Методика развития мотивов учащихся на уроках физики в старшей школе
методическая разработка на тему
Содержание.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект мотивационной сферы учащихся
1.1 Психология старшего школьного возраста……………………….7
1.2. Мотивационная сфера учащихся старшего школьного возраста….10
1.3. Учебная мотивация и её развитие в процессе обучения физике……15
Глава 2. Методика обучения физике учащихся нефизических классов
2.1 Особенности методов обучения физике учащихся нефизических классов 29
2.2. Методическая разработка…………………………………………..32
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты…………………..36
Заключение…………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………..41
Приложения…………………………………………………………………….43
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития мотивов учащихся на уроках физики в старшей школе
Содержание.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект мотивационной сферы учащихся
1.1 Психология старшего школьного возраста……………………….7
1.2. Мотивационная сфера учащихся старшего школьного возраста….10
1.3. Учебная мотивация и её развитие в процессе обучения физике……15
Глава 2. Методика обучения физике учащихся нефизических классов
2.1 Особенности методов обучения физике учащихся нефизических классов…………………………………………………………………………29
2.2. Методическая разработка…………………………………………..32
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты…………………..36
Заключение…………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………..41
Приложения…………………………………………………………………….43
Введение
В настоящее время в системе общего среднего образования происходят существенные изменения: идёт становление новой системы, ориентированной на профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение- это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Выделяют 4 основных группы профилей:
- гуманитарная,
- естественно-математическая,
- социально-экономическая,
- информационно-технологическая.
И, конечно же, реализация профильного обучения возможна только при условии сокращения непрофильных учебных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Приказ министра образования РФ от 30.06.1999 .№ 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования» дал обучению физике в классах нефизического профиля нормативную основу 1-3 часа в неделю.
Общеизвестно, что школьники плохо усваивают физику, а учащиеся, выбравшие обучение в классах нефизического профиля, и того хуже. Задача учителя физики состоит в формировании у учащихся нефизического профиля физической картины мира, то есть целостного образа внешнего мира, осознаваемого в виде совокупности наиболее общих фундаментальных признаков. Поэтому я считаю, что данная тема актуальна. Необходимо развивать мотивационную сферу у учащихся нефизического профиля в старшей школе, для обеспечения выработки общего взгляда на мир, окружающий человека.
Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся старших классов нефизического профиля средней (полной) школы.
Предметом исследования методика, способствующая развитию мотивационной сферы учащихся старших классов нефизического профиля средней школы.
Целью данной работы является создание методики по развитию учащихся в процессе изучения физики.
Гипотеза исследования состоит в следующем: если разработать методику обучения физике учащихся нефизических классов, построенной по блочному принципу и основанной на групповой работе учеников, то это будет способствовать повышению интереса к предмету физика у учащихся таких классов и развитию их мотивационной сферы.
Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы, позволяющий:
- рассмотреть мотивацию, в частности учебную мотивацию, с точки зрения психологии и педагогики;
- выявить особенности старшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте ученики делают первый сознательный шаг в выборе профессии;
- ознакомиться с некоторыми методическими разработками учителей-физиков, применяемыми ими на практике;
- разработка методики изучения физики, способствующей развитию мотивационной сферы учащихся нефизических классов;
- проверка эффективности реализации этой методики в процессе обучения физики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и виды деятельности:
- анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, касающейся темы исследования, с целью выявления состояния исследуемой проблемы;
- теоретическое конструирование методики, способствующей развитию мотивационной сферы у учащихся классов нефизического профиля;
- педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики развития мотивационной сферы учащихся нефизических классов.
Методологической основой исследования являются работы, посвящённые мотивационной сфере и учебной мотивации школьников (Л.И.Божович, А.К.Маркова, М.В.Матюхина).
Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в разработке методики, целью которой является повышению интереса к предмету физика у учащихся нефизических классов и развитию их мотивационной сферы и варианта применения данной методики к изучению темы «Термодинамика» в 10 классе средней школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 18 наименований, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цель, гипотеза и задачи; определяется методологическая основа и методы, формулируется научная новизна и практическая значимость исследования, описывается структура дипломной работы; приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе – «Психолого-педагогический аспект мотивационной сферы учащихся» - рассматривается возрастные психолого-педагогические особенности старшеклассников, специфика мотивационной сферы старшего школьника, определяются факторы, влияющие на развитие мотивации у учеников. Основой исследований в данной главе являются работы Л.И.Божович, А.К.Марковой, М.В.Матюхиной.
