Планирование и организация работы с электронными ресурсами учителя-предметника.
методическая разработка на тему

Бублик Елена Николаевна

Информатизация образования – это далеко не установка ПК и подключение к Internet. Информатизация системы образования – это долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся, которым предстоит жить в условиях постиндустриального общества с неограниченным доступом к информации.

Для того чтобы быть необходимой, информатизация в образовании должна помогать решению 2-х задач школы: образование - для всех (всеобуч) и новое качество образования – каждому.

Реалии сегодняшнего дня «говорят», что из первого этапа система образования – насыщения образовательных учреждений техникой и компьютерного всеобуча – мы  плавно перетекаем во второй этап информатизации, который можно назвать внедрением НИТ, т.е. кооперации учителя информатики с другими предметниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Педагогических достижений»                                                                 Бублик Елена Николаевна

Планирование и организация работы с электронными ресурсами учителя-предметника.

Концепцией модернизации образования поставлена задача обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Обеспечение «нового качества» образования включает в себя:

уметь читать, писать и думать;

способность самостоятельно учиться, добывать и получать знания;

готовность занимать активную гражданскую позицию.

Судьба модернизации во многом зависит от ответа на вопрос: как и в каких условиях новые информационные и коммуникационные технологии (НИТ) могут реально способствовать решению функциональных задач современной российской школы?

Информатизация образования – это далеко не установка ПК и подключение к Internet. Информатизация системы образования – это долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся, которым предстоит жить в условиях постиндустриального общества с неограниченным доступом к информации.

Для того чтобы быть необходимой, информатизация в образовании должна помогать решению 2-х задач школы: образование - для всех (всеобуч) и новое качество образования – каждому.

Реалии сегодняшнего дня «говорят», что из первого этапа система образования – насыщения образовательных учреждений техникой и компьютерного всеобуча – мы  плавно перетекаем во второй этап информатизации, который можно назвать внедрением НИТ, т.е. кооперации учителя информатики с другими предметниками. Так учитель информатики становится руководителем процесса информатизации в школе (руководитель медиацентров). Эти задачи призван решать  заместитель директора по информатизации, т.к. он отвечает не только за результаты работы по своему предмету (информатике), но и должен отвечать за весь учебный процесс, т.к. «предметное» видение меняется на общепедагогическое, уроки информатики начинают «переплетаться» с уроками по другим предметам. Разработка интегративных учебных планов, координация учителей-предметников, а так же решение сложной технической проблемы по организации и поддержке нового объекта инфраструктуры школы (локальная сеть) – все это работа заместителя директора.

Учителя-предметники, освоив азы компьютерной грамотности, начинают широко использовать мультимедиа ресурсы на своих уроках. Это и готовые мультимедиа программы (словари, энциклопедии, обучающие программы, тестовые программы и комплексы, а также возможности глобальной сети Internet), и программы, разработанные самими учителями-предметниками (презентации, web-сайты и др.) для использования на уроках. Мультимедийный урок - это рассказ учителя, правильно выбранный обучающий курс, контроль знаний, правильно спланированные практические задание. А в результате школьники достаточно быстро учатся пользоваться полученными новыми знаниями, а усвоенные ими новые практические приемы работы уже стали “их собственными”, они могут просто больше о них не думать.

Внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность учителя школы не заканчивается созданием электронных учебных курсов и методических пособий по предмету преподавания. Назрела необходимость применения новых технологий в организации труда учителя. Оптимальные возможности для этого предоставляет электронная среда профессиональной деятельности, поддерживающая функции документального хранилища и конструктора информационных ресурсов и наделенная определенными интеллектуальными функциями для решения отдельных профессиональных задач. Для построения такой среды необходимо:

создать универсальную структуру электронной информационной среды профессиональной деятельности школьного преподавателя, обладающую широкими функциональными возможностями, обеспечивающую создание хранение и предоставление информационных ресурсов различных типов (текстовых, мультимедийных, интеллектуальных, моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах), являющейся оболочкой для реализации электронных сред преподавания разных предметов;

