Технология проектно – исследовательской деятельности на уроках
методическая разработка на тему

Шпиллер Лариса Борисовна

Технология проектно – исследовательской деятельности на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_22.11.2013_g.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

22.11.2013 г.                                                                                         Методический совет №2

Технология проектно – исследовательской деятельности на уроках

                                                                                                                 подготовила: Шпиллер Л.Б.

    Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

        Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Типы учебных проектов

Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии).

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  1. Обоснование темы;
  2. Постановка целей и задач
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Разработка гипотезы исследования
  5. Непосредственно исследования
  6. Результаты
  7. Оценка полученных результатов и выводы.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  1. простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
  2. разнообразными по содержанию;
  3. интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
  4. разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
  5. исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

При использовании проектной технологии каждый ученик: 

  1. учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  2. приобретает коммуникативные навыки и умения;
  3. овладевает практическими умениями исследовательской работы:
  4. собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Для этого учитель должен: 

  1. владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  2. уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  3. направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Представление проекта: «Человек и природа» - ведущий учитель проекта: Чернякина М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии

Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...

Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...