Статья "Помогая подростку входить в жизнь"
статья на тему

Орлова Елена Владимировна

Статья от Методического совета МКОУ ОСОШ о деятельности одного из классных руководителей школы - Орловой Елене Владимировне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogaya_podrostku_vkhodit_v_zhizn.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Помогая подростку входить в жизнь.

    «Если вы знаете поступок,

вы еще не знаете о ребенке ничего.»

Я.А.Коменский.

Поведение человека – это еще не весь человек, это лишь вершина айсберга. Поведение - форма, облачающая его сущность: побуждения, мотивы, цели поступков. Форма не всегда совпадает с сущностью человека, в особенности, если это подросток. Побуждения подростка чаще всего чисты, искренни, социальны, но реализуются, к сожалению,  не всегда в пристойных по форме поступках: драках, прозвищах, капризах, нигилизме, во вранье.

В МКОУ ОСОШ часто приходят подобные ребята, не соответствующие сложившемуся образу успешного ученика. Основная масса воспитанников ОСОШ - это дети со своими интересами, характерами, не похожие друг на друга, стоящие на различных учетах, и даже имеющие статью Гражданского или Уголовного Кодексов за плечами. Причинами становления такого образа могло послужить многое: импульсивность, присущая подростку, желание подражать взрослым, неверный способ самоутверждения, низкое самоуважение, которое чаще всего  вызвано недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий.

Задача нас, педагогов ОСОШ, понять каждого из них, разгадать загадку его своеобразия. И кто, как не классный руководитель, ближе всего находится к  постижению этой истины.

Классный руководитель – центральная фигура школьного воспитания, капитан корабля, самый близкий и важный для учащихся человек. Классные руководители нашей школы в каждом воспитаннике ищут и находят положительные качества у подростка и именно на них основывают свои отношения.

Орлова Елена Владимировна – один из этих капитанов, имеющая достойный опыт в деле классного руководства. Уже более 10 лет она как старшая сестра ведет за собой юных ОСОШевцев – а по сути - подростков, которым сложно «увидеть ситуацию со стороны, дать оценку происходящему, спрогнозировать близкие и дальние результаты». По словам Елены Владимировны, она осмысленно выбрала роль старшей сестры, когда стала педагогом, потому что примерила её ещё в 8-летнем возрасте. И, наверное, поэтому в любой ситуации, услышав негативный отзыв о своих учениках, она как истинная старшая сестра, всегда найдет и расскажет о них что-нибудь хорошее. Елена Владимировна всегда заметит плохое настроение подростка, сумеет дать совет в непростой ситуации,  смело укажет на отрицательные стороны и подскажет, что с ними делать.

По мнению Елены Владимировны, если проступок вызван гуманным побуждением, подросток, безусловно, должен быть оправдан. А вечная погоня классного руководителя за благополучным поведением класса, считает педагог,  может превратить весь класс в лицемеров и циников.

Известный психотерапевт М.И.Буянов отмечает, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но также оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными. И на самом деле, педагоги нашей школы не раз наблюдали столь разительные перемены в подростках, которые прошли «школу жизни» ОСОШ.

В своей практике Орлова Елена Владимировна  руководствуется главной профессиональной обязанностью педагога как психолога - создание соответствующего психологического климата, в котором подросток мог бы отказаться от защитных механизмов. Следует подчеркнуть, что основной акцент  воздействий  направлен на эмоциональные компоненты личности, а не на интеллектуальные. Профессиональное кредо любого педагога ОСОШ – не заострять внимание на прошлом ребенка, его ошибках. Как священник соблюдает тайну исповеди, так  и классный руководитель использует информацию о подростке сугубо для профессиональной деятельности. Кроме того, Елена Владимировна старается уделять особое внимание инициативе и самостоятельности подростка – будь то урок или  школьное мероприятие. Согласитесь, если подросток чувствует, что его любят, если он знает, что его ценят, с ним считаются – то против чего ему воевать, преступать закон и веления совести?..

В МКОУ ОСОШ на данный момент существует слаженная командная работа разных ступеней профилактической лестницы: от классного руководителя до структур городского уровня, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на подростка.

    Опыт работы Елены Владимировны с родителями учеников показал, что для хорошей совместной работы необходимо взаимопонимание и взаимоуважение. Она всегда подчеркивает успехи и положительные качества подростка, а на неудачи или отрицательные моменты указывает тактично. Для того, чтобы вырастить в человеке человека нужно обладать колоссальным чутьем, умением анализировать и исправлять свои ошибки, быть мастером не только в ласке, но и в наказании.

2012-2013 учебный год  также является для Елены Владимировны как классного руководителя результативным. Собирая по крупицам передовые технологии в свою копилку, она с их помощью привела своих ребят к выпускному порогу 9 класса. И каковы же итоги?

Безусловно, были достигнуты первостепенные результаты: выработка у подростка большего самоуважения,  положительная оценка самих себя, ощущение значимости, полезности коллективу и обществу. 100% учеников сдали выпускные экзамены с разным успехом, освоив программу основного общего образования. Класс Елены Владимировны в течение этого учебного года был вовлечен и принимал самое активное участие в различных мероприятиях и конкурсах, как школьного, так и городского уровней. В профилактическом направлении - 1-е место в разработке мини-проектов в рамках профилактической программы «До 18 и старше…Маршрут здоровья», 2-е место по проведению акции в городском конкурсе «Наш стиль жизни», проведение акции городского масштаба «Возьми ответственность с собой» в рамках Весенней недели добра. В творческом направлении – 3-е место в городском литературном конкурсе «Мир, в котором я живу» в рамках городской акции День Земли – 2013. В интеллектуальном направлении – участие во Всероссийской Олимпиаде «Олимпус» по школьным предметам. Также большим успехом для Елены Владимировны стало желание большинства ребят продолжить образование в стенах ОСОШ, перейдя в 10 класс и наметив цель возможного поступления в высшее учебное заведение.

   Душевные потребности подростка и условия их осуществления – вот тот гордиев узел, над которым обречен биться любой воспитатель, будь то родитель или школьный педагог.  

 По мнению Елены Владимировны, детство грандиознее взрослой жизни. Скорее, не мы, взрослые, даны детям для наставления их на путь истинный, а дети  даны нам для очищения и просветления нашей души. Дело не только педагога, но и любого взрослого – помогая подростку входить в жизнь, не упустить этот свой шанс!...

Непостижимо каждое мгновенье,

И каждый из живущих уникален,

Но снова повторяется движенье,

Движенье – восхождение к себе,

Где рамки бытия нелепы и условны,

Где беспредельна мысль, ее полёт,

Где человек почти что равен Богу,

Иль это Бог снисходит до него.

Методический совет МКОУ ОСОШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у подростков здорового образа жизни" родительское собрание

Целью является привлечение внимания родителей к проблемам воспитания здорового образа жизни подростков....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...

Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»

В современном мире  с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети н...

Методическая разработка тематического родительского собрания для родителей учащихся 7-8 классов, направленного на профилактику негативного рискованного поведения подростков «ДОРОГА К ЖИЗНИ»

Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Без...

Статья для журнала "Северная Двина" "Взаимодействие учителя и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни"

В статье рассказывается об основных формах работы учителя физической культуры с семьей по формированию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни...

Тренинг для подростков «Ценности в жизни подростка»

Задачи тренинга:Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей.Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей ли...