обеспечить начинающего учителя типовыми документальными структурами по всем направлениям его профессиональной деятельности, а также базовой для предмета системой апробированных качественных учебно-методических ресурсов, поддерживаемых средствами сетевого контроля знаний;

внедрить в процесс профессиональной работы учителя, наряду с традиционными учебными материалами, современные электронные средства и технологии их конструирования, развития и использования;

приступить к созданию на базе таких сред банков многоуровневой учебно-методической информации;

создать условия построения массивов открытых информационных ресурсов в составе интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуры, что открывает неограниченные перспективы расширения системы пользователей таких сред;

реализовать механизмы управления системой представленных знаний, включающие средства адаптации к уровню знаний учащихся и целям обучения.

Структура профессиональной учебно-методической информационно-справочной среды, отражающей основные виды деятельности школьного учителя, образована следующими основными разделами:

Организация учебного процесса (включает нормативные материалы, учебные программы, планирование).

Теоретические материалы (содержит структурированное описание системы фундаментальных знаний предметной области).

Учебные пособия (включает варианты электронных учебников, предметные конспекты, составленных по различным методикам, рабочие тетради, систематизацию литературы, ссылки и аннотации к первоисточникам).

Методические материалы (содержит ресурсы, представленные в виде банка методических материалов, включающего опорные конспекты по темам, разработки уроков, описания педагогических технологий и пр.).

Диагностические и контрольно-измерительные материалы (материалы тренингов, диагностические и аттестационные тесты, материалы ЕГЭ, задания для факторного анализа знаний, комплекты программированных алгоритмизированных компьютерных заданий, конкурсные, олимпиадные, экспериментальные задачи, обучающие игры, методики оценки знаний и оценочные шкалы).

Экспериментальные данные (данные результатов реальных и виртуальных экспериментов).

Мотивационный (описания приемов и форм внеклассной работы, нетрадиционных приемов обучения, обучающих игр).

Мониторинг успешности обучения (электронный журнал, портфолио обучающихся, материалы психодиагностики обучающихся).

Внеклассная работа (содержит банк заданий предметных конкурсов, банк материалов для кружковой работы, игры, головоломки, и т.д.).

Выполнение этих задач должен взять на себя медиацентр. Медиацентр - это, прежде всего, дистанционная система связи и общения. Знание иностранных языков, умение свободно писать на них, особенно важно при общении в Internet. Оно открывает целую серию дополнительных возможностей для учителей и учеников школы и даёт возможность пользоваться практически всеми, доступными пользователям, вариантами сервиса Всемирной паутины.

Самое рациональное решение этого вопроса – превращение школьной библиотеки в медиацентр образовательного учреждения, куда будут входить и библиотека, и медиатека и мультимедиа кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный отчёт учителя предметника

Электронный отчёт учителя предметника предназначет для подведения итогов учебного периода учителем в школе...

тематическое планирование курса о работе с электронными учебниками

планирование для 10класса прикладного курса по физике...

«Организация работы с электронными ресурсами»

Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Ни для кого не секрет, что педагогам приходится приспосабливаться к динамичным реалиям сегодняшнего мира.XXI век — век выс...

Система работы классного руководителя с учителями предметниками

Названную тему не назовешь новой или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы, воспринимается как непреодол...

Педагогический совет "Система работы классного руководителя с учителями-предметниками"

Материалы для подготовки и проведения педагогического совета или методического объединения классных руководителей....

Доклад на тему: Технология работы с электронным ресурсом "Kahoot" - как способ повышения качества знаний и учебной мотивации учащихся

В современном мире все большую и большую популярность получает использование различных технологий, в том числе мобильных приложений, для обучения, как среди взрослых, так и среди детей.Сегодня мне хот...