Во второй главе – «Методика обучения физике учащихся классов нефизического профиля» - описывается разработанная в ходе исследования методика, призванная повышать интерес к предмету «физика» у учащихся и развивать их мотивационную сферу. Приводятся результаты проведённого педагогического эксперимента.
В заключении формулируются основные результаты исследования.
В приложениях приводятся тест, предложенный учащимся для проверки усвоенных знаний, тексты задач, использованных на уроке решения задач, контрольная работа, позволившая оценить уровень усвоения темы.
Апробация разработанной методики проходила в 10 социально-экономическом классе средней школы № 15 округа Муром. Результаты работы были опубликованы в «Сборнике трудов по теории и методике обучения физики» выпуск 6.
Глава 1. Психолого-педагогический аспект мотивационной сферы учащихся.
- Психология юношеского возраста
В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Возрастные рамки юношеского возраста: от 14 до 17 лет. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная. Именно поэтому профессиональное обучение целесообразнее всего вводить именно в старшей школе (10-11 класс).
Общие умственные способности человека к 15-16 годам уже, как правило, сформировались, и такого быстрого роста их, как в детстве, не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая её в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро развиваются специальные способности. В сочетании с растущей дифференциацией направленности интересов это делает структуру умственной деятельности ученика гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младших возрастах.
Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределённость положения (уже не ребёнок, но ещё и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать своё поведение, - всё это вместе взятое, резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентационную деятельность. Идёт ли речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношении со старшими или сверстниками – юноша (девушка) особенно озабочен их оценкой и стремится строить своё поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм.
Возрастные особенности старшего школьного возраста позволяют выделить этот период как сензитивный для развития интеллектуально-творческой деятельности. Во-первых, именно для старшего школьного возраста характерны интенсивное развитие гипотетико-дедуктивного мышления, способности формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль, способность находить и ставить проблемы, активное формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Во-вторых, развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. В-третьих, центральным психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания и устойчивого образа «Я», в связи с чем возникает потребность в самопознании, идет переориентация с внешней оценки на самооценку, повышение адекватности самооценки, ярко проявляется желание самовыражения, стремление выразить свою индивидуальность, потребность в самоуважении.
Благодаря радио, телевидению, Интернету учащиеся знают о многих достижениях современной науки (порой даже больше учителя), поэтому следует обращать на это внимание.
Юноши начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, (в гуманитарных классах к физико-математическим предметам) и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Ученики начинают «бороться» за аттестат. Нужным становится то, что будет необходимым в дальнейшей жизни. В этом возрасте можно заинтересовать учащегося физикой, делая упор на её необходимость в жизни. Задача учителя физики сформировать у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельного выбора профессии, создать условия для развития каждого ученика как личности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: физика – это наука, которая пронизывает все сферы деятельности человека и задача учителя физики, преподающего в старших классах ( и не только в классах с углублённым изучением физики, но и в классах нефизического профиля) донести до ученика значимость предмета и заинтересовать его, мотивировать изучение физики. Именно в этом возрасте мы можем приравнять значение слова «мотивация» и профессиональная направленность.
1.2. Мотивационная сфера учащихся старшего школьного возраста.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности [3]. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствует потребности человека; в системе деятельности, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множество действий, формирующихся деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.
В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельности, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.
Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может измениться система деятельности, как преобразуется её иеррархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей мотивов и целей.
В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придаётся феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребляемыми в соответствующих теориях являются понятия когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний.
Чаще всего эти когнитивные переменные используются не в отдельности, а комплексно. Между ними устанавливаются определенные взаимосвязи, зависимости, выражаемые при помощи разнообразных символических записей с использованием элементарных арифметических операций. Нередко подобная символика и форма записей употребляется в теориях мотивации, где центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения.
Американский ученый Д. Аткинсон [7] одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации..
Большую роль в современных теориях мотивации играет понятие инструментального действия. Чем больше некоторое действие служит средством для достижения поставленной цели, тем выше его инструментальность для данной цели. С учетом этого понятия было предложено определять стремление человека к успеху в том или ином виде деятельности. Это стремление зависит от сочетания вероятности достижения привлекательных целей в заданной ситуации и ожидания того, что предпринятое действие на самом деле приведет к достижению поставленной цели.
Поскольку в каждой ситуации для человека существует несколько привлекательных целей, к достижению которых с разной степенью вероятности могут привести различные действия, то общий итог будет выглядеть как сумма произведений привлекательности целей на инструментальность ведущих к ним действий. Чем выше этот итог или результат, тем сильнее мотивация, направленная на достижение цели. Нам дополнительно понадобится ввести понятие валентности действия. С помощью данного понятия мы будем обозначать тот факт, что одно действие может выполнять инструментальную роль по отношению к цели другого действия, т. е. служить средством для ее достижения. В отличие от этого под валентностью результата действия будем понимать его привлекательность как возможного средства для достижения других целей. Человек обычно предпочитает выполнять такие действия, валентность результата которых в указанном смысле слова является наивысшей.
