Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.
статья на тему

Апрельская Валентина Ивановна

В данной статье  перечислены умения, которыми должен владеть учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Материал можно использовать на МО и слушателям курсов повышения квалификации. Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.ru_psihologicheskiy_portret_uchitelya.docx533.63 КБ

Предварительный просмотр:

Апрельская В.И.05.02.2015

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.

C:\Users\Aipril\Desktop\МИНИ сайт\I.jpg

C:\Users\Aipril\Desktop\МИНИ сайт\9.png

Учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО, владеет  следующими  умениями:

  1. Умением  создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду:
  • снятием  всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает учащихся. Учитель так организовывает учебный процесс, что школьник знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке. Ученик не боится ошибаться, не расстраивается из-за неудач, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднение. Источник  психологической комфортности - положительное эмоциональное состояние;
  • формированием  в себе коммуникативных компетенций;
  • навыками  разрешения конфликтных ситуаций и снятия стрессов;
  • заботиться о своём хорошем психическом здоровье;
  • избегать «эмоционального выгорания»;
  • быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку и  самообладание.

  1. Умением  преодолеть  психологические барьеры, препятствующие успешной реализации ФГОС ООО:

- сложности при работе по ФГОС нового поколения;

- преобладание " знаниевой" парадигмы в профессиональной деятельности и мышлении;

- недостаточное знакомство с технологиями развивающего обучения;

- трудности, возникающие при анализе собственной деятельности, разработке технологической карты урока и методологического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;

- гетерогенный состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состояния здоровья;

  • уметь мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений в связи с изменившимися требованиями в соответствии с ФГОС;

- умением  преодолеть  низкую  психолого – педагогическую  компетентность большинства родителей.

  1. Умением  выработать в себе психологическую устойчивость к барьерам в профессиональной деятельности, которая выражается в:
  • уверенности в себе как в учителе;
  • отсутствии страха перед  детьми;
  • умении владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
  • отсутствии эмоциональной напряженности;
  • наличии волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);
  • удовлетворенности  деятельностью;
  • нормальной  утомляемости.

http://smartresponder.ru/user/files/252164/849899517/aim4.gif

  1. Умением  следовать следующим принципам психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС:
  • принципу  индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
  • принципу  гуманистичности  (предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия). Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (помощи) педагога и психолога;
  • принципу  превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
  • принципу научности (отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников).      Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции;
  • принципу комплексности ( подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.);
  • принципу  «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;
  • принципу активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности обучающихся к саморазвитию;
  • принципу  коллегиальности и диалогового взаимодействия (обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ);
  • принципу системности (предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов);
  • принципу рациональности (лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для обучающихся).

http://smartresponder.ru/user/files/24253/1088931650/44.jpg

  1. Умением  вести и правильно оценивать  значимость психолого-педагогической  работы со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации, которая заключается  в следующем:
  • проведении психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий;
  • индивидуальном и групповом  консультировании родителей по результатам диагностики;
  • просвещении и консультировании педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
  • групповой и индивидуальной просветительской работе по проблеме профилактики профессиональной деформации;
  • организации педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики;
  • организации индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении;
  • аналитической  работе, направленной на осмысление результатов работы,  проведенной в течение года.

http://smartresponder.ru/user/files/24250/476565473/41.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.

В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»

В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...

Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС

        Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...

Выступление на ММО учителей русского языка и литературы "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"

Выступление на ММО учителей русского языка и литературы Тема: "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"...