Формирование социально- бытовой адаптации у детей дошкольного возраста с недостатками слуха.
консультация

Огирева Людмила Валентиновна

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. (Н.Г. Морозова, Б.Д. Корсунская, Е.И. Исенина, В. Петшак и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей дошкольного отделения КОУ «НШООВЗ №1»

на тему: «Формирование социально - бытовой адаптации у детей дошкольного возраста с недостатками слуха».

Социальное развитие ребёнка является многогранным  процессом, предполагающим:

  • присвоение культурных и нравственных ценностей общества,
  •  формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми,
  • развитие самосознания,
  • осознание своего места в обществе.

        Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. (Н.Г. Морозова, Б.Д. Корсунская, Е.И. Исенина, В. Петшак и др.)

        Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности.

        В основе этих трудностей лежит:

  • ограниченность общения детей с взрослым и между собой,
  •  недоразвитие речи как средство общения,
  • недостаточность представлений ребёнка о явлениях социальной жизни и своём месте в ней,
  •  слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях.

        Эти трудности усугубляются за счёт неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие.

        Специальная организация обучения детей, при котором происходят познание окружающей действительности, формирование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребенком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л.С. Выготский видел «начальную точку системы социального  воспитания глухонемых детей»(1983).

        В социальном воспитании дошкольника можно выделить основные задачи:

  • формирование взаимодействия и общения ребёнка с взрослыми;
  • развитие общения ребёнка со сверстниками и формирование межличностных отношений;
  • развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.

Взаимодействие взрослых (педагогов) с детьми, имеющими нарушение слуха, должно способствовать осознанию ребёнком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, возникновению «Я-сознания».

Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослышащих детей нарушена в силу недоразвития речи, педагог остаётся главным инициатором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со слышащими детьми.

        У младших дошкольников общение внеситуативно-познавательное, тесно связано с развитием познавательной деятельности ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста общение со взрослым внеситуативно-личностное. Воспитатель для ребёнка является носителем социального опыта, источником информации о социальном окружении.

Основными условиями взаимодействия педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, только поступившими в детский сад, являются:

  • создание эмоционального комфорта в группе,
  • развитие интереса, доверия к взрослому,
  • стремления к сотрудничеству с ним.

Большинство детей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которой дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Многие глухие и слабослышашие дети астеничны, ослаблены вследствие перенесённых заболеваний. Поэтому педагоги должны демонстрировать ласковое отношение к детям (погладить ребёнка, взять на руки, заглянуть в глаза).

Организация режимных мероприятий имеет важное значение для воспитания ребёнка, так в ходе различных моментов, связанных с приёмом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования. У детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умения выполнять действия в коллективе, поддерживать отношения с другими детьми, координировать свою деятельность с их действиями.

При поступлении в дошкольное учреждение малыши не владеют навыками самообслуживания: не могут правильно есть, раздеваться, пользоваться туалетными принадлежностями. Воспитателям при проведении режимных мероприятий необходимо учитывать ряд условий:

  • организация учебной для выполнения режимных мероприятий обстановки (подбор мебели, удобной детям и соответствующей их росту);
  • последовательная демонстрация воспитателем осваиваемых действий (одевания, умывания и др.), разделение их на ряд операций, следующих в определённом порядке;
  • упражнения детей в действиях с уточнением способа выполнения в рамках определённой деятельности (правильное пользование полотенцем в процессе умывания);
  • индивидуальная работа с каждым ребёнком с учётом состояния моторики, уровня сформированности навыков самообслуживания;
  • правильное выполнение взрослыми всех культурных и гигиенических требований.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста показ  педагога должен носить расчленённый характер. При работе со старшими дошкольниками большее место должны занимать напоминания правил, беседы с уточнением последовательности действий, направление на осознание значения правильного формирования культурно-гигиенических навыков.

Для детей с нарушениями слуха очень важно продемонстрировать правила поведения в различных бытовых ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий.

Воспитатели должны обращать внимание детей на необходимость проявления терпения, умения подождать, умения уступить место другому ребёнку при необходимости выполнения действий по очереди, поблагодарить взрослого или ребёнка.

Очень важное значение для организации взаимодействия с неговорящими детьми, поступившими в детский сад, имеет использование различных средств общения.

Во-первых, это устная речь, а у детей, глобально воспринимающих письменную речь,- и таблички с написанными словами и фразами.

Во-вторых, это применение взрослыми и детьми естественных (используемых и слышащими детьми) жестов, мимики и движений тела, взглядов.

По мнению Е.И. Исениной (1998), если взрослые не будут дополнять свою речь естественными жестами и поддерживать их использование детьми, жесты могут исчезнуть из общения и тем самым ограничить его.

Чтобы успешнее проходила адаптация ребёнка в детском саду, а в дальнейшем и во взрослом социуме, воспитатель должен использовать такие разделы работы, как «Ознакомление с окружающим миром», «Игра», «Изобразительная деятельность».

На этом этапе важнейшее значение для познавательного и социального развития ребёнка имеют формирование способности к знаковому опосредованию в процессе использования предметов-заместителей, возникновение ассоциирования в процессе рисования.

В различных бытовых и игровых ситуациях взрослые должны выражать свои чувства и эмоции, как положительные - по поводу успехов ребёнка, так и отрицательные, связанные с его действиями и поведением.

Важно использовать положительную оценку действий ребёнка в присутствии других детей, выражая её с помощью мимики, жестов и речи в устной и письменной форме («хорошо», «верно», «молодец», «умница»).

Неудовольствие педагоги должны выражать по поводу того, что нельзя делать: драться, обижать других детей, разбрасывать еду и т.п. Нельзя негативно оценивать неумение ребёнка выполнить какие – либо задания, особенно связанные с речью.

