Урок, его роль и особенности в информационном обществе
статья на тему
В материале рассматривается процесс обучения, организованный в условиях всеобщего доступа к информационному пространству. Показаны изменения методов и форм обучения в информационном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_inf._srede.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, его роль и особенности в информационном обществе
Урок — это основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая с группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определённый отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога. Урок — это та «клеточка» процесса обучения, где сходятся результаты дидактических и методических поисков учителей, интересы и возможности школьников, это место, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое.
Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т. д. Но можно ли говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других видов занятий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие возможности потенциально присущи этой форме обучения и насколько они реализуются учителями.
Учитель при подготовке к уроку, прежде всего, определяет триединую цель в воспитательной, образовательной и развивающей областях. Цель урока определяет характер взаимодействия учителя и ученика и реализуется как в действиях учителя, так и в соответствующих им действиях учеников.
Воспитательные цели отражают тенденции педагогического влияния содержания и организации обучения, облика учителя, коллектива учащихся и других факторов на качества личности школьника. Цели этого вида не могут быть достигнуты на одном уроке, поэтому целесообразно определять их системно для последовательности уроков. Образовательные цели связаны с процессом овладения учебным материалом и определяют, какие именно знания, умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у учеников на уроке. Развивающие цели урока традиционно относятся к развитию речи, мышления, сенсомоторной сферы. Эти цели реализуются в системе уроков.
Цели урока могут быть заданы:
• через изучаемое содержание: «Изучить свойства квадратичной функции», «Изучить признаки равенства треугольников». Такой способ постановки цели не позволяет судить ни о глубине изучения, ни о личностных приращениях ученика. То есть в данном случае учитель не может судить о достижении цели, так как не заявлен планируемый результат;
• через процессы интеллектуального, эмоционального и т. п. развития ученика: «формировать умения анализа», «развивать память», «развивать логическое мышление». При такой постановке цели педагог оказывается перед необходимостью дополнительно разрабатывать показатели сформированности умений и развития памяти или мышления. Цель поставлена очень широко, поэтому достичь её на одном уроке невозможно;
• через учебную деятельность ученика: «решение квадратных уравнений», «решение линейных неравенств». Такая цель, так же как и в предыдущих случаях, не отражает результата — что же произойдёт с учеником вследствие выполнения этих действий, каков ожидаемый образовательный, воспитательный и развивающий эффект и достигнут ли он?
Как видно, такая постановка целей урока не соответствует общему направлению образовательной деятельности сегодня — развитию компетенции учащихся, их личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в стандартах второго поколения.
В большей степени существующим тенденциям в образовании отвечает подход к постановке целей урока, который опирается на набор (таксономию) целей. Он инструментален и позволяет не только выстроить иерархию целей, но и конкретизировать задачи урока на основе наблюдаемых действий ученика. Наиболее известной является таксономия, предложенная Б. Блумом в 1956 г. и дополненная в последующие десятилетия Д. Кратволем. Все образовательные цели касались трёх областей.
Когнитивная (познавательная) область. В данную группу входят цели от простого запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать знания, находить их связи с имеющимися знаниями, идеями, способами действий, включая создание нового. Сюда относится большинство целей обучения в программах, учебниках, повседневной практике учителей. Цели выстраиваются в последовательности, связанной с усложнением познавательных действий ученика: знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. Такая последовательность неоднократно подвергалась критике, поскольку в ней произошло смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка). Тем не менее, она является хорошим примером технологической разработки педагогических целей, которую целесообразно использовать при подготовке урока в компетентностном подходе.
Например, говоря об имеющихся у школьника знаниях, предполагается, что он освоил конкретный материал, терминологию, факты, определения, критерии и т. д. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений. Судить о наличии знаний можно по тому, как учащийся употребляет термины, основные понятия, воспроизводит правила.
О правильности понимания свидетельствует то, каким образом школьник интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Аффективная (эмоционально-ценностная) область. Эту группу составляют цели формирования аксиологических представлений ученика, ценностных ориентации и отношений к явлениям окружающего мира, их проявление в деятельности. Здесь основными категориями учебных целей являются:
— готовность и способность воспринимать явления окружающего мира;
— реагирование, отклик на внешний стимул;
— усвоение ценностных ориентации: их принятие, выбор, включение в систему взглядов;
— осмысление ценностных ориентации, разрешение противоречий между ними и формирование системы ценностей;
— распространение ценностных ориентации на деятельность.
Психомоторная область. К этой категории относятся цели, которые связаны с формированием двигательной (моторной) активности, нервно-мышечной координации (например, письменные, речевые навыки, цели, выдвигаемые в рамках физического развития).
Почему так важно правильно поставить цель урока? Да потому, что целеполагание — основа организации познавательного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учителя имеют возможность определить первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы. Педагог может вместе с учениками спланировать направления их общей деятельности. Появляется возможность представить школьникам видимые показатели для внешней оценки их результатов. Системно-деятельностный (компетентностный) подход, в рамках которого разработаны стандарты второго поколения, позволяет сделать это для успешного освоения основных общеобразовательных программ. При более глубоком внедрении в практику школы компетентностного подхода категории целей могут претерпеть некоторые изменения.
Уже сейчас понятно, что есть цели, которые не могут быть достигнуты и проверены на уроке. Это цели, связанные с морально-этическими качествами личности школьников. Несмотря на их «неинструментальность», постановка таких целей необходима, так как позволяет учителю выстраивать свою работу с ориентацией на достижение личностных результатов образования.
Наиболее известная классификация, созданная на основе дидактической цели, включает уроки следующих типов:
— изучение нового материала;
— применение и совершенствование знаний;
— формирование умений;
— обобщение и систематизация знаний, умений;
— контроль и коррекция знаний;
— комбинированные уроки.
