Регулятивные УУД
материал на тему
Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
Семинар–практикум
для учителей биологии
«Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии».
выступление на тему
«Регулятивные УУД»
Выполнила: учитель биологии
Шмырева Т.Ю.
г.Узловая
2014г.
Регулятивные УУД.
Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Организация деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль, умение оценивать полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль в форме сличения с заданным эталоном
- Коррекция
- Оценка
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты:
- ЦЕЛЬ
- МОТИВ
- ПРОГНОЗ
- СРЕДСТВА
- КОНТРОЛЬ
- ОЦЕНКА
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль
- диспут
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему
- ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
- Целеполагание- упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.
- Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
- Волевая саморегуляция- командная игра, включающая опрос по определенной теме.
- В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
- Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
- ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
- Целеполагание- упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.
- Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
- Волевая саморегуляция- командная игра, включающая опрос по определенной теме.
- В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
- Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Целеполагание- упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.
Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
Волевая саморегуляция- командная игра, включающая опрос по определенной теме.
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Целеполагание- упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.
Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
Волевая саморегуляция- командная игра, включающая опрос по определенной теме.
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Целеполагание- упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.
Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
Волевая саморегуляция- командная игра, включающая опрос по определенной теме.
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Целеполагание- упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.
Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
Волевая саморегуляция- командная игра, включающая опрос по определенной теме.
«Планирование учебной работы»
Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.
Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.
Критерии оценки
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается индивидуально ранжировать в порядке значимости критерии оценивания успешности выполнения учебных заданий. Затем на основании индивидуальных ответов проводится обсуждение критериев в группе и вырабатывается единая позиция, которая представляется классу в целом.
Учебные цели
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается на основе выполненной проверки и оценки своей домашней (контрольной) работы ответить на вопросы, заполнив представленную ниже таблицу. Задание выполняется повторно через две недели, и путём сравнения этих двух таблиц анализируется успешность реализации учебных задач, поставленных ранее (какими знаниями и умениями овладел, что для этого было сделано, каково продвижение вперёд в овладении учебным содержанием).
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие регулятивных универсальных учебных действий
Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53488.jpg)
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"
Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...
формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах
Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».
В материале рассмотрен пример формирования УУД на уроке биологии, расписан по экаждому этапу урока....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-113860-1351531876.jpg)
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-114393-1387798557.jpg)
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-145894-1353265582.jpg)
Тесты для оценки уровня сформированности регулятивных УУД. Английский язык. 5 класс.
Тесты для оценки уровня сформированности внимания, самоконтроля и планирования на уроке английского языка в 5 классе....