Постепенно, в процессе жизни  в детском саду, у детей формируются представления о том, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя делать. Поддержка инициативы ребёнка, признание его достижений развивают личностные качества детей, способствуют формированию активности, самостоятельности, познавательных интересов.

С детьми среднего дошкольного возраста организуется общение на познавательные темы, которое может быть включено в различные виды деятельности (игры, конструирование, труд в природе и др.)

Педагог должен пробудить интерес ребёнка к миру природных явлений и окружающего быта, вызвать интерес к установлению некоторых явлений. Больше всего это происходит в сюжетной игре, где ребёнок воспроизводит различные явления жизни. Складывающееся на этом этапе ролевое поведение способствует большему проникновению в смысл действий взрослых.

Формирование социальных представлений и закрепление социального опыта происходит также посредством игры, рисования, конструирования. Одним из них является речь, так как представления, не зафиксированные в речи, остаются нечёткими и недифференцированными. В среднем дошкольном возрасте в словарь включаются слова, необходимые для усвоения норм поведения и формирования нравственных представлений (помогает, заботится, ухаживает, добрый, заботливый).

Формированию социальных представлений, усвоению нравственных норм способствует чтение небольших текстов, в тематике которых отражена жизнь детей и взрослых. Связанное с чтением рассказывание, инсценирование, иллюстрирование способствует складыванию этических и нравственных представлений. Роль чтения для глухих детей как важнейшего средства их нравственного воспитания, подготовки к жизни во взрослом мире подчёркивала Б.Д. Корсунская.

Сформированные в связи с чтением и рассказыванием нравственные представления педагогу обязательно надо связать с событиями реальной жизни, примерами из жизни детей, иначе они могут быть формально усвоены, но дети не будут вести себя в соответствии с такими этическими нормами.

Организация общения взрослых со старшими детьми строится с учётом расширяющегося интереса детей к миру взрослых людей, формированием новой формы общения - внеситуативно-личностного, в процессе которого объектом внимания ребёнка становится взрослый, к сотрудничеству с которым он стремится. Не у всех глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста формируется эта форма общения, однако взрослые должны направлять и подготавливать её.

Мир взрослых отражается через сюжетно-ролевую игру, в которой объектом интереса становится поведение людей, их взаимоотношения. Эмоционально насыщенное общение взрослых с детьми происходит и в театрализованной деятельности: инсценировках сказок, представлениях кукольного театра.

На этом этапе педагог должен интенсивно расширять  представления детей о труде и профессиях людей, проводя экскурсии с  детьми в магазин, на почту, в школу и другие учреждения бытового назначения, а также в  театр, музей, цирк, где также формируются представления о правилах, нормах поведения и общения людей. Чтобы закрепить и обогатить эти представления воспитателю необходимо использовать в работе:

  • просмотр с детьми  мультфильмов, видеофильмов,
  • рассматривание альбомов, иллюстраций,
  • проведение игр,
  • сюжетное рисование.

В процессе этой работы будет происходить формирование интереса к труду, понимания его значимости, желания включиться в совместные со взрослым действия.

Для детей с нарушениями слуха особое значение имеет выбор расстояния для общения, умение смотреть в лицо говорящего человека, внимательно выслушивать его до конца, уметь переспросить в случае непонимания. Детей нужно учить приветливо улыбаться, знать основные формы обращений при встрече, прощании, при необходимости извиниться, поблагодарить, обратиться к незнакомому человеку.

Очень важно развивать у детей этой категории собственную инициативу в установлении контактов со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми, а не делать это только по инструкции педагога типа «поздоровайтесь», «попрощайтесь».

На всех этапах общения с глухим или слабослышащим ребёнком для развития его личностных качеств важное значение имеет оценка его действий взрослым. Оценивается не поведение в целом, а конкретные поступки и достижения ребёнка («Ты поступил правильно: уступил место Маше»). Особенно важна такая оценка для детей, испытывающих трудности в обучении, отстающих от других детей и болезненно переживающих свои неудачи.

Общение ребёнка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребёнка в коллективе.

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману. Педагог должен организовать анализ поведения детей, привлекая их  внимание, помочь детям выразить его, включая в свою речь необходимые слова, значения которых понятны детям в реальной ситуации (сказал неправду, обманул детей - обманщик; толкнул и ударил девочку - грубиян).

Анализ социального опыта детей способствует формированию нравственных представлений, пониманию того, как нужно себя вести в отношениях между персонажами.

Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и поступков в значительной степени влияет на отношение ребёнка к другим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе.

В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко расторможенные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Воспитателю необходимо учить их обращаться к другим детям, выражать своё желание играть, конструировать вместе.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению дружить, поддерживать и защищать друг друга способствует их более естественному вхождению в школьный коллектив и определению своего места в нём. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективизма, умение участвовать в общем деле, ответственность за порученное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми.

Признание успехов ребёнка взрослыми, общение и доброжелательное отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстников способствует становлению образа «Я», формированию самооценки, адекватной оценки собственных поступков и достижений.

Предъявление сложных для выполнения заданий, постоянная опека, частые замечания и негативная оценка поведения ребёнка приводят к неуверенности в себе, замкнутости, а нередко и агрессивности. Это особенно касается детей с нарушениями слуха, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможенных или, наоборот заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.

У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста необходимо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребёнка и других детей (оторвал пуговицу от пальто другого ребёнка – все ребята будут гулять меньше, потому что сначала нужно пришить пуговицу).

Главными условиями личностного роста ребёнка, т.е. формированием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности - являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные отношения между сверстниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...

Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ

Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....