Эссе: "Я-УЧИТЕЛЬ!"
статья на тему
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Зиннатова Надежда Рафиковна
МБОУ «Боцинская СОШ» Джидинский район
«Я – учитель!»
«Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда - нибудь учителя».
Роберт Рождественский.
В жизни обязательно наступает такой момент, когда требуется остановиться, замереть и подумать: кто я? на верном ли пути? зачем делаю то, что делаю? Кем я хотела быть в детстве? Кем только не хотела!
Когда маленькой девчонкой сидела рядом с мамой в магазине мечтала, стать продавцом. Когда в школьные годы с упоением смотрела на тётю, точно знала, что должна стать врачом. Когда слушала аудиокасеты, для себя решила, что буду певицей. Когда училась в старших классах, пыталась принять практичное решение: «надо поступать в серьёзный вуз». А вот когда близился к концу учебный год выпускного класса, вдруг растерялась. Что-то всё не то, не моё. А что моё? И тут внутренний голос то ли совет, то ли вопрос: «а может, в педагогический?» И вот в 2001 году я студентка такого престижного вуза!
Ну, конечно, школа. Конечно, учитель… Бесспорно, математика! Это показалось таким естественным. Как же раньше я этого не поняла?! И, как будто щелчок, всё стало на свои места. Все мои мечты и желания, словно цветные стёклышки в калейдоскопе, сложились в удивительный узор.
Проходя практику в родной Дырестуйской школе, я каждый раз убеждалась в правильности своего выбора. Как-то, будучи студенткой, в силу сложившихся обстоятельств, провела часть урока математики за свою подружку-однокурсницу в совершенно незнакомом классе. И тогда я окончательно поняла, что это – моё, что я – могу!
Конкурс для меня – это, прежде всего, не состязание, а попытка личностного самоопределения.
Я – учитель. И на этом месте проживаю множество ролей, овладеваю множеством профессий.
Я – учитель-транслятор знаний. Некий старейшина племени, передающий опыт предыдущих поколений следующим.
Я – учитель-доктор. Диагностирую пробелы, назначаю консультации, купирую приступы лени, прививаю культуру интеллектуального труда.
Я – учитель-лицедей. Каждый урок – маленький спектакль с точно выписанным сценарием, продуманной режиссурой, не всегда благодарными зрителями и всегда долгим послевкусием.
Я – учитель-эквилибрист. Все время балансирую на грани между стремлением сохранить традиции и необходимостью инноваций, между вдохновенным творчеством (своим и учеников) и достижением обязательных результатов обучения, между индивидуальным подходом и стандартами образования.
Я – учитель-строитель. Закладываю фундамент развития каждого ребенка и государства в целом, налаживаю коммуникации между всеми участниками процесса обучения. Прорубаю окна в неведомое и открываю двери в будущее. Из маленьких кирпичиков складываю здание научного познания.
Эти маленькие кирпичики не дают мне покоя. Образ чего-то большого, глобального, складывающегося из маленьких деталей – такой видится мне педагогика. Что это? Пазл? Скорее, пэчворк.
Я люблю фотографировать и последнее время увлекаюсь цветами, пою. Удивительно, как много педагогического смысла можно вложить в каждое моё фото, песню и цветок.
Чему я хочу и чему могу научить своих детей? Может быть, красоте? Ведь математика – самая красивая наука. В ней прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. А невозможные объекты Эшера? А фракталы? А замечательные свойства и философичность ленты Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.
Я хочу научить познанию. Роджер Бэкон говорил, что «тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Богатство идей, универсальность методов, умение анализировать ситуацию, делать невероятные предположения, умение определять границы своего незнания – вот что дает математика. А геометрия – это вообще единственный школьный предмет, демонстрирующий аксиоматическое построение научной теории.
Я хочу научить мысли. Это не многовариантную геометрическую задачу мы исследуем, а учимся понимать, что любое явление нужно рассматривать с разных сторон, что необходимо предвидеть и прогнозировать разные направления вектора развития ситуации, что, получив некий результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование дальше. Логика и критичность, внимание и наблюдательность, сравнение и выбор лучшего требуются не только на уроках математики.
Я хочу научить общению. Это не задачу с параметром мы решили несколькими способами, а осознали, что на любую проблему может быть несколько точек зрения, что обсуждение методов решения и выбор наилучшего из них – это и есть умение договариваться, это и есть толерантность. Математика – это один из языков описания действительности, и, овладев этим языком, мы усиливаем способность к эффективной коммуникации.
Я хочу научить ответственности. Доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика – наука строгая и объективная. Умения логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют, в том числе, человека с четкими нравственными принципами и установками. Такой человек скорее всего не пойдет на поводу у сомнительных политических партий, не станет жертвой интернет-мошенников и организаторов финансовых пирамид, его не заманят в секты и террористические организации.
Я хочу научить доброте. Решая вместе какую-нибудь заковыристую задачку, мы учимся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признаем за другим человеком право на ошибку.
Вокруг нас так много злобы, мир просто сошел с ума. Религиозные распри, войны, санкции… Может быть, пора вернуть добро хотя бы в школу? Мне кажется, для этого в школу надо вернуть ребенка. Складывается такое ощущение, что школа наша существует для Инструкции, Отчета, Результатов ЕГЭ, Репутации учебного заведения, Ремонта…
А ведь главное действующее лицо в школе – это Ученик. Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами и недостатками, с феноменальной памятью или заиканием, с невероятными математическими способностями или абсолютной функциональной неграмотностью, дисциплинированный или непослушный. Абдалова Анжелика с белыми бантами, ангельскими глазами и пятерками в дневнике. Юра– дико задавлен бабушкиными требованиями; умница, а слово боится вымолвить. Арюна– гиперответственная девочка. Такие разные дети! Действующие лица… Личности!
Я работаю в школе 7 лет, и сегодня уверенно могу сказать – я горжусь своей профессией, учительство – это моё призвание. Самая большая награда для меня за мою работу – это горящие и понимающие глаза моих учеников! Всеми своими горестями и радостями ребята, прежде всего, делятся со мной. И нужно найти время для всех: понять и выслушать. Порой замечаю, что и я тоже чему-то учусь у своих учеников.
Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Моей профессии можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться духовно и творчески. Целеустремленность, способность к самосовершенствованию, упорство – это обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог, к которым стремлюсь и я. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперёд. Уже столько лет школа – это мой второй дом. Ей я отдаю всю себя без остатка: своё время и силы. Жить по-другому, наверное, уже не смогу. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске.
Мечта любого педагога – найти рецепт учительского успеха. Идеального рецепта не существует. Я составила для себя свой рецепт: быть доброй, честной, искренней и справедливой. А любовь моих учеников согреет меня в трудную минуту.
Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия. Я - счастлива, потому что отдаю тепло своей души. Я - счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Меня ценят коллеги, любят дети и уважают родители.
И завтра я опять пойду в школу…
Самое трудное – познать самого себя,
самое легкое – давать советы другим.
Фалес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"
Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире....
Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")
Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...
"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"
Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...
Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"
Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...
Эссе "Я - учитель!" на конкурс Учитель года Кубани 2016 в номинации педагогический дебют
эссе на конкурс учитель года...