К примеру, ученик желает поступить в престижный вуз и стать хорошим специалистом. У него впереди еще два года до окончания школы, и он решает, как их наилучшим образом использовать: потратить ли эти годы на углубленное изучение профилирующих предметов, знание которых в дальнейшем может ему понадобиться для того, чтобы стать хорошим специалистом по избранной профессии, или направить все усилия на подготовку к вступительным экзаменам в вуз.
Первая система действий, если он действительно решил стать хорошим специалистом, выступит для него как обладающая большей валентностью, чем вторая, так как она в гораздо большей степени приближает его к намеченной цели.
В соответствии с рассмотренной выше моделью мотивации, для того чтобы предсказать, как поведет себя человек в той или иной ситуации, важно знать:
- какое значение лично для него имеет достижение поставленной цели;
- как он оценивает свои шансы на успех с точки зрения инструментальности тех или иных, возможных для него в данной ситуации действий, своих способностей, связанных с выполнением данных действий.
Виды мотивации учения в старшем школьном возрасте:
- Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
- Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
- Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Динамическое и содержательно-смысловое объединение побуждений достигает довольно высокого уровня лишь в юношеском возрасте. Л.И. Божович пишет об этом периоде развития мотива: «По содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивационная сфера юноши начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Наконец, по механизму действия мотивы в старшем школьном возрасте являются не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения»[1,с.73].
В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.
Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что основное внимание должно быть направлено на профессиональную сферу учащихся. Этому способствует профильное обучение.
1.3. Учебная мотивация и её развитие в процессе обучения физике.
Так как нас интересует ученик и его мотивационная сфера, то из большого количества различных видов мотиваций мы рассмотрим учебную мотивацию.
Учебная мотивация, как указанно в литературе [4], имеет ряд специфических факторов:
- она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;
- организацией образовательного процесса;
- субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками);
- субъективными особенностями педагога и, прежде всего, его отношение к ученику, делу;
- спецификой учебного предмета.
Таким образом, учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Как выше было отмечено, учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизация.
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений ( потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.
Соответственно при анализе мотивации учения стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так в нее входят: потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
По А.К. Марковой, мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится [4].
Все мотивы по отношению к обучению физике деятельности делятся на:
- внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей);
- внутренние (интерес к содержанию предмета «физика»; к ее процессу; к овладению способами изучения данной науки и тем самым к саморазвитию).
Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.
Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием предмета «физика» или с самим процессом учения:
- широкие учебные (направлены на усвоение новых знаний по физике);
- учебно-познавательные (направлены на добывание знаний по физике);
- мотив самообразования (направлен на совершенствование способов добывания знаний по физике).
Социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.
- широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу);
- позиционные социальные мотивы (стремление добиться авторитета и одобрения окружающих);
- мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения
М.В. Матюхина [5] тоже выделяет два основных типа мотивов:
1). Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности:
а) мотивация содержанием:
- интерес – занимательность
- интерес к фактам
- интерес к сути явлений, их происхождению
б) мотивация процессом:
- исполнительский – как выполнение деятельности
- поисково-исполнительский – как выведение правила
- творческий – как самостоятельное составление задания
2). Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:
- широкие социальные мотивы;
- узколичностные;
- отрицательные.
Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов:
мотивы, непосредственно связанные с учением, и социальные мотивы.
Оба типа мотивов являются существенно необходимыми для деятельности учения, поскольку она является совместной деятельностью ученика и учителя. Следовательно, иерархия мотивов учения является двуевершинной- ведущими являются как познавательные так и социальные мотивы.
Рассмотрим еще один важный аспект в мотивации учения.
Для организации учебной деятельности важно отметить возможность и продуктивность формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, то есть умений школьников ставить цель и достигать их в обучении. Цель – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов.
А.К. Маркова, рассматривая содержание целеполагания, выделяет виды, уровни, этапы, качества, проявления этого процесса [4].
Видами целей в учении могут быть конечные цели (получение правильного результата решения) и промежуточные (различие способа работы и результата, нахождение нескольких способов решения и так далее).
Уровни целей связаны с уровнями мотивов; таким образом, выделяют широкие познавательные цели, учебно-познавательные цели, цели самообразования, социальные цели (например, занять позицию в общении, найти оптимальный способ сотрудничества и другие).
