Доклад на тему "Использование мультимедии на уроках истории и обществознания"
материал на тему
Компьютер уже давно и прочно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо - техники нельзя представить себе и школу. Сегодня компьютер стал привычным атрибутом на многих школьных уроках, в том числе на уроках истории.
Какое место должны занимать информационные технологии (ИТ) на уроках истории, какова роль учителя и ученика на таких уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_multimed_na_urokakh_istorii.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютер уже давно и прочно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо - техники нельзя представить себе и школу. Сегодня компьютер стал привычным атрибутом на многих школьных уроках, в том числе на уроках истории.
Какое место должны занимать информационные технологии (ИТ) на уроках истории, какова роль учителя и ученика на таких уроках
Для начала выясним, что же это такое - ИТ. Думается, что в школах, открытых 5-7 лет назад, это вполне понятная аббревиатурa, Учителям, работающим с компьютером (и использующим его не только в качестве пишущей машинки), знакомы программы, с помощью которых можно провести урок на современном уровне. Школы-«старожилы» и те учебные заведения, которые не могут пока позволить себе оснастить кабинеты техникой, оказываются па обочине прогресса.
Что то же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИТ?
Во-первых, это оборудование: как минимум 1 компьютер и проектор, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран.
Во-вторых, учитель, владеющий навыками работы на компьютере.
В-третьих, компакт-диски либо собственные разработки уроков (мультимедиапрезентации).
Но оказывается, и это еще не все! Обладание таким «богатством» не освобождает учителя от кропотливой работы. Хотя, казалось бы, что здесь сложного: бери диск, вставляй в компьютер и работай - урок готов! Но все это просто только на первый взгляд. Давайте посмотрим, с какими проблемами сталкивается учитель истории, имеющий возможность работы с ИТ на уроке и во внеурочной деятельности.
Если проблема с наличием компьютера решена - это полдела, теперь учитель должен подумать: а что даст мне и моим ученикам использование ИТ? Ведь компьютер - это не замена учителя; согласитесь, что бы ни придумывали - учитель был и будет основным действующим лицом на уроке. Значит, компьютер надо рассматривать как составляющую урока, еще одну методическую единицу. Помощь от этой составляющей существенна - тот, кто проработал в школе несколько лет с доской и мелом, может оценить ее. Но не надо обольщаться: компьютерные программы не сделают все за учителя. Потребуется много времени, чтобы научиться их эффективно использовать. Но затраченные усилия в дальнейшем окупятся сполна. Вы сами не заметите, как, захваченные идеей компьютеризации своего предмета, заразите этим и коллег, и учеников.
Учитель, исписавший не одну тетрадь конспектов, увидит и другой плюс информатизации урока и подготовки к нему: в любой момент он сможет изменить свой план-конспект лишь нажатием клавиш. Добавить и усложнить материал, вставить задание - этот процесс индивидуализации урока по уровню класса и ученика становится намного легче. Материал, необходимый для урока теперь можно хранить на электронных носителях. С помощью ИТ вы можете создать иллюстрации, которые для учителя истории необходимы как воздух, архив аудиозаписей (голоса исторических деятелей, гимны, песни военных лет и т. д.), видеозаписей (небольшие по объему, на 2-3 мин) - они помогут в создании собственных мультимедиапрезентации. Ну и, наконец, кроме конспектов, заданий и иллюстраций учитель может справиться еще с одной проблемой - проблемой наличия исторических карт. Здесь неоценимую помощь окажут готовые компакт-диски, где в каждом обязательно найдется анимированная карта, причем не только крупных военных походов и сражений, но и территориальных изменений стран.
А что же ученик, какое место он займет на уроке с ИТ? Придя на урок, послушав учителя, посмотрев картинки на экране и выполнив задание, ученик может воспринять все это только как развлечение. И здесь многое зависит от учителя, от того, какую роль он отведёт ученику. Можно привлечь ребят к сбору материала (фото, видео, аудио), наиболее активные сами захотят поработать с компьютером и выступить на уроке. Кто-то найдет необходимый материал в Интернете, подскажет, как лучше его оформить. Ученики к нашей радости, лучше умеют обращаться с компьютерными программами, так давайте воспользуемся этими знаниями им же во благо.
Современный учитель при огромном объеме имеющейся на сегодняшний день информации все же должен уметь в ней ориентироваться. Учитель, работающий с ИТ, - особенно, ведь компьютерный мир наиболее мобилен. В любом новом и интересном деле есть свои пути познания. В работе с ИТ каждый решает, пользоваться ли готовыми источниками, например компакт-дисками, либо создать свой продукт.
Рассмотрим, что будет являться в этом случае источником для работы учителя.
Источники ИТ для учителя.
• Электронные энциклопедии - используются как справочный материал, выполняют в основном иллюстративную функцию (например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»; «Государственная символика России» и др.).
• Репетиторы-контролеры - выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам (например, «Репетитор по истории - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «История. ЕГЭ» (10-11 классы) и др.).
• Компьютерные учебники - в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал (видео, звук), анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь (например, «История России XX в.» (9 и 11 классы) - авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина; «История. 5 класс» (издательство «Просвещение»); «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.» и диск с тем же названием, но ХIХ-ХХ вв. и др.). Использование этих учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов.
• Интернет - это своеобразная энциклопедия для учителя, где он может не только почерпнуть информацию, но и обменяться новыми идеями ИХ с учителями.
• Мультимедиапрезентации - создаются учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока. Для этого используются материалы готовых CD или производится самостоятельное сканирование, запись звуковых эффектов, видео и анимаций. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов, поэтому часто такой компьютерный продукт называют слайд-шоу. Презентация может проходить в автоматическом режиме, или слайды меняет сам учитель.
Определив для себя источники ИТ, учитель истории сталкивается еще с одним вопросом: как реализовать на практике гармоничное включение ИТ в свою работу. Можно предложить несколько вариантов работы учителя.
Варианты работы учителя истории с ИТ.
Во время урока истории:
• комбинированный (диалоговый) урок - сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиапрезентации;
• урок-лекция по изучению нового материала - учитель в течение всего урока использует ИТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
• урок обобщающего повторения - учащиеся самостоятельно группируют информацию по изученным темам, составляют вопросы к ней;
• урок-семинар - учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ;
• защита рефератов и проектных работ по предмету учащимися;
Во внеурочной деятельности по предмету:
• организация предметных недель (проведение различных игр, викторин, КВН и т. д.). В работе по подготовке таких мультимедиапрезентации особенно сплачиваются учитель и ученики;
• при проведении исторических вечеров и праздников ИТ будут выполнять вспомогательную роль. Мультимедиапрезентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом.
Сегодня становится очевидным, что школа не может существовать в отрыве от компьютеризации общества. Учитель и ученик вместе вступают на путь освоения ИТ на уроках истории, и путь этот ведет в будущее российского образования.
Приреченская средняя общеобразовательная школа
НА ПЕДСОВЕТЕ
Учитель истории и обществознания:
Червякова Л.В.
2010-2011уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу «Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания», Филяев А. Е.
Дотополнение к докладу....
Доклад «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад о возможностях использования ИКТ на уроках истории и обществознания...
Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....
Презентация к докладу "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
Презентация к докладу...
Использование мультимедиа технологий на уроках истории и обществознания
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложн...
Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания"
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...
Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Материал к педагогическому совету....