Эта классификация опирается на формальные уровни получения знаний в процессе обучения (подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике). Наиболее часто в практике школы используется комбинированный урок, который позволяет достигать нескольких целей одновременно, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Такой подход тем более важен, что урок сегодня рассматривается с позиции эффективности познавательной деятельности учащихся в ходе целостного учебно-воспитательного процесса, а не отдельного урока.
Достижение цели обеспечивается рациональным применением методов обучения (по выбору учителя).
Все перечисленные выше характеристики урока не потеряли своей актуальности и при обучении в информационно-образовательной среде. Однако он приобрёл и новые черты.
Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, рефлексивных умений. Только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция обеспечивают эффективность использования ИТК-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.
Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК-технологий увеличивает объём учебного материала, создаёт возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.
Определены характерные черты уроков, в ходе которых используются различные ИТК-ресурсы. Обобщая, можно выделить следующие дидактические особенности уроков, проводимых в информационно-образовательной среде:
1. Изменение на уроке позиции учителя. С одной стороны, он выстраивает и направляет учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить усвоение Фундаментального ядра содержания образования на запланированном уровне, а с другой — оказывает поддержку ученикам при формировании, а затем усвоении вариативного компонента содержания образования, который отбирается учеником в соответствии со своими познавательными интересами, запросами. При этом важно определить, освоение какого материала на уроке требует обязательного участия педагога (наиболее сложный, основополагающий, отличающийся множественностью связей и т. д.), а какой ученики могут усвоить самостоятельно. Организация работы учащихся, например с обучающей мультимедийной программой, позволяет частично передать компьютеру некоторые образовательные функции (например, тестирование, текущий контроль). Целесообразно планировать уроки по теме или курсу, что обеспечит системность действий обоих субъектов образовательного процесса.
2. Индивидуализация учебного процесса, приспособление его к особенностям учащихся. При этом появляется возможность учитывать не только уровень подготовки школьников. Использование мультимедиа, статической и динамической графики, иллюстраций, анимации позволяет быть успешными на уроке не только аудиалам, но и ученикам с преобладающим визуальным каналом восприятия.
3. Тесно связанной с предыдущей характеристикой урока в информационно-образовательной среде является активизация познавательной деятельности учащихся. Возможность самостоятельно в соответствии с собственными интересами «путешествовать» в информационно-образовательном пространстве, обеспеченная ИТК-технологиями, сознание того, что они используют современные средства для получения информации, повышают мотивацию учащихся и, как следствие, способствуют интенсификации их деятельности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования, интерактивных программ позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета.
4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности. Отличает урок в информационно-образовательной среде то, что группа учащихся может быть территориально разобщена. ИТК-технологии позволяют, при должной координации, обеспечить взаимодействие школьников разных школ, городов, объединённых решением одной проблемы. Иногда такие уроки приходится выносить за пределы расписания, но, как показывает практика, многие школьники готовы к дополнительной работе в том случае, если она увлекает их.
5. Организация различных видов самостоятельной работы учащихся, в том числе с поисковыми системами в Интернете, с гипертекстовыми, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами. Особенно эффективна такая работа на интегрированных уроках, построенных на пересечении или совмещении различных предметных областей.
6. Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока. Как показывает практика, целесообразно, чтобы на уроке, где читает в режиме он-лайн лекцию известный учёный или выступает общественный деятель, непосредственно в классной комнате присутствовал учитель-предметник. Это позволяет поддерживать темп урока, оказывать ученикам необходимую помощь, удерживая их внимание и интерес. Опытные учителя ограничивают время виртуального присутствия учёных, заранее обговаривая с ними ключевые вопросы, которые требуют особого внимания, пока школьники не будут готовы вести диалог со специалистом на понятном для них языке. При этом определение этих вопросов осуществляется в соответствии с целями урока, уровнем подготовки школьников, местом урока в системе уроков по теме (предмету).
7. Использование интерактивных технологий, благодаря которым появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся, обеспечить учебный диалог между удалёнными группами учащихся, а также привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей. Например, проведение видеоконференции позволяет обеспечить непосредственный диалог учащихся со специалистами.
8. На уроках в информационно-образовательной среде есть возможность использовать базы данных и лабораторные комплексы с удалённым доступом. Учащиеся получают доступ к ресурсам высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, могут использовать вычислительные и имитационные модели, виртуальные лаборатории, где можно в режиме он-лайн осуществлять эксперименты.
Работа в информационно-образовательной среде на уроках занимает всё большее место в деятельности школы. Учителя-предметники используют электронные учебники, которые помогают в изучении и закреплении нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведён контроль. Появляется возможность включить актуальные, постоянно обновляемые данные в содержание урока, организовать самоподготовку учеников, подготовку к ЕГЭ, проектную деятельность школьников. Живые, интересные, наглядные уроки развивают интерес к предмету и познавательную активность учащихся, позволяют организовать обучение по индивидуальной образовательной траектории. Для учащихся это возможность знакомиться с материалом урока в произвольном темпе, расширять свои знания, используя энциклопедические данные и электронный образовательный контент как в самостоятельной работе, так и в дополнительном образовании, проверять свои знания в системе тестов, формировать и сопровождать своё электронное портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное общество его информационные ресурсы
Разработка ученицы 11 класса...
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"
ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...
Технологическая карта урока "Образование, его значимость в условиях информационного общества".
quot;Образование, его значимость в условиях информационного общества". 5 класс....
Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс
Презентация к уроку "Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс"....
Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?
Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...
Субтест по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Развитие общества. Глобализация и ее противоречия».
Субтест по обществознанию для обучающихся 10 класса по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Разв...