Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения предметных и метапредметных результатов.
статья по математике (5 класс) на тему
В современных условиях задача учителя показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметных теоретических знаний, но и метапредметных умений, которые сейчас лежат в основе практически всех оценочных процедур (ГИА, ЕГЭ). Я считаю, что одним из средств достижения предметных и метапредметных результатов является использование компетентностно-ориентированных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koz_kak_sredstvo_dostizheniya_rezultatov.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики МБОУ «СОШ№7»
г. Лысьва Пермского края
Баландина Елена Робертовна
Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения предметных и метапредметных результатов.
В современных условиях задача учителя показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметных теоретических знаний, но и метапредметных умений, которые сейчас лежат в основе практически всех оценочных процедур (ГИА, ЕГЭ). Я считаю, что одним из средств достижения предметных и метапредметных результатов является использование компетентностно-ориентированных заданий.
В 2012 наша школа являлась муниципальным центром инновационных разработок под руководством директора по научно-методической работе «Центра Развития Молодёжи» города Екатеринбург Пинжениной С.В. Учителями математики лысьвенского района был разработан сборник компетентностно-ориентированных заданий. Я являлась руководителем временной творческой группой учителей математики данного проекта.
Участвуя в этом проекте, составляя компетентностно-ориентированные задания, я убедилась, что они вызывают интерес учащихся к предмету. Также задания направлены на формирование таких компетентностей как информационная, коммуникативная, самоорганизационная, разрешение проблем. Это всё вместе способствует достижению предметных и метапредметных результатов.
Наиболее актуальными для меня являются познавательные УУД, т.к. они обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования, систематизация и обобщение полученной информации, включают в себя:
Общеучебные УУД
Логические учебные действия
Постановка и решение проблемы.
Хочу поделиться основными приёмами и заданиями, которые использую в своей деятельности для формирования таких познавательных универсальных учебных действий, как
1. Формулировка проблемы и цели урока.
2. Составление алгоритма и выполнение действий по алгоритму.
3. Отбор информации из текстов, таблиц, диаграмм.
4. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм.
5. Сравнение, обобщения, классификация.
1. Формулировка проблемы и цели урока.
Я чаще использую на уроках открытия новых знаний, где необходимо создать проблемные ситуации, выход из которых детям приходится находить самим. Например, тема «Умножение десятичных дробей». Учащимся предлагаю заполнить таблицу. При заполнении дети сталкиваются с проблемной ситуацией (трудности возникают при заполнении 3-го и 5-го столбиков).
а | 2 | 1,2 | 1,2 | 6 | 3,2 |
b | 4 | 3 | 0,3 | 1,2 | 1,6 |
ab |
Предлагаю решить следующее задачи.
Для твоей младшей сестры вы с папой решили построить на даче небольшую песочницу. Тебе поручили вычислить её площадь , размеры песочницы должны быть 2,2м на 1,1. м Выполни необходимые вычисления.
Дети переводят метры в дециметры, находят результат, а затем его переводят м2.
Далее я предлагаю объяснить полученный ответ и попробовать сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей, тему и цель урока.
Таким образом, данное компетентностно-ориентированное задание способствует формированию таких метапредметных результатов как формулировка темы и цели урока. Предметный результат: правило умножения десятичных дробей и умение им пользоваться.
Используя такие приёмы, я добиваюсь, чтобы учащиеся привыкали к тому, что новое знание они открывают, а не получают в готовом виде
2.Сравнение, обобщения, классификация.
При изучении темы «Десятичные дроби» использую следующие задания.
1.
Получается слово грачевник. Данная тема изучается в марте и можно познакомить детей с днями марта по народному календарю.
2.
д | к | ч | р | т | у | б | а | и |
0,2 | 64,135 | 1,375 | 765,304 | 0,063 | 0,15 | 55,784 | 1,37 | 1,5 |
2. Выполни задания, вычеркни из таблицы буквы, соответствующие твоим ответам. Оставшиеся числа расставь в порядке возрастания. Составь слова. (слово удач)
63, 5+ 0,635 = 0,35 – 0,287 =
32,5 + 732,804 = 64,3 – 8,516 =
3.Интерес вызывают задачи о родном городе. Считаю, что духовно-нравственное и гражданское воспитание должно быть не только на уроках истории или литературы. Здесь же идёт развитие личностных УУД.
Вычислить и каждому результату поставить в соответствие букву.
Виктор Решанов –лысьвенский художник. Подобные задания расширяют кругозор учащихся, они узнают новую информацию о своём городе, о людях, которые в нем живут. Идёт формирование предметных результатов по теме «Десятичные дроби». Подобные задачи вызывают больший интерес, чем просто решение примеров, способствуют формированию метапредметных результатов:
обобщению, систематизации материала.
