карточки для самостоятельной музыкальной деятельности
методическая разработка на тему

Иванова  Инна Николаевна

Вы познакомитесь с новизной работы по музыкальному развитию детей используя авторские индивидуальные карты для самостоятельной  музыкальной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx455.97 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc407.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

 ПИ – ПИ – ПИ – ПИ – ПИ            КВА – КВА – КВА – КВА – КВА        ГАВ –ГАВ – ГАВ – ГАВ – ГАВ  

 

          Р   А   З   Р   Е   З   А   Т   Ь       Н   А        К   А    Р   Т   О   Ч  К   И                                             Р   А   З   Р   Е   З   А   Т   Ь       Н   А        К   А    Р   Т   О   Ч  К   И    

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                              ГАВ –ГАВ – ГАВ – ГАВ – ГАВ      ПИ – ПИ – ПИ – ПИ – ПИ             КВА – КВА – КВА – КВА – КВА  

                                                                                                                                                                           

                       

                                                                                           

 

 

                 

 ЛО  -  ШАД  - КА                        КРУГ-ЛЫЙ     МЯЧ               МА-ЛЕНЬ-КИЙ   КО-ТИК

                               

                                                                       

Р   А   З   Р   Е   З   А   Т   Ь       Н   А        К   А    Р   Т   О   Ч  К   И                                             Р   А   З   Р   Е   З   А   Т   Ь       Н   А        К   А    Р   Т   О   Ч  К   И  

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

                                                                                           

    ЖЁЛ-ТО-Е  СОЛ-НЫШ-КО                  ЖЁЛ-ТО-Е   СОЛ-НЫШ-КО                  ЖЁЛ-ТО-Е   СОЛ-НЫШ-КО          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                      

ЗО – ЛО – ТА – Я    РЫБ - КА           ЗО – ЛО – ТА – Я    РЫБ - КА                 ЗО – ЛО – ТА – Я    РЫБ - КА    

   

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   F:\работа\кружок\картинки к дидактич.играм\1259674243_ryirsss.jpg           F:\работа\кружок\картинки к дидактич.играм\aiiPvLyHEqI.jpg          F:\работа\кружок\картинки к дидактич.играм\маш.jpg

 ПЕ – ТУ - ШОК                               БА – БО - ЧКА                              МА – ШИ - НА



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     В «Методических рекомендациях для воспитателей и музыкальных руководителей» определены цели, задачи, условия и средства развития ребенка в самостоятельной музыкальной деятельности, их ознакомления с миром музыки в условиях детского сада.

     Рекомендации рассчитаны для детей ДОУ в возрасте 5-7 лет. Образовательная область: художественное развитие. Особое внимание уделено развитию инициативы и самостоятельности, познавания и творческого исследования.

     Методические рекомендации разработаны на основе целей и задач Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание методических рекомендаций реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и опирается на художественно- эстетическое развитие. Поэтому программно-методическое сопровождение (индивидуальные карты) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте дошкольного образования, где отмечается, что каждый ребенок должен иметь право определять свою деятельность и возможности. Индивидуальные карты, предлагаемые к использованию в самостоятельной деятельности детей позволяют каждому ребенку выбрать выполнение задания по своим интересам и уровню развития.

     Основой для разработки методических рекомендаций развития детей в самостоятельной музыкальной деятельности послужили рекомендации Н.А.Ветлугиной,  Т.Э. Тютюнникова.

     Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, всестороннее развитие музыкальных способностей, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей в самостоятельной музыкальной деятельности (с учетом возможностей каждого ребёнка);
  • Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями. Способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
  • Способствовать к умению творчески использовать накопленный музыкальный опыт в повседневной жизни;
  • Предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого материала, методов и приемов обучения, форм организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Методические принципы.

  • Одним из главных принципов в работе с детьми в самостоятельной музыкальной деятельности является создание обстановки (центр музыки в группах), в которой ребенок чувствует себя комфортно;
  • Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач. Это обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, восприятие, игры, музицирование и претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
  • Принцип последовательности предусматривает постепенное усложнение поставленных задач;
  • Принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога (Я знаю, я- взрослый, делай как я говорю ) - недопустимый в общении с ребенком. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях (Давай поиграем, покажи мне, кто мне поможет).
  • Принцип положительной оценки деятельности детей способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в музыкальной самостоятельной деятельности.
  • Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Дети, понимая, что его хвалят, к нему прислушиваются, его замечают - начинает думать, стараться, творить.

Актуальность:

В федеральных государственных стандартах дошкольного образования говориться, что  необходимо «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

 Исходя из этого, в ДОУ необходимо создать все условия для развития детской самостоятельности, инициативы и проявления творческих способностей. Этому способствует и развитие музыкальности детей.

В современном мире дети в детских садах в течение дня очень загружены разнообразной деятельностью (рисование, математика, плавание, физкультура, музыка и т.д). Музыкальные руководители уделяют много внимания на подготовку праздников и развлечений с детьми. И подчас не хватает времени для организации самостоятельной деятельности детей в музыкальном зале и в группах. Поэтому предложенные индивидуальные карточки, будут хорошим дополнением в работе с детьми по музыкальному развитию. Ведь данные карточки будут способствовать развитию: внимания, памяти, воображения, фантазии, усидчивости, а так же ритмического слуха, звуковысотного слуха, ладового и тембрового чувства, умения импровизировать и музицировать. Эти карточки дети могут использовать по своему усмотрению и желанию, импровизировать с ними, придумывая новые возможности их применения.

Теоретическое обоснование 

В условиях современного общества важное значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е. П. Торранс, И. Фостер. В последующем большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи как Л. Б. Ермолаева-Томина, Е. Л. Григоренко, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Козленко, Н. А. Ветлугина и др. В музыкальном воспитании.  Источником самостоятельной деятельности является окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников.

Музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как её истоки - сама жизнь детей. (Н.А. Ветлугина). Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения в музыкальной деятельности. В музыкальном зале взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализуя свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным: во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье; во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе; в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских самостоятельных игр. (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова).

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных в музыкальной образовательной деятельности.

Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Игра - следующая форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в "музыкальное лото", они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам "музыкальной лесенки", дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. (С. В. Акишев, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Радынова и др.).

Новизна

Индивидуальные карты, разработанные для детей старшего возраста – новизна в самостоятельной музыкальной деятельности.

Индивидуальные карты - это мотивация детей к познавательному интересу, пополнение словаря, обогащение музыкального опыта через исследование и изучение музыкальных инструментов, нотной грамоты. При их использовании у детей развивается эмоционально – насыщенное общение, взаимодействие друг с другом, что важно при развитии коммуникативной и социальной компетентностей детей.

Индивидуальные карты – это возможность прослеживания динамики музыкального развития ребёнка на протяжении всего периода его пребывания в детском саду. Это пополнение портфолио ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Владение информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) позволяет создавать разнообразные индивидуальные карты для музыкального развития в самостоятельной деятельности детей с учётом их возрастных возможностей.

В каждой группе есть «центр музыки», в которых дети сами могут реализовывать свои умения, знания и навыки в области музыки (игре на музыкальных, шумовых, ударных инструментах и т.д.), придумывать и озвучивать сказки, истории (шаги, голоса и т.д.) В «центрах музыки» можно использовать индивидуальные карты – оформив их как дидактическую игру для двоих и более детей, так и для каждого ребёнка индивидуально.

Главная цель использования индивидуальных карт – это пробуждение и стимулирование интереса детей к музыкальной деятельности в любом возрасте.

С помощью предложенных индивидуальных карточек, решаются следующие задачи:

  • Вовлечение ребёнка в музыкальную деятельность
  • Формирование умения ощущать ритмическую пульсацию в музыке и предавать её в слове и движении
  • Развитие творческой активности, музыкального слуха, умения слышать себя и исправлять ошибки
  • Способствование к развитию выразительной интонации
  • Проявление самостоятельности в выполнении заданий
  • Накапливание музыкального опыта
  • Возможность самостоятельных достижений

Ожидаемый результат

Если систематически использовать разработанные индивидуальные карты в самостоятельной деятельности (центрах музыки, музыкальном зале, дома), то у детей появиться:

  • заинтересованность в увлечении музыкой,
  • стремление быть активным в музыкальной образовательной деятельности,
  • знания, позволяющие не только решать поставленные задачи, но и развивать возможности разнообразить их решения.

Описание игры с индивидуальными картами

Например: Карта№1

РАСКРАСЬ ПИАНИНО

                                                   

ИМЯ__________                                 ДАТА______________

Индивидуальная карта

Как работать с картами?

     Если в «центе музыки» ребёнок выбрал для себя заполнение такой карточки (а карточки необходимо всегда пополнять как картотеку), ему необходимо будет прочитать задание сверху, если он умеет читать, то в выполнении задания ему будет легче, если ребёнок не умеет читать, ему придется обратиться к воспитателю, или к тому ребёнку, который умеет читать. Решив первую задачу ему необходимо будет решить вторую, – найти на картинке пианино, и третью - в какой цвет ему закрасить его. Когда задание выполнено, ребёнок внизу пишет своё имя (если умеет) или по показу воспитателя (если не умеет). Ставиться дата, а карточка вкладывается в портфолио ребенка.

     Когда воспитатель и музыкальный руководитель ведут наблюдения за детьми, то они отмечают у себя результат выполнения задания ребёнком на данный период. Если ребёнок сегодня не выполнил правильно задание, нужно поспособствовать (помочь разобраться, поддержать его) тому, чтобы он понял, как выполняется задание на этой карточке и через некоторое время снова предложить ему (НЕ в принудительной форме) выполнить задание на этой карте.

Карта №2

НАЙДИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1312149355_1231917021_musical_instruments_vectors.jpg

        ИМЯ___________          ДАТА______________

Аналогично как с первой картой, но задание другое, так и со всеми предложенными индивидуальными картами.

Литература и источники информации

  1. «Самостоятельная художественная деятельность детей - дошкольников» / под ред. Н.А. Ветлугиной. М.,1980;
  2. «Музыка» - Т.Э. Тютюнникова. М.,1997;
  3. «Рабочий журнал музыкального руководителя детского сада» - 2-е изд., испр. и доп./ Авт.-сост.С.И.Мерзлякова.:ТЦ Сфера.-2012;
  4. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1989;
  5. Журнал «Музыкальная палитра» / под ред. А.И. Бурениной
  6. http://studopedia.net/
  7. http://www.i-gnom.ru
  8. http://detuniver.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкального творчества в процессе самостоятельной детской деятельности»

«Развитие музыкального творчества в процессе самостоятельной детской деятельности»...

Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности

Музыка должна звучать и в самостоятельной деятельности детей. Дети могут играть на музыкальных интрументах,  исользовать музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковую гимнастик...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"

Консультация для воспитателей на тему:              «Самостоятельная музыкальная деятельность» ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТО...

Статья: самостоятельная музыкальная деятельность

Методы эффективных самостоятельных занятийВиды самостоятельных занятий...

Статья. Место для самостоятельной музыкальной деятельности

Каким должно быть место для самостоятельной музыкальной деятельности ребенкаНеобходимые атрибуты для самостоятельной музыкальной деятельности ребенкаИдеи...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Участие воспитателя в музыкальном развитии детей особенно важно в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне...