Дорога к вечным ценностям
проект на тему
Программа эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий. Проект по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся средного звена МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №63 г. о. Самара
Жирковой Анастасии Александровны
Проект по развитию духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена МБОУ СОШ №63 г. о. Самара
(Дорога к вечным ценностям)
Паспорт проекта
Наименование | Программа по развитию духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена МБОУ СОШ № 63 г. о. Самара (Дорога к вечным ценностям) |
Разработчик и исполнитель | Учитель русского языка и литературы Жиркова Анастасия Александровна |
Проблема | Уровень сформированности у обучающихся духовно-нравственных качеств ниже желаемого |
Основание для разработки | Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждённый приказом минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) |
Цель программы | Создание условий для формирования представлений о нравственности и духовности у школьников, активной жизненной позиции учащихся средствами учебных предметов русский язык и литература с использованием ИКТ и технологии сотрудничества. |
Основные задачи | - совершенствование работы учителя-предметника по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся; - повышение уровня духовно-нравственного развития обучающихся через формирование базовых национальных ценностей; - повышение качества преподавания русского языка и литературы на основе внедрения современных образовательных технологий (ИКТ, технологии сотрудничества); - увеличение учащихся, вовлечённых в социально значимую деятельность. |
Возрастная категория | Учащиеся 6-9 классов. |
Сроки реализации | 2010-2014 годы |
Основные разделы программы |
|
Система контроля | Результаты реализации программы рассматриваются на заседаниях методического объединения и педагогических советах. |
Ожидаемые конечные результаты |
в социальной сфере: формирование у школьников активной жизненной позиции; положительная динамика развития духовно-нравственных качеств учащихся, освоение и использование ИКТ и технологии сотрудничества. |
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». Согласно федеральному закону, «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 3].
В посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков» [13].
Реальное состояние российского общества вскрывает недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Состояние школы также показывает, что уровень духовно-нравственных качеств обучающихся среднего звена является недостаточным [13].
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Поэтому программа развития МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара на период 2010-2015 года ставит перед педагогами нашей школы цель: создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственной личности, способной к самоопределению и самореализации в современном обществе.
С целью решения поставленной проблемы необходимо разработать программу «Дорога к вечным ценностям» для учащихся среднего звена, реализация которой должна осуществляться с использованием современных образовательных технологий. Приоритетными в данной работе является использование информационно-коммуникационных технологий и технологии сотрудничества.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития духовно-нравственных качеств школьников, активной жизненной позиции учащихся средствами учебных предметов русский язык и литература с использованием ИКТ и технологии сотрудничества.
Задачи:
- совершенствование работы учителя-предметника по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся;
- повышение уровня духовно-нравственного развития обучающихся через формирование положительного отношения к базовым национальных ценностям;
- повышение качества преподавания русского языка и литературы на основе внедрения современных образовательных технологий (ИКТ, технология сотрудничества);
- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность.
Концептуальные основы программы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [2].
Достижение поставленной цели обеспечивается формированием у учащихся положительного отношения к базовым национальным ценностям: патриотизму, социальной солидарности, гражданственности, семье, труду и творчеству, науке, традиционным российским религиям, искусству и литературе, природе, человечеству.
Базовые национальные ценности должны лежать в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Содержательно определяющая роль в создании такого пространства принадлежит учителю [13].
Обоснование выбора современных образовательных технологий
Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) подразумевается «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства и Интернет».
Мы живём в информационную эпоху. Современный человек уже не может представить себя без компьютера и мобильного телефона. Введение в образовательный процесс ИКТ создаёт привычную информационную среду для современного школьника, а учителю даёт массу возможностей для реализации учебных программ. В качестве средства ИКТ в 5-7 классе используется чаще фонохрестоматия к учебнику литературы В.Я. Коровиной, электронные презентации, диски с записями песен. В 9 классе активно включается в процесс обучения приём «принеси своё устройство». В качестве средства обучения используется любое электронное устройство (планшет, мобильный телефон, электронная книга), которое служит оперативному поиску информации в интернете (например, текстов художественной литературы) и её обработке,
Наиболее успешными в работе по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся считаются уроки литературы, построенные по принципу «содружества искусств» или «диалога культур». Такие уроки предполагают прослушивание музыки, песен, просмотр телеспектаклей и фильмов-экранизаций, которые позволяют сформировать у школьников целостный образ литературного произведения или стимулируют дискуссию о разном толковании одного литературного произведения. Для проведения таких уроков незаменимы проекторы и интерактивные доски, позволяющие создать в классе атмосферу кинотеатра. Например, фильм-опера «Евгений Онегин», снятый в СССР в 1966, и фильм «Онегин», экранизированный в Великобритании в 1999, представляют собой два разных взгляда на роман А.С. Пушкина и русскую жизнь. При просмотре этих фильмов учащиеся определяют, какой из них ближе к тексту произведения и понятнее для современного читателя, при обсуждении возникают споры о моральных качествах героя.
Представить собственный образ писателя или его произведения помогает школьникам создание электронных презентаций. Помощь учителю и учащимся оказывают электронные ресурсы Интернета.
Важную роль в создании уроков литературы, построенных по принципу диалога культур, играет выбор мультимедийного образовательного материла. В качестве такого материала могут быть использованы рок-песни.
Русская рок-музыка как факт современной культуры вызывает живой интерес у школьников и становится мощнейшим воспитательным средством. Г.В. Шостак в своей статье «Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла» отмечает: «Жанр рок-музыки является разновидностью массовой молодежной культуры и в то же время находится в оппозиции по отношению к ней, поскольку основными качествами рока являются глубокая содержательность, социальная направленность, проблемность, искренность, честность, обращение к личности» [19].
