УМК Операционные системы и среды комплект заданий по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся
методическая разработка (11 класс) на тему

Рузанкова Инна Алексеевна

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Операционные системы и среды" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srs_osis.doc514.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ №52

КОМПЛЕКТ

Заданий по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся

По дисциплине

Операционные системы и среды

для специальности:

230701 «Прикладная информатика (по отраслям)»

2014

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией

____________________________________

Протокол №___  от «____»_________2014 г

Председатель ПЦК

 __________              Мирошников В.В.

Подпись                  И.О.Фамилия

Составлен в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом по специальности:230701 Прикладная информатика (по отраслям)

Заместитель директора по учебной работе

___________________Н.А. Морковина

«____»_____________20___г

Составитель:

___________________/Рузанкова И.А./


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                        5 1 Рекомендации по распределению времени на ВСР                                               8 2 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы                                          9 2.1 Задания к выполнению самостоятельных работ                                              9

Самостоятельная работа №1 Составление схемы программного обеспечения ПК        9

Самостоятельная работа №2 Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС»        9

Самостоятельная работа №3 Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами        10

Самостоятельная работа №4 Выполнение тестовых заданий по теме «Команды DOS»        11

Самостоятельная работа №5 Подготовка реферата по теме «Системное программное обеспечение ПК»        11

Самостоятельная работа №6 Подготовка сообщения о видах памяти ПК       12 Самостоятельная работа №7 Характеристика прерываний                               12

Самостоятельная работа №8 Подготовка презентации по машинно-зависимым свойствам ОС        13

Самостоятельная работа №9 Составление тестовых вопросов по

зависимым свойствам ОС


машинно-

13

Самостоятельная работа №10 Составление сравнительной таблицы «Файловые системы»        14

Самостоятельная работа №11 Подготовка презентации по машинно-независимым свойствам ОС        14

Самостоятельная работа №12 Составление тестовых вопросов по независимым свойствам ОС

Самостоятельная работа №13 Выполнение теста «Свойства ОС»


машинно-15

15

Самостоятельная работа №14 Подготовка сообщения по теме «Эволюция ОС Windows»        16

Самостоятельная работа №15 Исследование специальных возможностей в составе ОС Windows        16


Самостоятельная работа №16 Поиск информации в справочной системе ОС Windows        17

Самостоятельная работа №17 Составление кроссворда по основным понятиям        17

Самостоятельная работа №18 Подготовка презентации по теме реферата        18

Самостоятельная работа №19 Подготовка презентации по системному программному обеспечению «Утилиты ОС»        18

Самостоятельная работа №20 Повторение материала, подготовка к контрольной работе        19

2.2 Требования к реферату                                                                                     19 2.3 Требования к презентации                                                                               22

3 Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы        24

3.1 Рейтинговая карта оценки самостоятельной работы по дисциплине «Операционные системы»        24

3.2 Критерии оценки самостоятельных работ                                                   25 3.3 Критерии оценки реферата                                                                           25 Литература                                                                                                                   27


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за        развитие        навыков        самостоятельной        работы,        за        стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Введение в практику учебных программ и модулей с повышенной долей самостоятельной работы        активно        способствует        модернизации        учебного процесса.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям) в учебный процесс введена дисциплина «Операционные системы».

Методические рекомендации для        внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) по дисциплине «Операционные системы» предназначены для студентов 2 курса специальности Прикладная информатика (по отраслям). Внеаудиторная самостоятельная работа        студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным        планом, и составляет 50% от общего объема часов.

Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

−        овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;

−        формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

−        развитие        творческого        подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.


Выполнение        студентами        ВСР        способствует        формированию профессиональных компетенций, соответствующих        виду профессиональной деятельности по дисциплине:

ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

Выполнение студентами ВСР способствует формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно        определять        задачи        профессионального        и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть        готовым        к        смене        технологий        в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1 Рекомендации по распределению времени на ВСР

№п/п

Наименование самостоятельной практической работы

Время на выполнение (час)

Срок выполнения от начала изучения курса

1

Составление схемы программного обеспечения ПК

1

1-3 занятия

2

Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС

2

3

Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами

2

4-10 занятия

4

Выполнение тестовых заданий по теме «Команды DOS»