Этапами реализации целей являются постановка цели, ее обоснование, мысленное предвидение результата и способа его достижения, апробирование цели действием, конкретизация конечной цели, в виде промежуточных, выбор из нескольких целей одной наиболее реалистичной, обоснование расхода времени и сил, построение плана действия, достижение цели, проверка степени достижения цели по соотношению между требуемым, желательным и фактическим результатами.
Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные).
Проявления целей: доведение работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.
Мотивация рождается в самой деятельности, и очень важно придать целям, стоящим перед учащимися в учебной деятельности, самостоятельное значение, в результате цель приобретает собственную побудительную силу и превращается в мотив-цель.
На уроке ученик получает цель извне, от учителя, в готовом виде. Однако «объективные цели должны стать целями и мотивами самого ученика» (Л.И. Божович). Определенность, ясность, осознанность целей повышает активность, усиливает мотивацию [1 с.80 ].
Чтобы цель была принята, стала намерением, необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.п.). До тех пор пока цель не станет самостоятельной побудительной силой, будет существовать разрыв между мотивами и целями. Для продуктивного усвоения знаний важно чтобы цель стала самостоятельной силой, превратилась в мотив. Для этого необходимо, чтобы ученик четко сформулировал цель (что узнать, чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделил способы достижения цели; проконтролировал, насколько выполнение соответствует цели, насколько успешно идет продвижение к цели.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда педагог осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению физике как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в методике обучения физике.
Опираясь на исследования А.К. Марковой [4], можно сделать вывод, что главная задача мотивации в процессе обучения физики - это такая организация учебной деятельности учащегося, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика[4].
Условия для внутреннего мотивирования процесса обучения физике:
1). Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2). Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания по физике с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3). Задачи обучения физике ( в том числе в классах нефизического профиля) должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути.
Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
4). Уроки физике следует организовать так чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
5). Важна для психологически грамотной организации мотивации изучения физике ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности.[8] Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель. Он может быть ориентирован на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы (большинство сегодняшних учителей ) или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес к изучению физике. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
6). Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, глубоким знанием предмета «физика» и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
7). Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека или "когнитивные оценки человека" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.
При формировании мотивации достижения учитывают следующие психологические принципы:
1) Ориентировка на перспективы, резервы, задачи развития мотивации в определенном возрасте.
- Включение развития в активные виды деятельности и общественное взаимодействие.
3). Возникновение психических новообразований: формирование новых позиций к изучаемому объекту, к другому человеку, к самому себе.
4). Показатели новообразований в мотивационной сфере не общее положительное возрастное отношение к учению, а качественное изменение ее отдельных сторон.
Пути формирования мотивации.
- «Сверху - вниз» (формирование идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы изучения физике. Отрицательным в данном положении является то, что учащийся может чисто формально усвоить требуемые побуждения).
- «Снизу - вверх» (учащийся включается со взрослыми в реальные различные виды деятельности и таким образом приобретает практический опыт нравственного поведения => складываются реально действенные мотивы). Отрицательное в этой позиции то, что нет уверенности в том, что сложатся именно необходимые мотивы.
Единство этих путей должно дать правильное сочетание и «значимых» и реально действенных мотивов.
Формирование познавательной активности.
- Применения современных методов обучения физике => возникают широкие познавательные мотивы.
- Формирование интереса к знаниям к содержанию предмета «физика» и процессу обучения => возникают учебно-познавательные мотивы.
- Формирование интереса к способам добывания знаний по физике.
Формирование в ходе учения активного отношения к своей мотивационной сфере.
- Актуализация старых мотивов, сложившихся смыслов, эмоций. (задача: помочь осознать раннее сложившиеся установки, усилить их смысл, подчеркнуть положительную эмоциональную окраску).
- Формирование приемов целесообразности (задача: научить осознанному принятию и активной постановке целей).
- Рождение нового мотива.
- Придание мотиву новых качеств, характеристик: устойчивости, самостоятельности, действенности.
В нашем случае смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к физике к зрелым формам положительного отношения к предмету - действенному осознанному и ответственному.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; различные физические демонстрации; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
- актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
- коррекция дефектных мотивационных установок ;
- изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Из всего вышесказанного следует, что основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться- это:
1)формировать у школьников умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование;
2) формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно);
3) обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями);
4) обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы;
- формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
- Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
- Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
- Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
- Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)
Вывод: таким образом, необходимо учитывать все особенности данного возрастного периода, все особенности мотивационной сферы старшего школьника и, исходя из этого, подбирать методические разработки для достижения основных целей и задач обучения физики и для достижения учащимися 1-2 уровня мотивации.
