма. | Чтение по ролям; устное словесное рисование, сопоставление легенды и сказки. | Знать определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение | ||||||||
86. | Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла. | Антитеза, Мораль. | Характеристика литературных героев, составление плана, выборочное чтение. | Характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации. | ||||||||
87. | РР. Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами». | Юмор. Диалог, монолог, ремарка. | Инсценирование, чтение по ролям, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | Понимать гуманистическую идею сказки, её связь с русским фольклором, сопоставлять со сказкой Андерсена «Снежная королева». | ||||||||
88. | А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | Быль, фантастика. | Составление плана рассказа о главном герое, составление словаря для характеристики предметов и явлений, художественный пересказ фрагмента. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев; охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику. | ||||||||
89. | К/Р № 3 по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского» | Изученные в разделе термины. | Урок контороля. | Знать произведения и уметь выполнять их анализ. | ||||||||
90. | В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | Автобиография. | Работа со статьёй учебника, выборочное чтение и пересказ. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев; историю создания произведения. | ||||||||
91. | Человек и природа в рассказе. Черты характера героя и его поведение в лесу. | Пейзаж, средства создания образа. | Устное словесное рисование, составление киносценария. | Понимать отношение Васютки к окружающему миру, объяснять поведение героя в лесу. | ||||||||
92. | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. | Понятие об автобиографическом произведении. | Словарная работа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение. | Объяснять, как меняется отношение Васютки к окружающему миру, понимать авторское отношение к изображаемому. | ||||||||
93. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. | Лирическое стихотворение, изобразительно-выразительные средства. | Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений. | Урок – концерт. | ||||||||
94. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе. | Лирическое стихотворение, изобразительно-выразительные средства.. | Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, | ||||||||
Из зарубежной литературы (6 часов) | ||||||||||||
95. | Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | Развитие понятия о балладе. | Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения, словарная работа. | Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт; | ||||||||
96, 97. | Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Робинзонада. | Работа со статьёй учебника и справочной литературой, воспроизведение сюжета, сопоставление художественных произведений. | Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове. | ||||||||
98. | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | Рассказ, сказание. | Составление цитатного плана, беседа по вопросам. | Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя | ||||||||
99. | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | Герой и прототип. | Работа со статьёй учебника и справочной литературой, воспроизведение сюжета, инсценирование эпизодов. | Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев. | ||||||||
100. | Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи. | Сравнительная характеристика, средства создания образа. | Анализ текста, пересказ эпизодов, сравнительная характеристика. | Отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношениями с друзьями. | ||||||||
102. | К/Р № 4. Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения. | Изученные в разделе термины. | Урок контроля. | Знать произведения и уметь выполнять их анализ. | ||||||||
103-105. | Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....