1

5

Подготовка        реферата        по        теме        «Системное программное обеспечение ПК»

6

6

Подготовка сообщения о видах памяти ПК

1

11-14 занятия

7

Характеристика прерываний

1

8

Подготовка презентации по машинно-зависимым свойствам ОС

3

9

Составление тестовых вопросов по машинно-зависимым свойствам ОС

2

10

Составление сравнительной таблицы «Файловые системы»

2

15-18 занятия

11

Подготовка        презентации        по        машинно-независимым свойствам ОС

2

12

Составление тестовых вопросов по        машинно-независимым свойствам ОС

2

13

Выполнение теста «Свойства ОС»

2

19 занятие

14

Подготовка сообщения по теме «Эволюция ОС Windows»

2

20-21 занятия

15

Исследование        специальных        возможностей        в составе ОС Windows

2

22-35 занятия

16

Поиск информации в справочной системе        ОС Windows

1

17

Составление кроссворда по основным понятиям

2

18

Подготовка презентации по теме реферата

2

19

Подготовка        презентации        по        системному программному обеспечению «Утилиты ОС»

2

36-39 занятия

20

Повторение материала, подготовка к контрольной работе

2

40 занятие

Итого:

40


2 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

2.1 Задания к выполнению самостоятельных работ

Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от занятий время.

Студент обязан:

−        перед        выполнением        самостоятельной        работы,        повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;

−        выполнить работу согласно заданию;

−        по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в виде результирующего файла на внешнем носителе;

−        ответить на поставленные вопросы.

При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение        об        оптимальном        использовании        возможностей        программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают     вопросы        и        затруднения,        он     может        консультироваться        у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в конце методических рекомендаций.

Самостоятельная работа №1 Составление        схемы        программного обеспечения ПК

Цель работы: отработать виды программного обеспечения ПК, привести их примеры. Использовать графические возможности текстового редактора для построения схемы ПО.

Задание 1: Повторите        теоретический        материал        по        структуре        и классификации программного обеспечения ПК, его назначении и особенностях.

Задание 2: Пользуясь        графическими        возможностями        текстового редактора        MS        Word,      составьте        развернутую        схему        классификации программного обеспечения. В схеме укажите все виды ПО, их структуру и краткую характеристику.

Задание 3: Приведите примеры программ по видам ПО.

Самостоятельная работа №2 Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС»

Цель работы: закрепить основные понятия операционных систем.

Задание 1: Повторите основные понятия и определения операционных систем, пользуясь лекционным материалом.

Задание 2: В системе Educon выполните тест «Основные понятия ОС».


Самостоятельная работа  3 Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами

Цель работы: отработать выполнение команд для работы с дисками, каталогами, файлами в операционной среде

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом, повторите команды и синтаксис их ввода в командной строке для работы с дисками, каталогами, файлами:

переход к другому диску, логическому разделу, просмотр содержимого диска,

переход к каталогу,

возврат к каталогу верхнего уровня, просмотр содержимого каталога,

создание нового каталога (папки), переименование каталога (папки), удаление каталога (папки),

создание текстового файла,

просмотр содержимого текстового файла,

копирование файла в этот же каталог, в другой каталог, переименование файла,

объединение содержимого текстовых файлов в новый файл, удаление файла,

сортировка файлов по имени, по дате создания, по типу, по размеру.

Внимание: При выполнении заданий результаты работы сохраняйте в виде скриншотов в документе.

Задание 2: Запустите на вашем ПК командную строку. Выполните переход к рабочему разделу диска с помощью команды {[имя диска]:}, посмотрите его содержимое при помощи команды dir.

Задание 3: Выполните        обратный        переход        к        системному        диску. Посмотрите информацию о количестве файлов и папок, определите наличие свободного места на диске.

Задание 4: На рабочем диске командой {md [имя папки]} создайте свою папку, в ней создайте папку «СР-3». В папке «СР-3» создайте папку «Задание4». В папке «Задание4» командой {copy con [имя файла.тип]} создайте текстовый файл «zadanie», в который поместите информацию «Я изучаю команды для работы с дисками, каталогами, файлами». Создайте еще один текстовый файл, в который запишите свои ФИО, группу. Объедините содержимое созданных текстовых файлов командой {copy [файл1]+[ файл2] [имя нового файла]}. Переименуйте созданный файл в «new_file» командой {ren [имя файла]}.