Глава 2. Методика обучения физике учащихся нефизических классов.
2.1.Особенности методов обучения физике учащихся нефизических классов.
Как известно из литературы[8], методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Выделяют три больших группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности[8].
Различные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, настойчиво продвигаясь к поставленной цели.[7]. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес.
Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения.
Специальные исследования, посвящённые проблеме познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными компонентами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности (в нашем случае положительное отношение к дисциплине физика в классе нефизического профиля);
2) наличием познавательной стороны этой эмоции (желание изучать данную дисциплину);
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (желание знать основные положения данной науки).[6]
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать положительные эмоции по отношению к предмету «физика», к её содержанию, формам и методам.
Одним из приёмов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать приём создания на уроке ситуаций занимательности- введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и др.
Успешно применяются и такие приёмы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.
К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, Известно, что в спорах рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Можно использовать исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме, например рассказ о борьбе сторонников «боязни пустоты в природе» и сторонников учения об атмосферном давлении или рассмотреть курпускулярно-волновой дуализм и разногласия, возникшие в связи с этим явлением. (Данный метод можно использовать в гуманитарных классах). Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к данной теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.
И, конечно же, одним из основных методов повышения интереса к изучению физики, можно назвать демонстрационный метод. Физика наука экспериментальная, и здесь учителю предоставляется огромное поле для деятельности, начиная от демонстрации исторических опытов и экспериментов, и, заканчивая жизненными демонстрациями.
Вывод: следовательно, необходимо из всех существующих методов обучения найти такие методы, которые порождали бы интерес к физике у старшеклассников, выбравших обучение в классах нефизического профиля, и тем самым способствовали развитию у них мотивационной сферы.
- .Методическая разработка.
Нашей задачей является в первую очередь, заинтересовать ученика, привлечь его внимание к изучаемому явлению или процессу.
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.[4] Например, урок закрепления новой темы.
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока физики учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее изучение физике. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках закрепления нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений.
Каждый этап урока физике учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация.
Научить учащегося всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания, научить уметь их применять на практике, работать с книгой.
Важным условием для повышения эффективности работы является расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее по частям на отдельных уроках.
Мы хотим получить от работы сиюминутный результат: т.е. дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующее утро уже проводим опрос. А учащиеся еще ничего не успели освоить, для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого, которой еще не было.
Учебные темы желательно давать крупными блоками. Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет:
1) Воспринять единую картину изучаемых явлений.
2) Как следует понять, усвоить и закрепить.
3) Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.
Для учащихся нефизического профиля многократное повторение материала играет важную роль. Оно позволяет ученикам, имеющим свою логику восприятия материала, составить для себя единую картину изучаемой темы.
Учитывая всё сказанное выше, задавшись целью повысить интерес к изучению физики и развить мотивационную сферу у учащихся, выбравших обучение в классах нефизического профиля, предлагаю следующий вариант проведения уроков в таких классах. (Схема 1). Основой данной методики является работа учащихся в группах. Материал даётся блоками.
- Класс разбивается на 3 группы (эти группы будут работать в таком составе на протяжении всего времени изучения темы). В составе группы должны быть как сильные, так и слабые ученики.
- Проводятся лекционные занятия. Даётся объяснение темы, её содержание в целом, проводятся необходимые демонстрации. Особое внимание уделяется главному, основному. На дом даётся прочтение параграфов темы.
- Вслед за лекциями проводятся семинарские занятия, построенные по принципу проблемного обучения. На обсуждение группам даётся какая-то проблемная ситуация, спорный вопрос. Каждой группе отдельный вопрос, согласовываться с профилем класса (гуманитарным классам - исторические факты, литературные; экономическим - оценка полезности того или иного явления и т.п.) Обсуждение происходит сначала в группах (10-15 мин.), а затем выносится на общее рассмотрение. На дом даётся каждой группе своё задание по параграфам.
- Опрос на следующем уроке проводится в виде «Слёта специалистов». От каждой группы по 3 человека: 1-теоретик, 2-практик, 3-примеры из жизни. Роли распределяет учитель вначале урока.
- Урок решения задач. По данной теме подбирается по 2-3 задачи на группу. Желательно использовать занимательные задачи. За 20 минут до конца урока проверка, обсуждение и выводы.
- Зачёт. Проводится по группам. Оценки выставляются всей группе, каждому по степени участия в процессе обучения и отдельно отвечающим.
. Данный метод был составлен, исходя из анализа некоторых методов, используемых учителями-физиками, с учётом их ошибок и недостатков.
