Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образовании
план-конспект по информатике и икт

Герейханова Сакинат Шахмановна
Доклад на тему:
Роль средств новых информационных технологий в образовании
Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких
автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного
управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной
педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение,
способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества,
связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи – выполнение социального
заказа общества – коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных
заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным
оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе
средств новых информационных технологий (СНИТ), так и от готовности обучаемых к
восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Роль средств новых информационных технологий в образовании

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи – выполнение социального заказа общества – коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе средств новых информационных технологий (СНИТ), так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования  в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этапа информатизации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей средств новых информационных технологий, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и средств новых информационных технологий
  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  • автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как:

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
  • интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
  • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того, что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, ее называют информационно-учебной деятельностью.

Современные новые информационные технологии могут быть использованы в качестве:

  • средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:
  1. реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля результатов обучения;
  2. использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;
  3. реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем;
  • инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
  • средства развития личности обучаемого;
  • объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
  • средства информационно—методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
  • средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий;
  • средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
  • средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;
  • средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Создание опережающей информационной среды непрерывного российского образования требует решения ряда методических и организационных проблем, в том числе следующих:

  • принятие единой системы программно и аппаратно совместимых средств вычислительной техники и техники связи, используемой в непрерывном учебном процессе. Это требует сертификации используемых средств учебного назначения и реализации программы по созданию сертификационных центров и эффективному их использованию;
  • подключение образовательных организаций к единой цифровой сети c последующим выходом в Интернет;
  • формирование единой информационной среды непрерывного образования с созданием баз данных по направлениям и специальностям подготовки, которые бы включали в себя методические документы, энциклопедии, справочники, учебники и учебные пособия, а также дополнительные средства, поддерживающие учебный процесс. Актуальным является представление в международной сети наших достижений и возможностей. Необходима организация обмена информационными ресурсами российской образовательной системы с международной;
  • необходимо совершенствование инструментальных средств непрерывного образования, ориентированных на ускоренное освоение материала и приобретение устойчивых навыков обучаемых, а также преследующих цели индивидуального обучения. Сюда можно отнести перспективные программные оболочки по разработке компьютерных учебников и методических материалов, программные и аппаратные средства создания компьютерных обучающих систем, средства технологии разработки мультимедиа продуктов, геоинформационных систем;
  • необходима организация инфраструктуры информатизации образования как составной части информатизации общества в целом. Эта структура должна обеспечить создание новых, тиражирование и внедрение существующих информационных технологий в непрерывное образование.

Реализация указанных путей внедрения информационных технологий в образование возможно через Научно-методические советы по специальностям и Координационно-методические советы по направлениям подготовки. Они должны взять на себя курирование и контроль внедрения новых компьютерных средств обучения в учебный процесс и учебно-исследовательскую работу студентов по данным направлениям. Необходимо поднять статус электронного учебника, электронного учебного пособия, приравняв их по значимости к типовым традиционным средствам обучения, изданным на бумажном носителе. Следует особое внимание уделить изучению новых информационных технологий при подготовке педагогических кадров. Программы подготовки учителей по различным специальностям должны предусматривать обучение их современным информационным технологиям и привитие им навыков работы на компьютере.

В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основной задачи – обеспечения разнообразного непрерывного образования – требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многим дипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.

Список использованной литературы.

Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. - № 1.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые информационные технологии в образовании

Выступление на педагогическом совете МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам информатизации ОУ....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»

Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются мно...

«Новые информационные технологии как средство, обеспечивающее современное качество образования»

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...

Формирование профессиональной компетентности у будущих менеджеров средствами новых информационных технологий как педагогическая проблема

Проблема формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в современных ее тенденциях развития образования базируется на недостаточной научно - теоретической и практической разработ...

История новых информационных технологий в образовании.

Цель данной работы является изучить использование новых компьютерных ( информационных) технологий в образовательном процессе....