Доклад " Развитие речи как основа формирования мышления и сознания учащихся".
методическая разработка на тему

Ласточкина Татьяна Ильинична

Развитие речи в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Кенадского сельского поселения

Ванинского муниципального района Хабаровского края

Доклад  на тему:

« Развитие речи как основа формирования мышления и сознания учащихся».

        

 Выполнил: учитель русского языка

                  и литературы

                                                        Гречка Татьяна Ильинична

с. Кенада

2012 – 2013 учебный год

    Актуальность.

       Речь  наших  детей  часто  бедна  просто  потому,  что  они не  стремятся  говорить  более  ярко,  выразительно  и разнообразно.

        Не секрет,  что  многие из них  не  обладают  хорошо  поставленным  голосом,  не  умеют  ясно и  грамматически  правильно  говорить,  излагать  собственные  мысли  в  свободной  творческой  интерпретации  в  устной  и  письменной  форме,  выражать  свои  эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  не  соблюдают  речевую  культуру  и не  развивают  умение  общаться.   Грустно, что у абсолютного  большинства  людей,  выражаясь  словами  К.И. Чуковского,  « мысли  выскакивают  растрепанными  и  полуодетыми, словно  спросонья».

       Боевики,  детективы,  кровь,  насилие   с  экранов  телевизоров, «прикольные хиты»  и   «крутые  клипы» порождают  языковую  распущенность,  речевой  хаос  и  бессмыслицу.  Конечно,  с  этим  надо  бороться,  но  не  с  установлением  табу,  а  поиском  действительно эффективных  путей  по  формированию  языковой  личности,  действенных  средств и  методов  работы  по  развитию  речи,  речевой  культуры  и  речевого  творчества.

       Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.

        На  уроках  русского  языка и литературы не  только  надо  научить  ребят  пользоваться  родным  русским  словом,  понять  и  почувствовать  его,  стремиться  развивать  свою  речь,  совершенствовать  свое  речевое  творчество.

       Одной  из  важных  задач – это  работа не  только  над  обогащением  словаря  учащихся,  но  и  над  увеличением  подвижности  того  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.

Цель и  задачи  работы  над  темой.

Поэтому   я  считаю  целью   работы  – развитие  письменной  речи  учащихся  и  формирование их  лингвистической  компетенции,  что  позволит  им  в  дальнейшем  успешно  сдать выпускные  экзамены  за  9 или  11  класс.

Я выделила следующие  задачи:

      1).  Изучить  и  проанализировать  литературу и  практический  опыт  по  данной  проблеме.

     2).  Развивать  интерес  к  своему  предмету.

     3).  Активизировать  самостоятельную  познавательную  деятельность  ученика,  совершенствовать  речевое  творчество  учащихся.

    4).  Формировать у  учеников  навыки как устной, так и письменной  речи,  ориентируясь  при  этом  на  реальные  задачи,  которые  предстоит  решать  ученикам  в  жизни.

    5).  Обучать  детей  умению  правильно  воспринимать  чужой  текст  и  создавать  свой.

6)  Описать свой опыт работы  по  данной  теме.

    В  связи  с  этим  я  считаю,  что  развитие  речи -  это  урок  творчества.  На  таком  уроке  должна  проявиться  индивидуальность  каждого  ученика,  должны  развиваться  его творческие  способности,  любознательность.

    Цели  образования  определяются  в  соответствии  с  запросами  общества,  с  современными  подходами  к  развитию  образования.  Современное  образование  связано,  в первую  очередь,  с  развивающими и  воспитательными  функциями;  с  личностно-ориентированными технологиями  обучения  русскому  языку,  а  также  и  литературе.  Это  предполагает  необходимость  всестороннего  развития  речевых  способностей  ученика,   формирование языковой   компетенции.  Мы  должны  формировать  личность,  в  совершенстве  владеющую  устной и письменной  речью.

    По-моему,  развитие  речи главная  задача  уроков  русского  языка  и литературы в  средней  школе,  поэтому  требуется  постоянная  и  систематическая работа  в  этом  направлении.

   Речь – это сложнейшая  человеческая  деятельность,  причем  творческая  деятельность,  включающая  в  себя  умение  наблюдать,  мыслить,  фантазировать,  а  также  слушать  и  слышать.

Прежде  выучивается  говорить тот,  кому  есть  что  сказать,  поэтому  необходимо учить  детей  не  техническому  оформлению  высказываний,  а речевому  мышлению,  речевому  творчеству,  а  также  восприятию  чужой  речи.

 

   Развитие  речи  учащихся  на  уроках  русского  языка и литературы   предполагает  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности (говорения,  аудирования, чтения, письма)  и  осуществляется  в  трёх  направлениях,  составляющих  единое  целое.

 Первое направление в развитии  речи  учащихся -  овладение  нормами  русского  литературного  произношения,  образования  форм  слов,  построения  словосочетаний  и  предложений,  употребление  слов  в  соответствии с их лексическим значением и  стилевой  принадлежностью.

   Второе  направление – обогащение  словарного  запаса  и  грамматического  строя  речи.

   Третье  направление -   формирование умений  и  навыков  связного изложения  мыслей.  Развитие  связной речи  предполагает  работу  над  содержанием,  построением  и  языковым  оформлением  высказывания,  которая  осуществляется  при  выполнении  специальных  упражнений   и  при  подготовке  к изложению и сочинению.  Она  включает  формирование  и  совершенствование  умений  анализировать  тему,  уточнять  её  границы,  определять  основную  мысль,  составлять  план  в  соответствии с ним  систематизировать  материал,  правильно  отбирать  языковые  средства.