Вывод: таким образом, делая упор на изучение тем блоками и в группах, планируется повысить интерес учащихся к изучению определённого раздела физики, и, соответственно, улучшить усвоение предложенного материала.
2.3 Эксперимент и его результаты.
Данный метод рассчитан на старшие классы(10-11 класс). Проверка этого метода проходила в 10 А социально-экономическом классе средней школы №15 округа Муром при изучении темы «Термодинамика».
Рассмотрим, как данная методика выглядела относительно данной темы.
- Проводятся лекционные занятия, даётся объяснение темы «Термодинамика», её содержание в целом. Объяснение построено на материале учебника «Физика-10» автор Касьянов В.А. Особое внимание уделялось: понятию «внутренняя энергия»; основным идеям, законам термодинамики; в связи с экономической направленностью данного класса, расчёту КПД.
- Разбиваем класс на 3 группы (проведённое после прочтения лекций небольшое тестирование (приложение 1) показало, что разбиение необходимо проводить уже после того, как ученикам был прочитан лекционный блок, так как, зная состав группы, многие перестают слушать излагаемый материал, надеясь на более сильных учащихся). В таком составе они работают на протяжении всего изучения и закрепления данной темы.
- Семинарское занятие проводится по принципу проблемного обучения. Ученикам выдаются когнитивные карты по данной теме (каждой группе своя карта), на которых изображены определённые параграфы темы: первая группа работает с параграфами «Внутренняя энергия» и «Работа газа при изопроцессах»; вторая – «Первый закон термодинамики», «Адиабатный процесс» и «Второй закон термодинамики»; третья группа рассматривает «Тепловые двигатели». Задача учащихся: составить рассказ по данной карте и объяснить классу содержание. На дом предлагается составить похожую карту и ребус, но по теме соседней группы (какой группы - учитель назначает сам).
- Так как каждая группа работает по одной теме, определённой учителем на первом семинарском занятии, то опрос проводится в виде игры «Слёт специалистов». В каждой группе учитель назначает по три человека: первый рассказывает теорию по когнитивной карте, той группы, которая выполняла домашнее задание по его теме – это теоретик; второй – разгадывает ребус, составленный всё той же группой; третий ученик (более сильный) приводит примеры предложенной темы и показывает её связь с жизнью.
- Далее проводится урок решения задач. Каждой группе даётся по 3 задачи [приложение 2](здесь тема задач не согласуются с темой данной группы). На выполнение этого задания даётся 20 минут, после чего начинается проверка и обсуждение. Учащиеся делают выводы.
- На завершающем уроке даётся общая контрольная работа, по итогам которой выставляется оценка каждому, после чего подсчитывается средняя оценка всей группы, что и будет являться итоговой оценкой каждого ученика по данной теме. (Текст контрольной работы – приложение 3, итоги контрольной работы - приложение 4).
Результаты исследования.
Посредством проведённого наблюдения, опроса и беседы с учителями и учащимися, удалось выявить, что оба класса по уровню учебной мотивации пред экспериментом находились приблизительно на одной ступени развития мотивации (табл.1):
Таблица 1. Оценка уровня учебной мотивации до проведения эксперимента.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | 5 уровень | |
10 А класс (экспериментальный) | 10% | 25% | 37% | 20% | 8% |
10Б класс (контрольный) | 10% | 28% | 32% | 20% | 10% |
В классах преобладал 3 уровень развития учебной мотивации. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Построим графическое изображения полученных данных (рис.1)
.
Рис. 1 Оценка уровня учебной мотивации до эксперимента
После проведённого эксперимента , а именно апробации предложенной методики в 10 А классе, были получены следующие данные (табл.2):
Таблица 2. Оценка уровня учебной мотивации после проведения эксперимента
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | 5 уровень | |
10 А класс (экспериментальный) | 16% | 47% | 20% | 12% | 5% |
10Б класс (контрольный) | 10% | 28% | 32% | 20% | 10% |
После систематизирования и анализа полученных данных можно составить графическое изображение показателей (рис.2):
Рис. 2 Оценка уровня учебной мотивации после эксперимента
Вывод: в результате проведённого педагогического эксперимента были получены результаты, свидетельствующие о повышении интереса учащихся к изучению данной темы. Была достигнута поставленная цель, а именно, создание позитивной мотивации, повысился интерес учащихся к данной теме и уровень усвоения, по сравнению с классом, в котором изучение «Термодинамики» проходило в обычной форме, оказался выше (результаты контрольной работы приложение 4). Первого уровня учебной мотивации при изучении данной темы в экспериментальном классе достигли 16% учащихся, второго – 47%, что говорит о достижении поставленной цели.
