Детский санаторий на современном этапе.
материал на тему

Молчанова Марина Владимировна

  Детский санаторий на современном этапе - это медико- педагогическое учреждение, в котором  осуществляются восстановительное лечение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sanatoriy.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

  ФИЛИАЛ ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
воспитатель Молчанова М.В.
Доклад на методическом объединении воспитателей

                                        Детский санаторий на современном этапе.

    Истоки становления санаторно-курортных здравниц на государственном уровне уходят своими корнями в далекие петровские времена. В 1717 г. по указу Петра I "О приискании в России минеральных вод", которыми можно пользоваться "от разных болезней", начались разведывательные работы по изысканию и эксплуатации "ключевых минеральных вод". Однако специализированные детские оздоровительные учреждения санаторного типа появились двумя веками позже. В 1920 г. в России насчитывалось 31 лесная школа, 59 школ-интернатов, 60 колоний санаторного типа, 13 школ-санаториев для нервнобольных детей. В 1960 г. получила развитие система оздоровительных лагерей сезонного типа и специализированных санаторных учреждений круглогодичного действия. К 1982 г. в стране дополнительно функционировал 31 санаторий для родителей с больными детьми, лечение которых проходило одновременно с их обучением.
   Современное сложное социально-экономическое положение подавляющего большинства российских семей, напряженный режим работы и неблагоприятные гигиенические условия обучения во многих образовательных учреждениях - эти и другие причины обусловливают нарастание у детей различных патологий. Практика показывает, что регулярные лечебно - профилактические мероприятия, проводимые на этапах восстановительного лечения по схеме поликлиника - стационар - санаторий - поликлиника, позволяют предотвратить переход острых заболеваний в хронические формы у подавляющего большинства больных детей.
   У нас в стране накоплен ценный опыт обучения, воспитания и сохранения здоровья детей в санаторных учреждениях. Однако он еще не систематизирован и не обобщен, особенно опыт детских лагерей санаторного типа круглогодичного действия.

    Медицинский и педагогический коллектив санатория, анализируя причины возникновения тех или иных нарушений физического развития детей, постоянно убеждается, что ребенок, находясь в условиях социально-педагогического "голода", чаще подвергается опасности хронизации острых заболеваний и перехода функциональных состояний в заболевания.
Опыт работы доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама становится пусковым механизмом коррекции физического здоровья ребенка (порой даже без медикаментозного вмешательства).

Цели и задачи воспитательной системы санатория формируются коллективом отделения социально- педагогической  реабилитации с учетом специфики заболеваний, потребностей детей и родителей и согласуются и корректируются на медико-педагогических советах в рамках каждого заезда (длительность которого составляет 24-30 дней круглый год).
Воспитательная система санатория имеет ряд особенностей, среди которых выделим относительную его автономность, цикличность заездов, специфический социальный контингент воспитанников, складывающийся из часто болеющих детей нефропатологией и, как следствие этого, с несформированностью коммуникативных навыков, неуспешностью в учении, низкой адаптивностью.
  Выделим основные функции воспитательной системы санатория: защита, коррекция и компенсация. 
Для многих детей санаторий - это единственное место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразная экологическая ниша. Однако попадая в новые для него условия, ребенок испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни, новый мир ему незнаком и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания, недоверия, незнакомых людей.
Поэтому
функция защиты занимает ведущее место в деятельности педагогического коллектива.
 
Функция коррекции обусловлена тем, что в рамках такого достаточно автономного учреждения, как   санаторий, его коллективу приходится корректировать асоциальное влияние внешней среды, неблагополучно сложившихся отношений в семье и школе, противопоставляя им ценностные ориентации и правила жизни, сложившиеся в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой деятельности, найти свое "я", реализовать потребность в общении.
   Функция компенсации реализуется и в процессе обучения.
Эти функции наиболее полно осуществляются в санатории с учетом автономности этого учреждения, временности пребывания в нем, отсутствия стереотипов, сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно. Мы не знаем, каким он был дома. Нам легче поверить в его достоинства, способности, доброту.
   
Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная, досуговая, учебная и жизнедеятельность первичных детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации.
   
     Особое место в системе санатория занимает неполная средняя общеобразовательная школа, работающая по модели школы лечебно-коррекционной педагогики
    Основная особенность нашего санатория - круглогодичная работа и кратковременность пребывания детей (21 день). Но даже такой малый период может оказать значительное влияние на всю последующую жизнь ребенка. Вернется ли он домой окрепшим физически, уверенным в себе, жизнестойким, наполненным новыми впечатлениями, или в его памяти останутся только скучные лечебные процедуры и безуспешные попытки самоутвердиться в группе сверстников - это в значительной мере зависит от совместных педагогических действий нашего коллектива.