Задание 5: Создайте в каталоге «СР-3» папку «Задание5». Найдите и скопируйте {copy [путь-откуда] [путь-куда]} в нее 6 файлов разного типа, созданных в разное время с отличающимися размерами. Переименуйте папку «Задание5» в папку COPY при помощи команды {move [имя папки]}. Выполните просмотр содержимого папки COPY.

Задание 6: Выполните сортировку файлов в папке COPY по имени, по типу, по размеру, по дате создания, используя команду dir/o c параметрами \n, \e, \s, \d соответственно.

Задание 7: Удалите        созданные        вами        текстовые        файлы        из        папки «Задание4» командой {del [имя файла]}. Выполните просмотр содержимого папки «Задание4». Удалите папку COPY командой {rd [имя папки]}. Выполните просмотр содержимого папки «СР-3». Удалите свою папку с рабочего каталога диска. Выполните просмотр содержимого рабочего каталога.

Самостоятельная работа №4 Выполнение тестовых заданий по теме «Команды DOS»

Цель работы: закрепить синтаксис, назначение и результат выполнения команд

Задание 1: Повторите основные команды для работы с дисками, каталогами и файлами, пользуясь лекционным материалом, выполненным заданием по СР №3.

Задание 2: В системе Educon выполните тест «Команды DOS».

Самостоятельная работа №5 Подготовка        реферата        по        теме «Системное программное обеспечение ПК»

Цель работы: систематизировать        виды        системного        программного обеспечения, подготовить реферат по одному из видов системного ПО.

Задание 1: Выберите тему реферата, согласуй те ее с преподавателем. Составьте план работы над рефератом.

Задание 2: Пользуясь интернет-источниками и литературой, выполните подбор материала (текстовый и графический) по выбранной теме. Напишите введение к реферату (объем 2-3 страницы).

Задание 3: Определите разделы и подразделы основной части реферата. Соотнесите найденный материал с содержанием.

Задание 4: Напишите заключение.

Задание 5: Оформите реферат и подготовьте его к печати. Распечатайте и сдайте на проверку.


Примечание: Требования к реферату смотрите в пункте 2.2. Образец оформления титульного листа представлен в приложении А.

Тематика рефератов

1        Файловые менеджеры 2        Архиваторы

3        Антивирусные средства

4        Программы-русификаторы

5        Утилиты для проверки дисков

6       Утилиты записи информации на диски 7       Утилиты восстановления информации

8        Программы технического обслуживания 9        Автономные программы

10        Драйверы

11        Программы воспроизведения аудио и видео 12        Браузеры

13        Операционные системы семейства DOS 14        Операционные системы семейства

15        Операционные системы семейства Unix 16        Операционные системы

17        Системные программы

18        Программы-дефрагментаторы 19        Системные оболочки

20        Сравнительный анализ операционных систем Windows XP (7), Linux и MacOS

Самостоятельная работа №6 Подготовка сообщения о видах памяти ПК

Цель работы: систематизировать знания о видах памяти ПК.

Задание 1: Пользуясь интернет-источниками и технической литературой, найдите информацию о видах памяти персонального компьютера.

Задание 2: Классифицируйте виды памяти ПК, приведите примеры. Задание 3: Подготовьте сообщение на 1-1,5 минуты о видах памяти с

приведением примеров.

Самостоятельная работа №7 Характеристика прерываний

Цель работы: отработать        понятие        прерывания,        закрепить        виды прерываний.


Задание 1: Запустите на вашем компьютере сведения о прерываниях: Пуск – Программы – Стандартные – Служебные – Сведения о системе – Ресурсы аппаратуры – Прерывания IRQ. Внимательно изучите прерывания, которые отражены в сведениях.

Задание 2: В текстовом редакторе составьте и заполните таблицу:

Ресурс

Устройство (название, назначение)

Краткая характеристика прерывания

Тип и приоритет прерывания

Сохраните таблицу в файл.

Самостоятельная работа №8 Подготовка презентации по машинно-зависимым свойствам ОС

Цель работы: систематизировать        материал        о        машинно-зависимых свойствах операционных систем.

