Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

В статье учителя истории ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Абрамова А.И. рассказывается о развитии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_kriticheskogo_myshleniya.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления
учащихся на уроках истории и
обществознания

Абрамов А.И.- учитель истории.

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает
образовательное пространство России. Педагогические коллективы страны осваивают разные
технологии использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Такое положение востребовано объективным ходом исторического развития общества,
необходимостью проявления личностных качеств и умений: коммуникативных, когнитивных,
организационных, креативных и т.д. В этом смысле, по моему мнению, большую роль в
становлении современной личности играет технология развития критического мышления
(ТРКМ) - одна из технологий личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Сравнив разные
образовательные системы, я сделал выбор в пользу развивающей. Используя ТРКМ на своих
уроках, я увидел следующие закономерности: устойчивый интерес к предмету; критическое
(аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и социальным явлениям;
стремление и осуществление творческой деятельности (креативность); развитие
коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, их интеллекта (когнитивность).
В своей статье я хочу показать теоретическое понимание данной технологии и практическое её
применение на уроках.

ТРКМ - это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с
информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём
исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления
материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии -
трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия

Эта структура логична и научна, т.к. её этапы (фазы) соответствуют закономерным этапам
когнитивной (умственной) деятельности личности.

Фаза

Задачи фазы.

Деятельность

Возможные приёмы

Функции

Деятельность

учащихся.

и методы.

фазы.

учителя.

Вызов.

Вызов уже

Ученик

Составление списка

1.

(информация

имеющихся

"вспоминает",

''известной

мотивационна

выслушиваете

знаний по

что ему

информации";

я

я.

изучаемому

известно по

рассказ-

2.

записывается.

вопросу.

изучаемому

предположение по

информационн

обсуждается.

активизация

вопросу

ключевым словам;

ая

работа

учащихся.

(делает

систематизация

3.

ведется

мотивация

предположения

материала

коммуникацио

индивидуальн

для

(предварительные

иная

о-в парах-

дальнейшей

Систематизиру

кластеры,таблицы);

группах).

работы.

ет информацию

верные-неверные

до ее изучения,

утверждения; переп

задает

утанные логические

вопросы, на

цепочки.

которые хотел

бы получить

ответ.

Осмысление.

Сохранение

Ученик читает

Методы активного

1.


(непосредстве

интереса к

(слушает)

чтения: маркировка

информационн

нный контакт

теме при

текст,использу

с использованием

ая

с новой

непосредстве

я

значков

2.

информацией.

нной работе с

предложенные

"+,-,?", которые

систематизаци

работа в

новой

учителем

ставятся на полях:

онная

парах-

информацией

активные

поиск ответов на

3.

индивидуальн

. постепенное

методы чтения

поставленные в

мотивационна

о)

продвижение

("инсерт"),дела

первой части урока

я.

от "старого"'

ет пометки на

вопросы и т.д.

знания к

полях или

''новому".

ведёт записи по

мере

осмысления

новой

информации.

Рефлексия.

Вернуть

Учащиеся

Заполнение

1.

(творческая

учащихся к

соотносят

кластеров, таблиц:

коммуникацио

переработка.

первоначальн

"новую"инфор

установление

нная

анализ

ым записям-

мацию со

причинно-

2.

изученной

предположен

"старой",

следственных

информационн

информации,

иям. внести

используя

связей между

ая

работа

изменения.

знания.

блоками

3.

ведётся

дополнения,

полученные на

информации;

мотивационна

индивидуальн

дать

стадии

возврат к ключевым

я

о-в парах-

творческие,

осмысления.

словам, верным-

4. оценочная.

группах).

исследовател

неверным

ьские

утверждениям.

задания на

ответы на

основе

поставленные

изученной

вопросы,

информации.

организация

дискуссий и т.д.

На уроках в режиме ТРКМ я использую методы работы с информационными текстами (приёмы: " кластер", "инсерт", "верные-неверные утверждения); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица "тонких и толстых" вопросов, таблица "3-Х-У"); методы по организации письменной рефлексии учащихся (формы: эссе, историческое сочинение, "репортаж", письмо в прошлое, синквейн). Провожу диагностику сформированности критического мышления у учащихся. Остановлюсь подробнее на данных методах и приёмах с учётом их практического применения на своих уроках истории и обществознания. Методы и приёмы работы с информационными текстами. Они позволяют развивать у школьников умения внимательного и вдумчивого чтения; анализа и систематизации информации текста; логического мышления. Одним из распространённых приёмов в моей работе является приём-"кластер" ("гроздь"). Его важность состоит в том, что он позволяет: представить информацию графически; показать её в систематизированном целостном виде; вычленить причинно-следственные связи.

Содержание материала выстраивается в определённой логической последовательности. Алгоритм составления кластеров очень прост - соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники (рисунок!).Учитывая специфику предмета, я использую кластер,

как в качестве стратегического приёма в ходе изучения многочасовой темы (например: "Удельная Русь в 13-15 вв."), так и в ходе урока (например: "Ордынское иго на Руси").