   
 Пребывание в санаторном лагере - часть полнокровной жизни ребят. Как организовать ее, чтобы она способствовала обретению опыта коллективных, взаимообогащающих гуманных отношений, содействующих становлению их нравственности, духовно-культурному росту? В какую деятельность и как включать детей, чтобы научить сотрудничеству, развить инициативу, самостоятельность, пробудить стремление к самосовершенствованию и творчеству? Эти и другие вопросы волнуют каждого взрослого, будь то врач, учитель, медсестра, повар, садовник... Каждый член нашего коллектива - не только специалист своего дела, но и человек, и воспитатель, способный понять воспитанников, проявить чуткость, терпение, бережное и внимательное отношение к ребенку, душевную щедрость, оптимизм, тактично помочь в развитии его самостоятельности и самосознания, словом, осуществить индивидуальный подход к каждому.
    Подобрать кадры - полдела, труднее создать коллектив единомышленников, в котором каждый, стремясь внести свою лепту в общее творчество, постоянно учится у своих коллег, поддерживает продуктивную идею, выдвинутую другим. Важнейшее условие слаженной работы - формирование единой педагогической позиции сотрудников курортного детского учреждения. Взаимоотношения, поведение, характер общения взрослых воздействуют на детей сильнее, чем слова. И как важно, чтобы поступки, образ жизни воспитателей не расходились с тем, что они внушают ребятам. Именно это и создает особую атмосферу воспитательных отношений. Важно объединить усилия врачей, учителей, строить лечение, обучение и воспитательную работу как единый процесс, когда в центре внимания становится личностно ориентированный подход, направленный на полноценное обучение, укрепление физического и нравственного здоровья. Врач должен думать о том, как лечение способствует воспитанию, а учитель о том, как и чему учить, чтобы избавить от излишней нагрузки и содействовать выздоровлению школьника, какую методику воспитывающего обучения выбрать с учетом психологии больного ребенка.
 
В санатории действует модель интеграции учебно-воспитательного и лечебно-профилактического процессов, которая состоит из трех блоков: обучающей, воспитывающей и лечебно- профилактической деятельности.
Первый блок (обучение) предполагает проектирование и организацию учебных занятий, создание оптимальных условий для продуктивной умственной деятельности учащихся; усвоение знаний, умений и навыков; стимулирование познавательной активности и интереса к самостоятельной учебной деятельности. Все это обеспечивается с учетом индивидуальных и физиологических особенностей каждого обучаемого в соответствии с рекомендациями работников медицинской службы.
Блок воспитания включает разнообразную внеклассную работу, организацию досуговой деятельности с учетом интересов и творческих способностей. Главная задача - содействовать гармоничному развитию школьников, укреплению их веры в свои силы, стремлению самоутвердиться в сфере общения со сверстниками.
 
Основное содержание труда работников лечебно- профилактической службы заключается в том, чтобы вести реабилитационно-восстановительную работу; осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; контролировать ход лечения; оказывать психологическую поддержку с участием психотерапевта, проводить реабилитационно-воспитательную работу по оздоровлению детей. Особое внимание уделяется созданию условий для социально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем: восстановлению адаптационных, коммуникативных, творческих способностей детей. Программа такой реабилитации разрабатывается с учетом личностных ресурсов ребенка, т.е. совокупности его физических и психических способностей, позволяющих при создании определенных условий формировать потребности к самоактуализации, самореабилитации, самоопределению, самоорганизации.
 
Детский санаторий на современном этапе - это медико- педагогическое учреждение, в котором  осуществляются восстановительное лечение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями. Умелую педагогическую работу в нем можно считать и лечебным фактором. Неслучайно именно в детских санаториях появился термин "лечебная педагогика", под которым подразумевается система педагогических воздействий, благоприятно влияющих на психику ребенка. Этому способствует использование естественных лечебных условий, физиологических защитных свойств и механизмов организма человека.
 
К специфическим задачам коллектива медиков и педагогов, связанным с социально-педагогической и психологической поддержкой, а по возможности и с реабилитацией, отнесем следующие:
- обучение больного ребенка способам психологической защиты от состояния ущербности;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и необходимых навыков и привычек; приобщение к культуре быта;
-педагогическая коррекция патохарактерологических личностей с помощью лечебных методов и психотерапевтических приемов;
-создание условий для содержательного межличностного общения;
- формирование опыта творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей обучаемых;
-ликвидация пробелов в знаниях учащихся, формирование умений, необходимых для продолжения обучения в своих постоянных учебных коллективах;
- оказание профориентационной помощи с учетом состояния здоровья.
 
Для решения этих задач необходим комплекс организационно- педагогических и материально-технических условий, которые мы и создаем в санатории. Они способствуют, с одной стороны, предотвращению развития у школьников имеющихся заболеваний, обеспечивают коррекцию их поведения, нарушенного болезнью, а с другой - пробуждают у них отсутствующий или утраченный интерес к учебе, устраняют педагогическую или социальную запущенность, развивают навыки самоорганизации и профессиональные наклонности.
 
Дети, страдающие хроническими заболеваниями, на протяжении всей своей школьной жизни вынуждены "догонять" одноклассников, компенсируя пропуски уроков за счет домашних занятий. Обучить их навыкам самообразования значит оказать поддержку не только в школьной жизни, но и в последующем обучении в системе профессионального образования. У нас дети занимаются самостоятельно в разновозрастных группах под руководством своего воспитателя, который помогает ребенку спланировать свою учебную деятельность, определить последовательность изучения различного материала, его оптимальный объем, самостоятельно находить в учебниках нужный материал, контролировать себя. Большую пользу приносят коллективные обсуждения заданий в группах, помощь старших детей младшим. Важно создать ситуацию, когда обучающийся вынужден самостоятельно разрешить возникающие учебно- познавательные проблемы.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях детского санатория

Данный материал содержит в себе информацию о значимости санаторно-курортного лечения для детей,описание категорий детей с ОВЗ,основные направления  работы всех служб санатория по укреплению здоро...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...

Особенности организации воспитательной работы в детском санатории

В статье рассматриваются особенности работы воспитателя с детьми, проходящими санаторно-курортное лечение...

Экологическое воспитание школьников в условиях детского санатория

Статья посвящена аспектам экологического воспитания школьников в процессе прохождения санаторно-курортного лечения....

ЛОГОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ

В статье раскрывается комплексный медико-психолого-педагогический подход в работе с детьми с психоневрологическими нарушениями в условиях детского санатория....