Задание: Пользуясь лекционным материалом и источниками литературы, подготовьте презентацию по теме «Машинно-зависимые свойства ОС». В презентации отразите свойства:

обработка прерываний,

планирование процессов,

управление вводом-выводом, управление памятью.

По каждому свойству отразите основные понятия, приведите примеры, схемы, графические изображения (если это возможно), отразите суть свойства. Требования к презентации смотрите в пункте 2.3.

Самостоятельная работа №9 Составление        тестовых        вопросов        по машинно-зависимым свойствам ОС

Цель работы: актуализировать знания о машинно-зависимых свойствах операционных систем.

Задание: Пользуясь лекционным материалом, источниками литературы и презентацией по машинно-зависимым свойствам ОС, составьте 10 тестовых вопросов следующего типа:

Тип вопроса

Описание

Количество вопросов

1

2

3

Открытая форма

Формулируется тезис и предлагаются 4-5 вариантов ответов, среди которых 1 является верным

4


1

2

3

Открытая форма

Формулируется тезис и предлагаются 4-5 вариантов ответов, среди которых 2-3(4) являются верными

3

Соответствие

Предлагаются        варианты        тезисов        (3-5)        в соответствие которым ставятся варианты ответов (по количеству тезисов)

2

Закрытая форма

Формулируется тезис, в котором началом или окончанием фразы является термин (определение)

1

Тестовые        вопросы        оформите        в        текстовом        документе        в        виде многоуровневого списка. Укажите верные варианты ответов на ваше усмотрение. Вопросы на соответствие оформите в виде в виде двух колонок разного типа списков или невидимой таблицы.

Самостоятельная работа №10 Составление сравнительной таблицы «Файловые системы»

Цель работы: систематизировать сведения о файловых системах.

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом и интернет-источниками, подберите материал о файловых системах, которые используются при работе с современными операционными системами.

Задание 2: Составьте сравнительную таблицу о файловых системах, заполните колонки данными, сохраните таблицу в файл.

№ п/п

Название файловой системы

Операционная система

Особенности строения ФС, краткая характеристика

Источник информации

Преимущества

недостатки

Самостоятельная работа №11 Подготовка презентации по машинно-независимым свойствам ОС

Цель работы: систематизировать материал о машинно-независимых свойствах операционных систем.

Задание: Пользуясь лекционным материалом и источниками литературы, подготовьте презентацию по теме «Машинно-независимые свойства ОС». В презентации отразите свойства:

работа с файлами,

способы планирования заданий пользователей, организация параллельной работы программ, распределение ресурсов,

защита (контроль доступа).


По каждому свойству отразите основные понятия, приведите примеры, схемы, графические изображения (если это возможно), отразите суть свойства. Требования к презентации смотрите в пункте 2.3.

Самостоятельная работа №12 Составление тестовых вопросов по машинно-независимым свойствам ОС

Цель работы: актуализировать        знания        о        машинно-независимых свойствах операционных систем.

Задание: Пользуясь лекционным материалом, источниками литературы и презентацией по машинно-независимым свойствам ОС, составьте 10 тестовых вопросов следующего типа:

Тип вопроса

Описание

Количество вопросов

Открытая форма

Формулируется тезис и предлагаются 4-5 вариантов ответов, среди которых 1 является верным

4

Открытая форма

Формулируется тезис и предлагаются 4-5 вариантов ответов, среди которых 2-3(4) являются верными

3

Соответствие

Предлагаются        варианты        тезисов        (3-5)        в соответствие которым ставятся варианты ответов (по количеству тезисов)

2

Закрытая форма

Формулируется тезис, в котором началом или окончанием фразы является термин (определение)

1

Тестовые вопросы оформите в текстовом документе в виде многоуровневого списка. Укажите верные варианты ответов на ваше усмотрение. Вопросы на соответствие оформите в виде в виде двух колонок разного типа списков или невидимой таблицы.

Самостоятельная работа №13 Выполнение теста «Свойства ОС»

Цель работы: закрепить машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.

Задание 1: Повторите        машинно-зависимые        и        машинно-независимые свойства        операционных      систем,        пользуясь      лекционным        материалом, выполненными заданиями СР №7-11.

Задание 2: В системе Educon выполните тест «Свойства ОС».