3. Отбор информации из текстов, таблиц, диаграмм. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм.
Представленные далее компетентностно- ориентированные задания, способствуют формированию умений работать с информацией, а также направлены на достижение предметных результатов по изучаемым темам.
1. Тема «Арифметические действия с натуральными числами».
Найди значения выражений. Каждый ответ в первом столбце является датой важного события в истории Лысьвы. Сопоставь дату с событием, записанном во втором столбце.
207 · 52 – (8627+229) 2236 - 5738 : 19 2080 : 65 + 1885 | Основана газета «Искра» Заложен парк Открылся музей Построен хлебозавод Открылась музыкальная школа |
Соедини стрелкой дату с соответствующим событием.
Справка В 1908 г. заложен парк ученым-лесоводом А.В. Зануцци. 10 июня 1917 г. основана газета «Искра». В 1932 году построен хлебозавод на 66 тонн хлеба в сутки. В 1934г. открылась музыкальная школа. 4 ноября 1957 года открылся музей. |
2 Тема «Диаграммы»
.Построить две диаграммы о площадях и средней глубине прудов Прикамья.
Справка. Плотины и запруды различного назначения возводились в Прикамье с давних времен. Со времен Строгоновых и Демидовых возводились пруды на речках для производственных целей. Сейчас общая площадь прудов края более 6,5 тыс. гектаров. Вот описание некоторых крупных прудов. Очерский пруд. Площадь зеркала 4,3 кв. километра. Максимальная глубина 11 метров, средняя 4 метра. Павловский пруд. Площадь зеркала 2,68 кв. км. Максимальная глубина 10,5 метров, средняя 4,5 метров. Лысьвенский пруд, площадью 4,08 кв. км. Средняя глубина 6,5 метров. Нытвенский пруд. Площадь пруда 6,72 кв. км. Максимальная глубина 12 метров, средняя 3,7 метра. Большесосновский пруд. Площадь пруда 0,56 кв. км. Максимальная глубина 8,5 метров, средняя 3,3 метра. |
Данные задания предлагаю выполнять в парах, так идёт формирование и коммуникативных УУД..
3.При изучении темы «Задачи на части» можно предложить задания следующего содержания:
В этом году в саду хороший урожай чёрной смородины. И на свой день рождения ты решил приготовить для друзей десерт из чёрной смородины с грецкими орехами. Сколько очищенных грецких орехов нужно купить, чтобы получилось 600 г десерта?
Эта информация будет тебе полезна.
Из книги «Домашние десерты»: Для приготовления десерта из чёрной смородины с грецкими орехами возьмите 8 частей смородины, 2 части сметаны, одну часть очищенных орехов и одну часть сахара. Смородину соединить с сахаром, перемешать. Залить сметаной и посыпать орехами.
То есть не просто решить традиционную задачу на части, а предложить дополнительную справочную информацию, которая могла бы вызвать интерес учащихся. Подобные задания работают на формирование информационной компетентности и таких предметных результатов, как: решение уравнений, составление уравнений.
Важным элементом успешности обучения является наличие положительной мотивации ученика, его заинтересованность. И те приёмы формирования предметных и метапредметных результатов, которые продемонстрировала, мне в этом очень помогают.
Я уверена, что те предметные и метапредметные умения, которыми овладеют наши учащиеся, помогут им в дальнейшем успешном обучении, и надеемся, что используемые нами приёмы и средства по достижению предметных и метапредметных результатов, найдут своё продолжение в тех учреждениях, где дальше будут обучаться наши выпускники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение предметных и метапредметных результатов на примере урока-викторины "Thanks giving Day"
План-конспект содержит упражнения, нацеленные на повторение лексики по теме "Еда" и на знакомство с американским праздником День благодарения....
Использование элементов WebQuest-технологии для достижения предметных и метапредметных результатов
Применение технологии Web Quest позволяет достигнуть основную цель обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции.Сфера деятельности при использовании Web Quest- техноло...
ЦОР как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках географии
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...
Методический семинар по теме "Опорные схемы на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов"
Эффективным инструментом, который может помочь педагогу совершить переход на новые стандарты будет систематическое использование приемов интерпретации учебных текстов в виде опорных схем....
«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)
В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а научить детей учиться, формировать потребность в ...
«Как полюбить уроки биологии? или «Активизация познавательного интереса, как средство достижения предметных и метапредметных результатов»
В сборнике представлена система практических рекомендаций по активизации познавательного интереса на уроках биологии, как средства достижения предметных и метапредметных результатов учащихся, алгоритм...
Организация рабочего места учителя – средство достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся
Рабочий кабинет учителя - это универсальный, многофункциональный информационно-методический центр, используемый как в урочное, так и внеурочное время....