Формирование профессиональной компетентности у будущих менеджеров средствами новых информационных технологий как педагогическая проблема
методическая разработка (11 класс)
Проблема формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в современных ее тенденциях развития образования базируется на недостаточной научно - теоретической и практической разработанности, что позволяет определить направление исследования в области эффективности организации процесса профессиональной подготовки студентов для разработки модели профессиональной компетентности на основе использовании информационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование профессиональной компетентности у будущих менеджеров средствами новых информационных технологий как педагогическая проблема».
Преподаватель информационных технологий
Председатель ЦК
Информационных систем и программирования
Исупова Л.М.
Современные социально-экономические условия развития общества выдвигают повышенные требования к будущим специалистам высшего профессионального образования. Одной из стратегических задач высшего образования становится задача формирования личности с высоким уровнем профессиональной компетентности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим и социальным условиям, к информационным нагрузкам.
В то же время современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом изменяющих жизнь людей и фундаментально меняющих требования к подготовке специалистов.
Приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросам, касающимся профессиональной' компетентности специалистов, а социальный заказ, требующий совершенствования профессиональной подготовки менеджеров, владеющих информационными технологиями, ставит перед высшей школой задачу, требующую создания таких совокупностей педагогических условий для формирования профессиональной компетентности менеджеров, которые позволили бы выпускнику быстро адаптироваться к трудовой деятельности и справиться с большим объемом информации.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы компетентностей, включающей универсальные, надпредметные, полипрофессиональные умения, навыки и способы их эффективного применения на практике.
Если под компетенцией можно понимать личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности, то понятие "Компетенция" включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний умений навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Так, например компетенции менеджера могут включать в себя: системность мышления, умения анализировать ситуацию, навыки ведения переговоров и управления персоналом, знания в соответствующей области экономики и т.д.
Освоение определенного уровня компетенции рассматривается как способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы. То есть, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями или изменениями в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.
Образование во все времена было направлено на развитие человека. Основная задача образования: научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей.
Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностный подход стал в последние годы де-факто стандартом в сфере образования многих западных стран.
Опираясь на исследования в области личностно ориентированной педагогики, на исследования основных ключевых компетенций обучаемых, рассматриваемых как показатель достижения нового качества образования, можно предложить направление в области эффективности обучения - это выявление и внедрение педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров как неотъемлемого компонента профессиональной структуры личности средствами информационных технологий.
Если проанализировать компетенции, которыми должен обладать выпускник ВУЗа, будущий менеджер, то можно выделить следующие:
а) общекультурные компетенции:
выпускник
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития;
- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
б) профессиональными:
Общие профессиональные компетенции:
-владеет основами речи, знает ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения;
-обладает базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга;
-обладает базовыми навыками бренд-менеджмента и медиапланирования;
-умеет обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы;
-имеет способность проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий;
Организационно-управленческая деятельность:
-обладает пониманием основ менеджмента и маркетинга;
-знает историю и основные теории менеджмента, владеет основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, учет, контроль, принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация) и методами их реализации; знает основы бизнес-процессов;
-имеет навыки по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы и организации;
-имеет навыки организационно-управленческой работы с малыми коллективами;
-способен участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацелен на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников;
Проектная деятельность:
-имеет навыки подготовки проектной документации (технико-экономическое обоснование, техническое задание, бизнес-план, соглашение, договор, контракт и др.);
-способен реализовать проекты и владеет методами их реализации;
Информационно-коммуникационная деятельность:
-способен участвовать в создании эффективной информационно-коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в т.ч. с государственными службами, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры;
-способен принимать участие в планировании, подготовке и проведении информационно-коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований;
Информационно-референтская деятельность:
-может работать с материалами вторичной информации (сбор, реферирование, анализ) и систематизировать исходные данные для проведения экспертиз и консалтинга высшему руководству;
-обладает навыками создавать, поддерживать и обновлять базы данных;
Рыночно -исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность:
-обладает компетенциями организации и проведения маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению ее конкурентной позиции;
-способен организовать и провести социологические исследования с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по повышению имиджа фирмы, организации;
-умеет подготовить, организовать и провести анкетирование и опросы мнения потребителей и общественного мнения; осуществить обработку и подготовку данных для анализа;
-владеет навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов;
Культурно-просветительская деятельность:
-нацелен на содействие росту уровня культуры как сотрудников организации, так и общества в целом;
Научно-исследовательская деятельность:
-способен исполнять технические задания на проведение различных видов исследований, обрабатывать и готовить данные для экономического, маркетингового и социологического анализа;
-умеет собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы;
-имеет навыки написания аналитических справок, обзоров и прогнозов;
-умеет работать с электронными библиотеками, другой научно-практической информацией, связанной с реализацией проектов в области связей с общественностью, составлять и оформлять материалы для экспертных заключений и отчетов.