Самостоятельная работа №14 Подготовка        сообщения        по        теме «Эволюция ОС Windows»

Цель работы: повысить свои знания по истории возникновения и развития операционных систем семейства Windows, знать особенности версий ОС семейства Windows, заниматься самообразованием.

Задание 1: Найти материал об эволюции ОС Windows. Полезные ссылки:

http://trindelka.net/forum/programmi-soft/evolyutciya-operatcionnoj-sistemi-windows-s-1985-goda-i-do-nashih-dnej-t7702.html (картинки),

http://www.holmogorov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=11 0 (антология ОС),

http://www.bestreferat.ru/referat-140706.html        (история        развития операционных систем Windows),

Задание 2: Подготовить сообщение в свободной форме (текстовый файл, презентация или др.), в котором отразить особенности каждой «новой» версии операционной системы Windows.

Задание 3: Подумайте, каковы могут быть перспективы дальнейшего развития ОС Windows?

Самостоятельная работа №15 Исследование        специальных возможностей в составе ОС Windows

Цель работы: исследовать специальные возможности в составе ОС Windows.

Задание 1: ОС Windows предлагает несколько программ и настроек, облегчающих использование компьютера и повышающих удобство в работе. Ознакомьтесь с материалом о специальных возможностях Windows, их структуре, назначении и технологиях на информационном ресурсе корпорация Майкрософт https://db.projectharmony.ru/getpifile.php?id=547.

Дополнительный материал по обеспечению поддержки специальных возможностей        Windows        8        можно        получить        на        сайте http://blogs.msdn.com/b/b8_ru/archive/2012/02/21/enabling-accessibility.aspx.

Помощь новичку в освоении компьютера и интернета можно получить на сайте http://computernavigation.ru/dispetcher-sluzhebnyih-programm/ .

Задание 2: Изучите с помощью главного меню состав пакета программ «Специальные возможности» вашего ПК. Запустите имеющиеся в составе программы, познакомьтесь с интерфейсом и особенностями работы программ. Дайте им краткую характеристику.


Самостоятельная работа №16 Поиск        информации        в        справочной системе ОС Windows

Цель работы: познакомиться со справочной системой ОС Windows, изучить, научиться пользоваться справочной системой для поиска информации.

Задание 1: Посмотрите видеоролики о справочной системе Windows XP http://www.youtube.com/watch?v=Rx-Lwbev5Eg , по поиску информации в справочной системе http://www.youtube.com/watch?v=u-iKIOmRBHE .

Задание 2: Запустите справочную систему на вашем компьютере.

Ознакомьтесь с ее содержанием.

Задание 3: Найдите в справочной системе ответы на вопросы: Зачем нужно автоматически обновлять Windows?

Как настроить панель задач?

Что предпринять, если устройство в составе компьютера не работает? Как установить драйвер на принтер?

Как правильно завершить работу компьютера? Сохраните ответы на вопросы в текстовом документе.

Самостоятельная работа №17 Составление кроссворда по основным понятиям

Цель работы: закрепить основные понятия операционных систем, знать терминологию.

Задание 1: Пользуясь программой MS Excel, создайте кроссворд по основным понятиям операционных систем. Лист 1 - Вопросы, Лист 2 - Ответы.

Задание 2: Организуйте возможность проверки разгаданных слов и получение результата (оценки) по следующим критериям (от количества возможных верных ответов):

менее 60% - неудовлетворительно 60-72% - удовлетворительно

73-86% - хорошо 87-100% - отлично

Пример: в кроссворде 30 терминов. 60% от 30 составляет 18, значит, если верно разгадано менее 18 слов – оценка «неудовлетворительно», 18-21 верных слов – оценка «удовлетворительно», 22-25 верных слов – оценка «хорошо», более 25 слов – оценка «отлично».

Задание 3: Подготовьте кроссворд к печати: подберите соответствующую ориентацию страницы и расположение информации на листе.


Требования к кроссворду: не менее 30 понятий;

понятия и термины используются в единственном числе в виде одного слова.

Самостоятельная работа №18 Подготовка        презентации        по        теме реферата

Цель работы: систематизировать знания, полученные при составлении реферата по выбранной теме, подготовить реферат к защите.

Задание: Пользуясь программой PowerPoint и материалом реферата, подготовьте презентацию для защиты реферата. Отразите в ней тему реферата, цели и задачи, объект и предмет исследования, основные положения по теме реферата, используемые источники информации. Будьте готовы отвечать на вопросы по исследуемой теме. Требования к презентации смотрите в пункте 2.3.

Самостоятельная работа №19 Подготовка        презентации        по системному программному обеспечению «Утилиты ОС»

Цель работы: актуализировать сведения об утилитах операционной системы, найти и представить материал об утилитах ОС.

Задание 1: Повторите определение и назначение утилиты операционной системы. Найдите в сети Интернет материал об утилитах.

Дополнительные источники информации:

http://wiki.altlug.ru/Операционные_системы:Оболочка_и_утилиты (операционные системы: оболочка и утилиты)

http://biblprog.org.ua/ru/system/ (библиотека бесплатных программ)

http://www.bestreferat.ru/referat-100250.html (наборы утилит служебных программ операционных систем)

Задание 2: Ознакомьтесь с утилитами, установленными на вашем компьютере.

Задание 3: Подготовьте        презентацию        по        утилитам,        которыми        вы пользуетесь (5-6 штук). В презентации отразите название утилиты, ее особенности и назначение, разработчика, интерфейс, ссылку на скачивание (если возможно). Требования к презентации смотрите в пункте 2.3.


Самостоятельная работа №20 Повторение материала, подготовка к контрольной работе

Цель работы: повторить и систематизировать изученный материал по дисциплине «Операционные системы», подготовиться к выполнению тест-контроля по дисциплине.

Задание 1: Для повторения материала воспользуйтесь лекциями, курсом «Операционные системы» в системе Educon, выполненными практическими и самостоятельными работами.

Задание 2: Выполните пробный итоговый тест в системе Educon для самоконтроля. Для подготовки вам доступны несколько попыток. Обратите внимание перед выполнением теста на систему оценки и ограничение по времени.

2.2 Требования к реферату

Реферат – первая и наиболее частая для студентов с первых курсов обучения форма самостоятельной работы, которая наилучшим образом, обогащает знания и развивает аналитические способности, т.е. способствует формированию профессиональных компетенций, а в воспитательном плане – формирует ответственность и сочетание личного интереса с общественной необходимостью, то есть качества необходимые для будущего специалиста.

2.2.1 Структура работы

Структура работы, соотношение объема работ по главам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.

Типовая структура включает следующие разделы: 1. Титульный лист.

2. Оглавление. 3. Введение.

4. Главы основной части. 5. Заключение.

6. Список использованной литературы. 7. Приложения.

Титульный лист - первая страница работы (на данной странице номер не ставится). Пример оформления приведен в приложении А

Оглавление - помещается после титульного листа, в нем приводятся пункты работы с указанием страниц (на данной странице номер не ставится).


Введение - кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание        поставленных        задач,        формулируется        объект        и        предмет исследования,      указывается      избранный        метод      исследования.      Дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

Основная часть - подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные        результаты.        Содержание        основной        части        должно        точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Заключение - содержит основные выводы, к которым автор пришел, в процессе        анализа        материала        (при        этом        должна        быть        подчеркнута самостоятельность,     новизна,     теоретическое     и        практическое        значение полученных результатов).

Список использованной литературы - приводится в конце работы, в алфавитном        порядке        сначала        указываются        источники        используемой литературы, затем интернет-источники. Допускается использовать в списке литературы источники не позднее 5-летней давности.

Приложение        -        помещают        вспомогательные        или        дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

2.2.2 Требования к оформлению работы

Объем работы должен быть 20-30 страниц.

Текст набирается в текстовом редакторе MS Word: шрифт Times New Roman, размер – 14 пт, цвет шрифта черный, междустрочный интервал – полуторный (или 1,15), отступ первой строки (абзацный отступ) – 1,25 см, выравнивание текста – по ширине, расстановка переносов по тексту – автоматическая, в режиме качественной печати.        Оглавление должно быть сформировано автоматически. Текст распечатывается на принтере.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами с абзацного отступа. Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой

прописной), располагаются с абзацного отступа. Заголовки пунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), с использованием шрифтового выделения (полужирный шрифт), начиная с абзаца. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки подпунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), начиная с абзаца в подбор к тексту.

