Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.
статья на тему
В данной статье перечислены умения, которыми должен владеть учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Материал можно использовать на МО и слушателям курсов повышения квалификации. Удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal.ru_psihologicheskiy_portret_uchitelya.docx | 533.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Апрельская В.И.05.02.2015
Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.
Учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО, владеет следующими умениями:
- Умением создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду:
- снятием всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает учащихся. Учитель так организовывает учебный процесс, что школьник знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке. Ученик не боится ошибаться, не расстраивается из-за неудач, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднение. Источник психологической комфортности - положительное эмоциональное состояние;
- формированием в себе коммуникативных компетенций;
- навыками разрешения конфликтных ситуаций и снятия стрессов;
- заботиться о своём хорошем психическом здоровье;
- избегать «эмоционального выгорания»;
- быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку и самообладание.
- Умением преодолеть психологические барьеры, препятствующие успешной реализации ФГОС ООО:
- сложности при работе по ФГОС нового поколения;
- преобладание " знаниевой" парадигмы в профессиональной деятельности и мышлении;
- недостаточное знакомство с технологиями развивающего обучения;
- трудности, возникающие при анализе собственной деятельности, разработке технологической карты урока и методологического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;
- гетерогенный состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состояния здоровья;
- уметь мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений в связи с изменившимися требованиями в соответствии с ФГОС;
- умением преодолеть низкую психолого – педагогическую компетентность большинства родителей.
- Умением выработать в себе психологическую устойчивость к барьерам в профессиональной деятельности, которая выражается в:
- уверенности в себе как в учителе;
- отсутствии страха перед детьми;
- умении владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
- отсутствии эмоциональной напряженности;
- наличии волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);
- удовлетворенности деятельностью;
- нормальной утомляемости.
- Умением следовать следующим принципам психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС:
- принципу индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
- принципу гуманистичности (предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия). Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (помощи) педагога и психолога;
- принципу превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- принципу научности (отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников). Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции;
- принципу комплексности ( подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.);
- принципу «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;
- принципу активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности обучающихся к саморазвитию;
- принципу коллегиальности и диалогового взаимодействия (обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ);
- принципу системности (предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов);
- принципу рациональности (лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для обучающихся).
- Умением вести и правильно оценивать значимость психолого-педагогической работы со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации, которая заключается в следующем:
- проведении психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий;
- индивидуальном и групповом консультировании родителей по результатам диагностики;
- просвещении и консультировании педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- групповой и индивидуальной просветительской работе по проблеме профилактики профессиональной деформации;
- организации педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики;
- организации индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении;
- аналитической работе, направленной на осмысление результатов работы, проведенной в течение года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.
В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»
В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы Тема: "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"...