Таким образом, компетентностная модель обучения, по специализации менеджер, должна дать возможность характеризовать его возможности в разных видах деятельности и для них необходима специальная подготовка студента, требующая усвоения большого объема информации. Для формирования ценностно-смысловых, коммуникативных компетенций потребуется усилить междициплинарную связь, усилить роль преподавателя вуза, который занимается координацией усилий различных дисциплин, образовательных форм. Необходимо глубоко разобраться в сущности компетентностного подхода с тем, чтобы направить в нужное русло направления поиска студентов оптимальной комбинации дисциплин вариативного цикла для выработки именно тех компетенций, которых необходимы в соответствии с выбранным профилем подготовки. Овладение универсальными учебными действиями дают студентам ВУЗа возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, использованием применением комплекса информационных технологий и коммуникационных средств, и возможность их объективной оценки. Выполнение научного задания требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы и оформлению результатов ее решения.
Темпы развития областей знаний, связанных с компьютерными технологиями, настолько высоки, что общественное сознание не всегда успевает им соответствовать. Претерпевает изменения и сама методология преподавания. Построение обучающей системы предусматривает использование информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения. Информационно-предметная среда способствует возникновению и развитию процессов активного информационного взаимодействия между педагогом, обучаемым и средствами информационных технологий. Она ориентирована на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности: информационно-учебной и экспериментально-исследовательской. При таком педагогическом взаимодействии можно развить положительные мотивации, умение критически мыслить, ориентируясь на личностные особенности студентов, их интересы и способности. Анализ принципов индивидуализации обучения, исследования структуры потребностно - мотивационной сферы учащихся показывает необходимость выявления педагогических условий, эффективно влияющих на формирование профессиональной компетентности у будущих менеджеров средствами НИТ.
Но решение этих проблем ещё не приведёт к желаемому результату без ответа на те вопросы, которые ставит перед современно высшей школой система образования. Процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров в ВУЗе требует научного подхода к разработке теоретико –методологической обоснованной и практико –ориентированной концепции процесса формирования профессиональной компетентности у будущих менеджеров средствами информационных технологий, что должно позволить создать такую модель обучения, при которой формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов будет эффективным.
Видение проблемы в современных её тенденциях развития образования в учреждениях высшего звена, а также недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность данной проблемы позволяет определить направление исследования в области эффективности организации процесса профессиональной подготовки студентов для разработки модели формирования профессиональной компетентности на основе использования информационных технологий и выявить педагогические условия её функционирования.
Научные исследования сводятся не только в необходимости выработки профессионально значимых свойств личности, что не может базироваться только на утверждении существующей обусловленности результатов деятельности качества образования. Требуется разработка концептуальных основ процесса подготовки менеджеров в ВУЗе. Становление профессиональной компетентности способствует создание компьютерной среды, предоставляющей возможность выбора, аппаратных и программных средств для решения профессиональных задач на уровне требований, предъявляемых к профессионалу.
Организация процесса профессиональной подготовки студентов, имитирующая профессиональное пространство, адекватное личности выпускника, и компьютерная среда, способствующая становлению профессиональной компетентности, сократит сроки адаптации к трудовой деятельности и обеспечит оптимальную последовательность поэтапного формирования профессиональной компетентности.
Необходимо не просто повысить качество знаний учащихся, но и научить работать с современным объёмом информации, сформировать способность творчески подходить к деятельности, планировать и анализировать её итоги; предвидеть способы и пути решения проблем, используя необходимые для этого средства, а так же предполагаемое качество и временные рамки получения результата.
Анализ теоретических моделей и принципов компетентностного подхода, показывает, что средствами информационных технологий педагог может формировать ту или иную компетенцию учащихся у будущих менеджеров. Но на основе функционально-видовой модели формирования профессиональной компетентности ещё необходимо провести научные теоретико-экспериментальные проверки и апробации по выявлению педагогических условий функционирования модели, эффективно влияющей на формирование личности с высоким уровнем профессиональной компетентности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов.
Литература.
Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А.. Основы социального государства: учебник для вузов. - М.: Издательский дом "АТИСО", 2009. - С.7.
Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006
Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // ж. Педагогика – 2002 г. - №1
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю.,. Моисеева М. В, Петров А. Е. / под ред. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров» М.: Издательский центр «Академия», 1999
Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета – 3 сентября 2002 г. - №36
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М., 2003.
Предварительный просмотр:
К вопросу подготовки конкурентоспособного специалиста среднего звена
от WSR до НОК
Преподаватель Исупова Людмила Михайловна
Серьезные изменения, происходящие в последние десятилетия в различных областях жизни российского общества, ставят перед системой профессионального образования новые задачи. Проблемы повышения качества подготовки кадров приобретают особую значимость в условиях осуществления экономических реформ. Качество среднего профессионального образования определяется его социально-экономической способностью удовлетворять потребности общества и государства.
Сегодня на рынке труда увеличился спрос на рабочих и специалистов среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование становится важнейшей сферой социальной политики. Квалификация сотрудников, работающих на современном производстве, должны соответствовать заявленным требованиям работодателей. Промышленные предприятия испытывают нехватку рабочего персонала нужного уровня квалификации.
На сегодняшний день целью подготовки студентов является обеспечение их готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Участие в Профессиональных конкурсах оказывает большое влияние на повышение престижа и развитие профессионального образования. Одним из главных критериев становятся результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства.
На данный период движение WorldSkills Russia оказало большое влияние на институты профессионального образования, национальные системы квалификаций. Внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс, привело не только к освоению обучающимися профессиональных компетенций, но и планомерному повышению качества профессиональной подготовки, развитию профессионального мышления студентов, формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере,
WorldSkills Россия будет и дальше развиваться по-своему. Внедрение стандартов WS Russia в образовательную деятельность учреждений СПО вносит системный характер. Однако, при внедрении этих стандартов, для оценивания результатов освоения образовательных программ подготовки возникает ряд вопросов
Противоречия между трудовыми функциями работника и его знаниями, умениями и навыками выступили основным поводом для создания и воплощения НОК. Независимая оценка квалификаций (НОК) – один из структурных элементов Национальной системы квалификаций.
Качество среднего профессионального образования должно соответствовать его социально-экономической способности удовлетворять потребности общества, государства в специалистах среднего звена. Независимая оценка квалификации как инструмент национальной системы квалификаций имеет целью подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами Российской Федерации.
Основная задача независимой оценка квалификации – провести испытательные мероприятия для соискателя, позволяющие определить, готов он к работе и выполнению функций по определенному виду деятельности или нет. Одним из способов повышения качества образования является независимая внешняя оценка результатов образования, которая призвана объективно измерять, сравнивать качество образования с некими эталонами, которые определяются основными потребителями образовательных услуг.
Независимая оценка результатов образования в форме сертификации рассматривается как оценка соответствия квалификации выпускника требованиям профессиональных стандартов по видам деятельности и конкретных запросов работодателей, полученная в результате независимых, стандартизированных и универсальных процедур.
Независимая оценка результатов образования способствует профессиональной социализации выпускника, повышению качества образования через выявление требований профессионального сообщества, к общим и профессиональным компетенциям выпускника системы СПО с соответствующей коррекцией содержания основных образовательных программ.
Независимая оценка качества образования- оценочная процедура, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Закона об образовании направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Модель системы независимой оценки результатов образования выпускников СПО в форме сертификации квалификаций включает целевой, организационный, содержательно-деятельностный и результативный блоки. Локальная технология независимой оценки, как составляющая содержательно-деятельностного блока модели, включает процедуры оценки заявочной документации, идентификации квалификаций, квалификационного экзамена, итоговых мероприятий, а также методы и формы независимой оценки, способствующие оптимальной организации процессов оценивания.
Успешное прохождение НОК позволяет выпускнику подтвердить свою квалификацию, расширить возможности трудоустройства, получить допуск к определенным видам работ. Независимая оценки квалификации выпускников позволяет работодателям отбирать наиболее подготовленных. Выпускники, в свою очередь, чувствуют себя гораздо увереннее на рынке труда.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по общеобразовательным программам направлена на:
- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
- выявление уровня образовательных достижений обучающихся, оценку динамики его изменения (прогресса);
- получение информации о качестве подготовки обучающихся по общеобразовательным программам и профессиональным модулям;
- обеспечение принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации) в сфере образования, направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
Уникальность нового формата – в том, что выпускники могут оценить свои теоретические знания и продемонстрировать практические навыки. Вместе с дипломом об образовании они сразу могут получить свидетельство о подтверждении своей квалификации в ЦОК. Это существенно повысит их кадровую ценность в глазах потенциальных работодателей и станет хорошим стартом для дальнейшего профессионального развития.
Процедура независимой оценки квалификации помогает актуализировать программы профессиональной подготовки и приблизить к запросам работодателей.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года от 5 декабря 2014 года № Пр-2821
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 марта 2015 года №349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы»
4. Павлова, О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – № 5-6 . – 28с.
5. Нижнекамский многопрофильный колледж [Электронный ресурс]: http://nsmk.e-nk.ru/glavnaya, https://edu.tatar.ru/nkamsk.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование внеклассных мероприятий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов
Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Одной из проблем среднего профессионального образования являе...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
В монографии представлены материалы по исследованию профессиональной подготовки будущего педагога по спортивной аэробике. Разработана модель, предусматривающая систему взаимосвязей ее структурных элем...
Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста
Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста...
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...
Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образовании
Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образованииУскорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибкихавтоматизированных систем, микропроцессор...
Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов
Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...