Были так же выявлены положительные и отрицательные моменты данного метода, по ходу эксперимента проведена коррекционная работа над предложенной методикой.
3. Заключение.
В своей работе я рассмотрела возрастные особенности психологии учащихся старшего школьного возраста, выделила специфику мотивационной сферы учащихся данного возрастного периода. Был сделан вывод о необходимости учитывать все качества данного возрастного периода, все черты мотивационной сферы старшего школьника и, исходя из этого, подбирать методические разработки для достижения основных целей и задач обучения физики и попадания учащихся на 1-2 уровень мотивации.
Были определены факторы, влияющие на развитие мотивации у учеников. В процессе работы мной рассмотрены некоторые методические разработки учителей физики, применяемые ими на своих уроках. Проанализировав данные работы, был разработан метод проведения уроков по объяснению и закреплению нового материала в классе нефизического профиля. Целью данного метода является повышение интереса учащихся, выбравших обучение в классах нефизического профиля, к урокам физики, развить у них мотивы, способствующие изучению физики. В результате проведённого педагогического эксперимента были получены результаты, свидетельствующие о повышении интереса учащихся к изучению данной темы. Была достигнута поставленная цель, а именно, создание позитивной мотивации, повысился интерес учащихся к данной теме и уровень усвоения, по сравнению с классом, в котором изучение «Термодинамики» проходило в обычной форме, оказался выше . Первого уровня учебной мотивации при изучении данной темы в экспериментальном классе достигли 16% учащихся, второго – 47%, таким образом гипотеза исследования подтвердилась, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Литература.
- Божович, Л.И., Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. – М.:Просвещение,1972. – 164 с.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского.-М.: Просвещение, 1979. – 234 с.
- Леонтьев, А. Н., Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1977. – 304 с.
- Маркова, А. К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова – М.: Просвещение, 1983. – 342 с.
- Матюхина, М.В., Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина.- М.:Просвещение,1984.- 412 с.
- Практикум по общей психологии: учебное пособие / под ред. К.М. Романова.-Москва-Воронеж,2002. – 57 с.
- Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А. Сластёнина – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 515 с.
- Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983. – 211 с.
- Хекхаузен, Х., Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен - М.:Просвещение, 1986. – 158 с.
- http:/www.archive.1september.ru/fiz.
- Касьянов, В.А., Физика.10 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений / В.А. Касьянов -4-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2002.-416 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.
- Орлов, В. А., Концепция физического образования в 12 летней школе // Физика в школе. № 1 – 3. – М.: Просвещение, 2000 – С. 10 – 18. http://ioso.narod.ru/tezisi/tezisi6.html
- Мильман, В. Э., Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – с. 129 – 132.
- Мансуров, А. Н., Мансуров, Н. А., Физика, 10 – 11: для школ с гуманитарным профилем обучения: Книга для учителя / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Учительская газета 4.2002. – № 42, С. 15 – 27. http://www.ug.ru/02.42/t9.htm
- Гузеев, В. В., Содержание, образование и профильное обучение в старшей школе // Народное образование 9.2002. – № 1322, С. 113 – 122.
- Марон, А. Е., Физика. 10 класс: дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М:Дрофа, 2004. – 160 с.
Приложения.
1.Тест, предложенный учащимся для проверки усвоения прослушанного лекционного материала.
- Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
А. Изменив скорость тела или его положение относительно поверхности Земли. Б. Изменить число частиц в теле. В. Увеличить размеры тела или уменьшить его температуру. Г. Совершить над ним работу, деформировав тело, или изменить температуру при теплообмене.
- В каком из перечисленных случаев энергия от одного тела к другому передается за счет теплового излучения?
А. При поджаривании яичницы на горячей сковородке. Б. При нагревании воздуха в комнате от радиатора центрального отопления. В. При нагревании шин автомобиля при торможении. Г. При нагреве поверхности Земли Солнцем. - Какому значению температуры по шкале Кельвина соответствует температура +27°С?
А. –300 К. Б. +300 К. В. 300 К. Г. 0 К. - Существует несколько видов тепловых двигателей:
- Паровая машина.
- Двигатель внутреннего сгорания.
- Паровая и газовая турбины.
- Реактивный двигатель.
Укажите особенности работы каждого из этих двигателей.
А. В цилиндре периодически происходит сгорание горючей смеси, состоящей из паров бензина и воздуха. При сгорании смеси образуются газы, имеющие высокую температуру и большое давление. Расширяясь, они приводят в движение поршень и коленчатый вал.
Б. Струи нагретого до высокой температуры пара или газа без помощи поршня и шатуна приводят во вращение особое устройство, насаженное на вал двигателя.