В конце заголовков структурных частей, наименований разделов и подразделов точка не ставится. Расстояние между заголовком структурной


части (за исключением заголовка пункта) и подразделом должно быть равно 2 интервалам.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер раздела указывается перед его названием, после номера раздела точка не ставится, перед заголовком оставляют пробел. Наименования разделов печатаются строчными буквами с абзацного отступа, выделяются полужирным шрифтом размером 16 пт, точка в конце наименования раздела не ставится. Разделы работы оформляются, начиная с новой страницы.

Иллюстрации        обозначают        словом        «Рисунок»        и        нумеруют последовательно в пределах раздела реферата или сквозной нумерацией. Номер иллюстрации может состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут. Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. Точка после номера рисунка и наименования иллюстрации не ставится.

Каждая таблица должна иметь название, которое следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Расстояние от текста до таблицы и от таблицы до последующего текста равно одной строке. Между наименованием таблицы и самой таблицей не должно быть пустых строк.

Пример.

Таблица 1 – Название таблицы

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной

свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия. Формулы в пояснительной записке следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела.

Пример. Заработная плата наладчиков технологического оборудования определяется по формуле:

, (руб.)        (5.1)


где Кзп – коэффициент к заработной плате;

Тпз – подготовительно-заключительное время по данной операции, час; Sнi – часовая тарифная ставка, руб.;

n – количество наладчиков, чел.

Приложения оформляют как продолжение реферата на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», напечатанного строчными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, расположенный в следующей строке по центру. Если в реферате более одного приложения, их нумеруют последовательно прописными буквами русского алфавита, например, Приложение А, Приложение Б и т.д.

2.3 Требования к презентации

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Управляющие кнопки не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона и заголовка используйте контрастные цвета. Не используйте на одном слайде больше трех цветов.

Фон и цвет

Для фона предпочтительны холодные тона

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они        не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.


Представление информации:

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте        количество        предлогов,        наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно        горизонтальное        расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Шрифты        без        засечек        легче        читать        с        большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами.

Способы выделения информации

Следует использовать:

рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом        информации:        люди        могут        единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для        обеспечения        разнообразия        следует        использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами, диаграммами.


3 Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы

3.1 Рейтинговая        карта        оценки        самостоятельной        работы        по дисциплине «Операционные системы»

Тема

Деятельность студента

Мин. кол-во баллов

Макс. кол-во баллов

Раздел 1

1.1

1. Составление схемы программного обеспечения ПК

1

3

1.1

2. Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС»

самоконтроль

1.2

3. Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами

1

2

1.2

4. Выполнение тестовых заданий по теме «Команды DOS»

самоконтроль

5. Подготовка реферата по теме «Системное программное обеспечение ПК»

3

5

Итого

5

10

Раздел 2

2.1

6. Подготовка сообщения о видах памяти ПК

1

2

2.1

7. Характеристика прерываний

1

3

2.1

8. Подготовка презентации по машинно-зависимым свойствам ОС

3

5

2.1

9. Составление тестовых вопросов по машинно-зависимым свойствам ОС

3

5

2.2

10. Составление сравнительной таблицы «Файловые системы»

1

2

2.2

11. Подготовка презентации по машинно-независимым свойствам ОС

3

5

2.2

12. Составление тестовых вопросов по машинно-независимым свойствам ОС

3

5

13. Выполнение теста «Свойства ОС»

самоконтроль

Итого

15

27

Раздел 3

3.1

14. Подготовка сообщения по теме «Эволюция ОС Windows». Составление сравнительной таблицы «ОС семейства Windows»

1

2

3.2

15. Исследование специальных возможностей в составе ОС Windows

1

3

3.2

16. Поиск информации в справочной системе ОС Windows

1

2

17. Составление кроссворда по основным понятиям

3

5

18. Подготовка презентации по теме реферата.

3.3

19. Подготовка презентации по системному программному обеспечению «Утилиты ОС»

1

3

20. Повторение материала, подготовка к контрольной работе.