Работа  по  развитию  речи  включает  в  себя  формирование  навыков  выразительного  чтения.  Занятиям  по  выразительному  чтению  предшествует  и  сопутствует  работа  над  развитием  речевого слуха учащихся (умение  различать  звуки  в  слове,  отчетливо  произносить  слова,  различать  ударные и безударные  слоги,  определять  границы  предложений,  повышать  и  понижать  голос,  убыстрять темп  речи,  выделить  слово,  на  которое  падает  логическое  ударение).  Очень  важно  добиваться,  чтобы  каждый  текст  не  был  прочитан  монотонно,  невыразительно.

 Используемая  в  настоящее  время  методика  направлена  на  ознакомление  учеников  с  разнообразными  средствами речи (типами, стилями речи, и пр.),  но  не  на  практическое  овладение  ими:  немотивированность детей,  небольшое  количество  учебных  часов,  отводимых  на  развитие речи,  недостаточный  тренинг  умений  и  навыков  приводят к  тому,  что  учащиеся  обычно  знают  о  возможностях речи,  но  не  умеют  ими  пользоваться.

Формирование навыков  устной и письменной  речи  ведется  на  уроке;  после  уроков (внеклассная работа)  и  в ходе индивидуальной  самостоятельной работы  учащихся.  В  своей  работе можно  использовать  информативные и игровые технологии,  личностно- ориентированное обучение.  Все  это  помогает  понять ученикам,  что  овладев  тем  или  иным  речевым  умением,  они  расширяют  свои  возможности  общаться  и  воздействовать  на  других  людей (вызывать  у  них  какие-то эмоциональные  переживания  и  пр.),  что  владение  речью  необходимо  для  самовыражения,  для  утверждения  своего  бытия  в  мире, и  тогда  они почувствуют  радость  творческого  роста  и  самосовершенствования.

 Главное  внимание  на  своих  уроках  уделяю  тексту, поэтому я  стараюсь  подбирать  задания на  основе  текста.

 В  свою  работу  включаю  следующие  основные  виды  работ. 

1. Работа  со  зрительной  опорой.    

Как  правило,  в  качестве  зрительной  опоры  используются комиксы,  какие-то картинки,  фотографии.           

 Виды  работ  со  зрительной  опорой:  а) устный  диалог; б) устный  рассказ;  в) письменный  рассказ .

2. Творческие  работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений:

  -   читательские;

   -   жизненные;

   -   фантазийные

3.  Устные  дискуссии .

Основная цель этой работы – научить  слушать и  слышать,  формулировать  свои  мысли  и  аргументировать их.

4. Устная или  письменная газета

5. Языковые игры:

-   «Корректор»

-   «Вставь слово» слайд

-    Буриме - (франц. bouts-rimes, от bout - конец, и rimer - рифмовать); стихи на заданные рифмы.

-   Продолжи рассказ  по  его  началу…

-  Собери  текст.

-  Распространи  предложение

-  Найти третье  лишнее   и др.

6.  Минутки  поэзии     

7.  Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие  диктанты  на  основе  картин.  

9. Почему так, а не  иначе.

10.Пересказ художественного  текста  от  лица  героя

    Составь монолог  перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера  и т.д.)

11.Сообщения .

12. Театрализованные сценки, спектакли.

Форма  работы – групповая,  в  парах,  индивидуальная

 Задание:  «Вставь  слово»

(Какой?)… в  сентябре  лес – в нем  рядом  весна и осень.  (Какой?)…лист  и  (какая?)… травинка.   (Какие?)…травы  и (какие?)… цветы.  (Какой?) … иней  и  бабочки.  (Какое?) … солнце и (какой?)  ветер.  Увядание  и  расцвет.  Песни  и  тишина.  Грустно  и  радостно!                                                                                                            Н Сладков.

А  жаворонок  все  пел,  поднимаясь  выше  и  выше.  (Какое?) … солнце  осветило его, и теперь  он  уже  казался  с  земли  не (какой?)…   птичкой,  а  (какой?) …звездочкой,  вторым  (каким?) … солнышком,  рожденным  самой  землей.                      По Г.Скребицкому.

Подобные  задания  помогают  ребятам  на  примерах  художественных  текстов  подбирать  слова,  а  потом  их  сравнить  с  исходным  текстом.

Такие  же  задания  разработаны  по  теме «Глагол»,  «Имя существительное» и др.

Все  эти  работы  могут  использоваться  на  каждом  уроке.

Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, - важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов и  ,конечно же,  речь  самого  учителя.  Необходимо  обращать  на  удачные  образцы  речи  самих  детей.

 Результативность.

Систематическое  использование  этих  методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах.

Дети  чувствуют себя при  ответах  в  классе   уверенно.  Они  положительно    воспринимают  предмет «Русский язык» и  «Литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

Доклад "Развитие речи учащихся"

Доклад "Развитие речи учащихся"...

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Содержание приемов развития экологического мышления,  представленное в данной методическом материале, можно использовать на уроках в 10-11 классах. Эти методические приемы апробированы автор...

Методические рекомендации "Формирование функциональной грамотности детей с нарушением слуха на основе развития речи и словесно-логического мышления"

В условиях современного общества неотъемлемой частью базового образования каждого школьника является функциональная грамотность, так как она способствует успешному взаимодействию с окружающими людьми ...