В. При сгорании топлива в специальной камере двигателя образуются газы, имеющие очень высокую температуру и давление. При истечении газов из камеры все устройство приобретает импульс в направлении, обратном скорости истечения газов.
Г. В закрытом котле нагревают воду, образуется пар при довольно высокой температуре и большом давлении. Сжатый пар давит на поршень и приводит его в движение. Это движение передается маховику.
- Что такое внутренняя энергия тела?
А. Количество теплоты, которое тело получает или отдает в процессе теплопередачи. Б. Количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1 кг вещества на 1 град. В. Это потенциальная и кинетическая энергия всех молекул, составляющих тело. - В каких единицах измеряют количество теплоты в СИ?
А. Калориях. Б. Джоулях. В. Кельвинах. Г. Градусах С.
2.Задачи, предлагаемые учащимся на уроке решения задач.
№1. Сравните внутренние энергии аргона и гелия при одинаковой температуре. Массы газов одинаковы.
№2. Воздух массой 90 кг нагревается от 10 до 20°С. Каково изменение внутренней энергии воздуха, если его считать двухатомным идеальным газом?
№3. Как и на сколько изменилась внутренняя энергия газа, если при его адиабатном сжатии над ним была совершена работа 200Дж?
№4. Одноатомный идеальный газ массой 20 г при расширении без теплообмена совершил работу 249 Дж. На сколько градусов изменилась температура газа? Молярная масса газа 0,04 кг/моль.
№5. При подведении к двум молям одноатомного идеального газа 300 Дж теплоты его температура увеличилась на 10 К. Какую работу при этом совершил газ?
№6. Один моль одноатомного идеального газа находится в закрытом баллоне при температуре 27°С. Какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы повысить его давление в 3 раза?
№7. Чему равен максимальный КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя равна 455°С, а холодильника -273°С?
№8. Тепловой двигатель совершает за цикл работу 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%?
№9. Определите КПД теплового двигателя, если количество теплоты, полученное от нагревателя, в 4 раза превышает количество теплоты, отданное холодильнику.
№10. Определите КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя 400 К, а холодильника − 300 К.
№11. КПД теплового двигателя равен 15%. Какое количество теплоты передано от нагревателя рабочему телу за время, в течении которого была совершена работа 150 Дж?
№12. Определите КПД теплового двигателя, если количество теплоты , полученное от нагревателя, в 5 раз превышает количество теплоты, отданное холодильнику.
3.Контрольная работа, предложенная учащимся для проверки усвоенных знаний.
Вариант 1.
№1.Чему равна внутренняя энергия 5 моль одноатомного газа при температуре 27 °С?
№2. При адиабатном расширении газ совершил работу 2 МДж. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Увеличилась она или уменьшилась?
№3. Для изобарного нагревания 800 моль газа на 500 К газу сообщили количество теплоты 9,4 МДж. Определите работу газа и изменение его внутренней энергии.
№4. Газ в идеальном тепловом двигателе отдаёт холодильнику 60% теплоты, полученной от нагревателя. Какова температура нагревателя, если температура нагревателя холодильника 200 К?
Вариант 2.
№1. При сообщении газу количества теплоты 6 МДж он расширился и совершил работу 2 МДж. Найдите изменение внутренней энергии газа. Увеличилась она или уменьшилась?
№2. Идеальный тепловой двигатель получает от нагревателя в каждую секунду 7200 кДж энергии и отдаёт холодильнику 6400 кДж. Найдите КПД двигателя.
№3. Вычислите изменение внутренней энергии водорода, находящегося в закрытом сосуде, при его нагревании на 10°С. Масса водорода 2 кг.
№4. Температуры нагревателя и холодильника идеальной тепловой машины соответственно равны 380 К и 280 К. Во сколько раз увеличится КПД машины, если температуру нагревателя увеличить на 200 К?
4.Результаты контрольной работы.
«5» | «4» | «3» | «2» | |
10 А класс (экспериментальный) | 6 человек | 14 человек | 7 человек | 2 человека |
10 Б класс (контрольный) | 3 человека | 8 человек | 15 человек | 4 человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики
В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....
Презентация "Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики"
Презентация "Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики"...
Условия, способы и приемы, способствующие развитию активности учащихся на уроках физики.
Аннотация: В данной статье рассматриваются условия, способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках физики, выделяются принципы организации уроков по данно...
Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики
Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики...
Модульная организация индивидуально – личностного развития каждого учащегося на уроках физики
В данной методической разработке дана характеристика модульной технологии. Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально...
Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики
Презентация "Самостоятельность учащихся на уроках физики"...