Рассмотрим последний пример подробнее. На стадии вызова, после постановки 10-классниками учебной цели (убедиться, что иго - политический фактор объединения

Руси), мы составляем предварительный кластер, основанный на предположениях учащихся. Они знают причины установления ига и "итоги" (из предварительного тематического кластера, который трансформируется по мере изучения материала в окончательный). Поэтому ребята предлагают главные смысловые единицы: содержание м.-т. ига и его роль в объединении Руси. Структурирование оформляем письменно. Появляются 2 смысловых блока, идущие от предмета изучения. Ставится вопрос: "Какие смысловые единицы можно выделить в каждом блоке?". После группового обсуждения и коллективной рефлексии в каждый блок включаются соответствующие единицы, исходя из предварительных знаний учащихся. Так, "содержание ига" включает дань Золотой Орде и ярлык на княжение; "роль ига" - разорение Руси, её отставание от Западной Европы, ускорение объединения Руси. Далее, при сопоставлении имеющихся знаний и учебной цели у ребят возникает противоречие (проблемная ситуация), побуждающее их перейти к изучению нового материала. На стадии осмысления каждый ученик непосредственно изучает текст параграфа, и на основе сопоставления предварительной и новой информации, вносит изменения в кластер (возможна работа в парах). На стадии рефлексии происходит групповое и коллективное исправление неверных, или неточных предположений-знаний, а также изменение-углубление предварительного кластера. Результатом являются новые знания, развитие умений (внимательного чтения, извлечения необходимой информации и её интерпретации, сравнения, анализа, систематизации, синтеза, умений формулировать и аргументировать свою точку зрения, слышать других и т.д.). Учащиеся создали продукт совместной деятельности - окончательный кластер. Приём "инсерт" использую на стадии осмысления нового материала. Во время чтения текста учащиеся делают пометки: "+,-,?,v" - известно; думал иначе; непонятно, стоит обсудить; новая информация.(3) Затем ребята заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. Последним этапом работы с этим приёмом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный приём помогает учащимся внимательно и вдумчиво вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания. Он помогает составить окончательный кластер на стадии рефлексии, поэтому "инсерт" и "кластер" - взаимодополняющие приёмы. Очень хорошо показал себя приём "верных- неверных" утверждений. Так, при изучении темы "Ассирийская держава" в 5-м классе, на стадии вызова ребята знакомятся с рядом утверждений по данному предмету изучения. Одни из этих утверждений верные, другие - неверные. Например: 1.Ассирия располагалась севернее Вавилонского царства (верно), в верхнем течении реки Евфрат (неверно). 2.В 8 в. до н.э. ассирийская армия стала самой сильной в мире, (верно) 3. Ассирийские цари дружили с другими странами и создали дружественный союз (державу).- (неверно). 4.Царь Ашшурбанапал собрал глиняную библиотеку.(верно) 5. Судьба Ассирийской державы неизвестна, (неверно) Цель данного урока: увидеть роль Ассирийской цивилизации в древнем мире и получить первоначальное представление о понятии "держава" (империя). Так как учащиеся не могут сказать, верны или неверны данные утверждения, возникает проблемная ситуация, побуждающая их к стадии осмысления. Этот приём имеет большое значение именно на стадии вызова, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, резко повысить их мотивацию на дальнейшую работу, вызвать стойкий интерес на протяжении всего урока. Таким образом, использование этих приёмов позволяет максимально организовать работу учащихся с информационными текстами.

Визуальные методы организации материала. Позволяют визуально (наглядно) организовать изучаемый материал. Это рисунки, схемы, таблицы. В своём опыте использую такие приёмы, как таблица "тонких и толстых" вопросов, таблица "3-Х-У" ("знаю - хочу узнать - узнал"). Приём таблица "тонких и толстых" вопросов формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности. Он используется на любой стадии урока. На стадии вызова, это те вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления вопросы ставятся учащимися по ходу чтения, или слушания материала. При рефлексии - для демонстрации понимания пройденного материала. Приведу фрагмент урока обществознания в 10 классе по теме "Познавательная деятельность человека" на стадии осмысления содержания. Цель: изучение содержания материала через активную фиксацию тонких (репродуктивных) и толстых (более сложных) вопросов в таблице.

"тонкие"вопросы

"толстые" вопросы

1 .Что такое знания? Кому

1 .Какова роль знаний в жизни человека и


3. Что такое познавательная
деятельность человека?

  • Что является S и О познания?
  • Какова цель познания?
  • Что такое чувственное
    познание? Какие существуют
    органы чувств? Назовите
    элементы чувственного
    познания?
  • Что такое рациональное
    познание? Какие 3 формы есть у
    рационального познания? Какие
    существуют мыслительные
    операции?

Этот приём поддерживает высокий интерес к изучаемой теме и является основой для стадии
рефлексии, (в данном случае) Не менее интересной является таблица "3-Х-У", которая
используется мною в качестве стратегического приёма, действующего на всех стадиях. Важность
этого приёма в том, что он, во-первых, помогает собрать уже имеющуюся информацию по теме
до её изучения, во-вторых, позволяет расширить и, в-третьих, систематизировать знания по
изучаемому вопросу. Таблица " 3-Х-У" оформляется следующим образом:
Верхняя часть таблицы:

знании существуют?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Нижняя часть таблицы:

Категории информации

Источники информации

1. 2.

1. 2.

Приведу фрагмент урока по граждановедению в 5 классе по теме "Семья". Цель: получить представление о семье, как малой социальной группе и её роли в жизни общества (первичное знакомство). На стадии вызова прошу учащихся вспомнить, что им известно о данном предмете. Они высказывают свои знания, версии. Вместе оформляем графу "знаю".

Знаю

Хочу узнать

Узнал

3. Объясните цель познания? Как человек познаёт окружающий мир?

Как связаны между собой ощущение, восприятие и представление? Какова роль чувственного познания в познавательной деятельности человека? Какова роль рационального познания и его форм в познавательной деятельности человека?

Как связаны чувственное и рациональное познание? ит.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...

Проблема развития логического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

Одной из главных задач российской образовательной политики является  обеспечение современного качества образования, развития и становления личности,  способной жить в изменяющемся инфо...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории....