Разноуровневое обучение
учебно-методический материал по теме
Небольшая подборка материала по теме "Разноуровневое обучение" (сопровождается презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevoe_obuchenie.rar | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневое обучение (сопровождение презентацией).
«Поиск способных и способностей – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надёжную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».
М.А.Лаврентьев
Вся наша страна перешла на реализацию Стандартов Второго поколения. Если ранее учитывался предметный результат образования, т.е. уровень подготовки выпускника по предметам, то по новому законодательству главным результатом образования становится не предметный, а личностный рост учащегося, который должен обеспечить выпускнику его успешность в дальнейшей жизни, что означает готовность выпускника обновлять свои знания и умения, его способность к самопроектированию, саморазвитию, формированию самостоятельной жизненной траектории.
Поэтому главная задача школы - СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗНОУРОВНЕВОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, чтобы учитель не тормозил развитию сильных способных учащихся и имел силы и времени уделять достаточно внимания детям с проблемами в развитии.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося,
- это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Какие бывают виды дифференциации?
В педагогической литературе различают понятия внутренней и внешней дифференциации
Внутренняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке.Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.
Внешняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.
Чтобы проводить внутреннюю и внешнюю дифференциацию, необходимо провести психолого-педагогическую диагностику учащихся. Определить у них уровень обучаемости, обученности, насколько развита мотивация к учению, определить тип нервной системы, выяснить на каком уровне находится нравственно-волевое развитие. Также необходимо провести диагностику уровня развития внимания, памяти, мышления, работоспособности, выяснить, насколько сформированы учебные умения (такие, как уровень подготовки по данному предмету, насколько развиты самоконтроль и самооценка).
Поделим учащихся условно на группы А, В и С, как на менее подготовленную, среднюю и наиболее успешно успевающую группу.
Какую же работу необходимо проводить с каждой группой учащихся?
Для первой группы (группа “А”) необходимо
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Реализация приёмов разноуровневого обучения осуществляется преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний.
При изучении нового материала учитель ведёт объяснение для всех учащихся одновременно.
Иногда рационально давать излагать новый материал блоком.
Если класс с разным уровнем подготовки учащихся, то изложение материала надо ориентировать на достаточно сильного учащегося, а на этапе закрепления можно проводить дифференциацию.
Уровень А. Трехкратное проговаривание нового материала
- Решение упражнений с опорой на теорию учебника по образцу
- Контроль за работой обучающихся осваивающих базовый уровень
Уровень В. Двукратное проговаривание нового материала
- Самостоятельная работа по алгоритму, работа с учебником
Уровень С. Однократное проговаривание нового материала
- Самостоятельная работа с материалом учебника
- Углубление материала с обязательной проработкой по учебнику
На уроке закрепления знаний Первоначально решаются задачи репродуктивного характера, затем осуществляется индивидуальное продвижение в учении, достижение посильных результатов на основе выбора заданий расширенного уровня.
При обобщении и систематизации знаний уровень А выполняет самостоятельную работу с обязательной проверкой
На уроках комплексного применения знаний, умений, навыков возможна организация индивидуально – творческой деятельности обучающихся в индивидуально – темповом ритме
На уроках контроля учащимся предлагаются самостоятельные и контрольные работы разного уровня, причём уровень выбирает сам учащийся. Проблема – учащийся не может адекватно оценить себя (часто идёт переоценка своих возможностей), трудное задание ошибочно кажется простым и т.д. Поэтому более рационально предлагать учащимся контрольные работы, составленные с возрастающим уровнем сложности, и дополнительные задания творческого характера.
По изученным темам можно проводить зачёты, причём группа С отвечает материал учителю, а затем эта группа принимает зачёт у остальных ребят, что развивает у учащихся группы С ответственность, они учатся вслушиваться в ответы своих товарищей, корректировать их.
Домашнее задание по возможности должно быть дифференцировано. Учащиеся группы А получают задания с одношаговым решением, учащиеся группы В – двушаговые (как минимум) и многошаговые, учащиеся группы С – творческое задание.
Например, в 5 классе при изучении темы «Уравнение» домашнее задание может быть следующим:
Реши уравнение:
А: х+375=621, В: 2х+375=621, С: (2х-36)+375=621, а в дальнейшем – составить уравнение и решить его или по данному уравнению составить задачу и решить её.
При изучении темы «Площадь прямоугольника. Объём параллелепипеда» (5 класс), домашнее задание может быть следующим: А – сделать необходимые измерения в своей комнате и найти её объём и площадь полной поверхности, а учащимся с более высоким уровнем можно предложить задание типа «Выполнить необходимые измерения и найти объём учебника математики и выяснить, какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один экземпляр учебника» или «Выполнить необходимые измерения своей комнаты и узнать, сколько необходимо заплатить за газ за месяц отопительного сезона, если 1 м3 газа стоит … рублей».
При изучении темы «Подобные треугольники» в 8 классе учащимся уровня С можно предложить задание «Определить высоту дерева» (или высоту какого-либо другого объекта), «Определить высоту учебного кабинета с помощью обычной линейки (не измеряя её) и проверить правильность выполнения задания», «Определить расстояние до удалённого объекта» и т.д.
В 6 классе при изучении темы «Прямоугольная система координат» учащиеся выполняют творческое задание: «Сделать рисунок в прямоугольной системе координат и записать координаты полученных точек» (кораблик, робот, ёлочка, самолёт и т.д.). Подобные задания учащиеся составляют друг для друга для работы в классе и дома.
Но учебный материал по математике составлен таким образом, что то, что сегодня является уровнем В, завтра это задание становится базовым, т.е. обязательным для всех учащихся…
Существуют и другие проблемы при разноуровневом подходе к обучению. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны.
…
Сравним классический подход к обучению и разноуровневую технологию.
…
Сделаем выводы.
Но любая технология и, в том числе разноуровневая технология, даст положительный результат только в том случае, если учащиеся будут выполнять хотя бы минимум требований учителя:
- изучать теоретический материал по учебнику,
- перед выполнением домашней работы учащийся должен полностью самостоятельно разобрать классную работу,
- выполнить домашнюю работу по предложенному образцу с проговариванием.
Только прилагая усилия можно чему-то научиться, ведь дорогу осилит идущий.
"Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу: они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух до мощного покоя".
Это высказывание принадлежит немецкому философу В. Гумбольдту.
Только когда учащиеся поймут всю прелесть умственных занятий, школа сможет подготовить выпускника, способного свободно мыслить и выбрать свою жизненную траекторию, способного стать успешным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.«Разноуровневое обучение на уроке русского языка».
статья "В методическую копилку учителя русского языка"...
Разноуровневое обучение. Уроки лыжной подготовки 1-2 класс
Разработки серии уроков по лыжной подготовке в малокомплектном классе 1-2 класс....
Технологии разноуровневого обучения на уроках истории
Технологии разноуровневого обучения на уроках истории и обществознания...
Технология разноуровневого обучения
Обобщение педагогического опыта по технологии разноуровневого обучения перед коллегами района с предоставлением разработок дидактического материала...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...
Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.
Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...