самоконтроль

Итого

7

15

Количество баллов по ВСР

27

52


3.2        Критерии оценки самостоятельных работ

 п/п

Оцениваемые навыки

Метод оценки

Критерии оценки

Максимальный балл рейтинга

Средний балл рейтинга

Минимальный балл рейтинга

1.

Отношение к работе

Фиксирова ние        срока сдачи работы

Работа сдана в требуемые

сроки

Работа сдана с        задержкой на 1-2 недели

Работа сдана с задержкой на 3-4 недели

2.

Способность самостоятель но выполнять работу

Просмотр файла в личной папке студента

Полное выполнение работы, отсутствие ошибок

Допускает одну ошибку (неточность) при выполнении работы

Допускает две, три ошибки при выполнении работы

3.

Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессионал ьной лексикой

Собеседова ние (защита) при сдаче работы

Грамотно отвечает на поставленные вопросы

Допускает незначительн ые ошибки в изложении алгоритма задания

Допускает ошибки в изложении алгоритма задания. Имеет ограничен

ный словарный запас

3.3        Критерии оценки реферата

К общим критериям можно отнести: −        соответствие реферата теме.

−        глубина и полнота раскрытия темы.

−        адекватность передачи первоисточника. −        логичность, связность.

−        доказательность.

−        структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).

−        оформление (наличие оглавления, списка литературы, культура цитирования, сноски и т.д.).

−        языковая правильность.

Критерии к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

Критерии оценки раздела «Введение»:

−        наличие обоснования выбора темы, ее актуальности; −        наличие сформулированных целей и задач работы;

−        наличие краткой характеристики первоисточников. Критерии оценки разделов основной части:


−        структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

−        наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию; −        проблемность и разносторонность в изложении материала;

−        выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; −        наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Критерии оценки раздела «Заключение»:

−        наличие выводов по результатам анализа; −        выражение своего мнения по проблеме.

Выступление оценивается на основе критериев: −        соблюдение структуры выступления;

−        соблюдение регламента;

−        умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

−        адекватность языка, стиля и темпа;

−        уверенность и убедительность манеры изложения; −        четкость и точность ответов на вопросы;

−        качество презентации.

Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если студент выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится минимальный балл; 80-90% — средний балл; 90-100% — максимальный балл.


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Назаров С.В. Операционные среды, системы и оболочки. Учеб. Пособие. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2007.

2. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. — СПб.: Издательство «Питер», 2009.

3. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки. 2-е изд., испр. и доп.: Форум Инфра-М, 2009.

4. Таненбаум Э. Современные операционные системы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература

5. Гане М. От Windows к Linux: Бином, 2008.

6. Горшунов И.С. Работа с персональным компьютером и Windows.: БИНОМ, 2009.

7. Гранненман С., "Linux". Карманный справочник.: Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2008.

8. Кокорева О.И. Реестр Windows XP: BHV, 2007.

9. Куприянова А.В. Реестр Windows XP: настройки, трюки, секреты: Наука и техника, 2007.

10. Маслаков В. Г. Linux. Альтернативная Windows бесплатная операционная система. - 1-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

11. Минеева Н.А. Установка, переустановка и базовая настройка Windows XP/Windows Vista: Наука и техника, 2007.

12. Пащенко И.Г. Windows XP. Шаг за шагом: Эксмо, 2009.

13. Робачевский А.М., Немнюгин С.А., Стесик О.Л. Операционные системы Unix. 2-е изд., перераб. и доп.: BHV, 2008.

14. Симмонс К. Современный самоучитель работы в Windows XP: ДМК, 2008. 15. Холмогоров В. Тонкая настройка Windows XP. - 1 изд. – СПб.: Питер, 2007. 16. Черников С. Windows XP. Установка, настройка, восстановление и переустановка: Триумф, 2007.

Интернет источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при перехода на ФГОС

Описаны возможности и способы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в БОУ НПО ПУ № 22...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов и соусов" ПМ.03." Приготовление супов и соусов"

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов, соусов" ПМ.03. "Приготовление супов и соусов"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

Автор этой статьи в течение пяти лет занимаеться проэктной деятельностью. Данная статья поможет методически разрабатывать поекты....

Методическое сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ

Презентация-сопровождение к выступлению на семинаре: "Подготовка педагогического коллектива лицея к внедрению стандартов нового поколения"....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов  специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...