Использование современных технологий на уроке
методическая разработка на тему

     Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный  процесс в образовании, соответствует общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом содержания образования и систем контроля его качества на систему компетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым  отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим иначе определяется и система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

 

     Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются на перспективу, т.е. на такие результаты образования как готовность к «командной» работе и к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

      В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность»  обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

 

      В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и  компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее  конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

 

      Значит:  образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые  могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

       Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и  научить:

 

                     1 – учиться;

                     2 -  знать;

                     3 -  познавать;

                     4 -  делать;

                     5 -  жить;

                     6 -  быть Человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou_srednetsaritsynskaya_sosh_doklad_rogozhin_m.v.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Среднецарицынская СОШ

Доклад на педагогическом совете.

Подготовил: учитель

технологии  Рогожин М.В.

2010-2011 уч год.

Актуальность темы.

     Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

     Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня:  федеральных, региональных, муниципальных.  Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

     Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный  процесс в образовании, соответствует общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом содержания образования и систем контроля его качества на систему компетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым  отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим иначе определяется и система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

     Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются на перспективу, т.е. на такие результаты образования как готовность к «командной» работе и к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

      В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность»  обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

      В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и  компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее  конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

      Значит:  образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые  могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

       Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и  научить:

                     1 – учиться;

                     2 -  знать;

                     3 -  познавать;

                     4 -  делать;

                     5 -  жить;

                     6 -  быть Человеком.

Основная задача современной школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития детей;  условия для формирования личностно-значимых компетенций.

     В структуре преподаваемого мною предмета данная проблема находит достаточно широкое отражение, так как имеется вполне реальная возможность развивать данные качества и вышеперечисленные компетенции. Но возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

     Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, к деятельности. А это позволяет, в сою очередь, формировать открытую познавательную позицию, которая предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям, а именно:

         - восприятию и осознанию ими различных взглядов на одно и то же явление;

- использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же        явления;

- созданию условий для обмена мнениями и точками зрения в обсуждении;

-синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появлению различных идей и неоднозначных суждений;

- использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;

- «развернутости в будущее» - перспективному видению обучающихся своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях; при этом обращается внимание на личностный выбор учеником собственной позиции и возможностей планирования своей дальнейшей карьеры.

 «Открытая познавательная позиция» - условие формирования компетентностей, которое предполагает уменьшение количества времени на занятиях, отводимого на объяснение, и увеличение времени на самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, можно сформулировать цель:

-оптимальное конструирование методов обучения, способствующих развитию у обучающихся личностно-значимых компетенций, инициативы, активности и ответственности.

-выявление педагогических условий организации урока на компетентностных основаниях.

     В свой работе, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, я использую объяснительно - иллюстративную, поисковую и исследовательскую модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они  позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем.

    В своей работе основную опору делаю на базовый модуль программы «Проект», формируя изучение разделов таким образом, чтобы они являлись его продолжением и органически сочетались с ним.

 С самого начала учебного года каждый ученик выбирает для себя объект работы. А далее изучая разделы программы, ученики решают собственные задачи, накапливают умения, навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организуют и планируют свою работу. Основным документом на каждом уроке является чертеж и операционная карта. Каждый ученик может внести изменения в карту, зная, что при этом необходимо обязательно соблюсти все требования к изделию. 

   Учащиеся 5 -  8 классов за год обычно выполняют 2-3 проектных работы, изготовляя при этом различные игрушки, украшения, предметы домашнего интерьера. Ученики старших классов выполняют проекты, рассчитанные на более длительное время. Ребята практически самостоятельно разрабатывают конструкции в целом и элементы отдельных деталей, активно используя при этом возможности кабинета информатики. Одной из важных составляющих проектной технологии является документальное оформление проекта. Мною разработана модель оформления проекта, используя которую за основу, каждый учащийся разрабатывает свой собственный проект, внося в него необходимые изменения и дополнения.

    Внеурочная деятельность по предмету продолжается на занятиях кружка «Столяров-конструкторов», который является хорошей площадкой для «обкатки» набора различных поведенческих навыков: взаимодействие, взаимообучение, взаимопомощь и взаимовыручка. Потому как кружок посещают учащиеся с 5 по 9 класс.

Например:  на занятиях кружка ученики 7 класса охотно обучают «пятиклашек» навыкам работы на токарном станке по дереву (по программе 6-го класса). И на следующий год ученики- шестиклассники (кружковцы), уже на уроке работают в качестве инструкторов для своих одноклассников.

     Также, одной из эффективных форм внеурочной деятельности считаю проведение предметной недели по технологии. Здесь учащиеся могут продемонстрировать не только свои теоретические знания и смекалку, но и показать  свои творческие работы, проекты и т.д.

     В течение последних двух лет мы значительно продвинулись в освоении и применении  школьного кабинета информатики.

     Ученики 11 класса работали над созданием проектных работ в формате мультимедиа презентаций по теме: «Методы решения творческих задач». Данная форма работы оказалась намного эффективней традиционной. Каждый ученик по окончании своей работы представлял защиту презентации, на которой другие могли не просто познакомиться с ней, но и задать  интересующие их вопросы, и поработать отдельно по готовой презентации. Нужно добавить, что при выполнении этой работы, ребята 80% времени работали самостоятельно. Им приходилось использовать не только ресурсы интернета и учебника, но и искать дополнительные материалы в различной литературе.

     Также в этом году практикую дополнительную внеурочную работу с желающими подготовить дополнительные материалы к уроку – доклад, реферат или м/м презентацию. Здесь проходит подготовка документальной части проекта, создание и редактирование материала к предметной неделе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"

Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Презентация поясняющая актуальность и необходимость использования современных технологий на уроке....

Использование современных технологий на уроках технологии

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педтехнологий  и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...