Использование рок-песен, содержащих интертекстуальные связи с русской литературой XIX и XX веков, позволяет также привить интерес учащихся к чтению. Выбор рок-песен осуществляется по следующим принципам:
- аллюзии на произведения русской литературы (роман А.С. Пушкина «Дубровский» и песня Б. Гребенщикова «Дубровский», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и песня группы «Алиса» «Дождь»), активизирующие познавательный интерес учащихся;
- общность тематики и проблематики произведений (поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» и песня Ю. Шевчука «Питер»), выявляющие вечные ценности;
- песни, написанные на стихи русских поэтов (песня группы «Сплин» «Маяк» на стихотворение В.В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма»), интерпретирующие произведение для современного читателя.
Рок-песни также могут быть введены в урок русского языка при изучении языковых явлений. Использование текстов рок-песен на уроке русского языка не только позволяет проиллюстрировать языковые единицы (причастия, назывные предложения, однородные члены предложения, выразительные средства языка и др.), но и служит формированию положительного отношения к базовым национальным ценностям: патриотизма, свободы, человечества, любви, социальной солидарности, традиционным российским религиям (вере) и т.д.. Работа с текстом рок-песни осуществляется через интерактивную доску.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы использование рок-песен способствует формированию у учащихся культуроведческой компетентности и развитию духовно-нравственных качеств.
Как специфический материал рок-песни вводятся в уроки постепенно, что связано с возрастными особенностями школьников. В 6 классе рок-песни используется только два раза при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» и при подготовке к конкурсу военно-патриотической песни. Целесообразнее предлагать рок-песни учащимся 7-9 классов, когда они готовы к восприятию разноплановой рок-поэзии.
Другая технология, способствующая развитию духовно-нравственных качеств обучающихся, – технология сотрудничества. Технология сотрудничества лежит в основе системно-деятельностного подхода к обучению.
Обучение в сотрудничестве предполагает:
- сотрудничество учителя и ученика, создающее у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в учении и общении;
- отказ от авторитарных методов принуждения к учению и обращение к методам положительного стимулирования влияния на ученика через коллектив товарищей;
- возможность участия слабого ученика в общей работе класса, которому необходимо предоставить опору, подсказку;
- гуманный подход к оценке работ учащихся, бесконфликтность учебной ситуации, веру в свои силы;
- необходимое условие развития инициативы и творческого поведения обучающихся;
- анализ результатов работы и поведения ученика коллективом и самим обучающимся;
- формирование правильной оценки, самооценки, самоанализа;
Наиболее эффективны два метода обучения в сотрудничестве.
1. «Учимся вместе» (Stиdent Тeam Learning) разработан в университете Миннесота в 1987 году.
- разнородные по уровню обученности группы (3–5 человек);
- каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой- то большой темы, над которой работает весь класс;
- учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания;
- в результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала [18].
Метод «учимся вместе» школьники осваивают в 6 классе при подготовке литературно-краеведческой экскурсии «Максим Горький и Самара» в процессе поиска информации о жизни писателя в Самаре и об архитектурных памятниках улицы Куйбышева. Работая над своим разделом попарно, они создают текст экскурсии, которую впоследствии проводят. В качестве экскурсовода для 2 класса наравне с шестиклассниками выступает и учитель.
В 7 классе метод «учимся вместе» помогает учащимся входить в научно-исследовательскую деятельность. Наиболее активно данный метод используется в 8 и 9 классе при изучении крупных разделов русского языка (Способы передачи чужой речи) и крупных литературных произведений (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»). На данном этапе учитель координирует деятельность учащихся.
2. «Обучаемся в команде» (Learning Together)
- тема у всех групп одна;
-успех всей группы зависит от результата самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы;
-каждый участник команды овладевает необходимыми знаниями, формирует нужные навыки так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый;
- награду группы получают одну на всех в виде балльной оценки, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности;
- сравнение проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами [18].
Метод «обучаемся в команде» школьники начинают осваивать в 6 классе при подготовке к всероссийской олимпиаде-игре «Русский медвежонок», который в дальнейшем переходит на уроки (урок русского языка «Различие на письме частиц не и ни» в 7 классе и урок литературы в 8 классе «Русская литература и история»). Приобретённые навыки позволяют школьникам работать в команде при подготовке внеклассных мероприятий (конкурсов, научно-практических конференций, социальных проектах), при подготовке к экзаменам в 9 классе.
Технологии сотрудничества способствуют формированию у школьников коммуникативной компетенции, социальной солидарности и осмыслению личности и коллектива как ценности. Участие в социальных акциях формирует осмысление человечества как ценности.
Условия реализации программы
Программа реализуется через
- учебную деятельность по предметам русский язык и литература;
- систему внеклассных мероприятий;
- участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, смотрах патриотической направленности.
Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
- Организационный (2009-2010 учебный год). Предусматривается разработка основ реализации программы для духовно-нравственного воспитания, выбор современных образовательных технологий.
- Содержательно-деятельностный этап (2010-2013 учебный год). На данном этапе предусматривается реализация основных мероприятий программы согласно плану, промежуточная диагностика реализации программы.
- Аналитический (2013-2014 учебный год). На третьем этапе предполагается выявление результативности реализуемых направлений программы посредством комплексной диагностики, обобщения итогов, определения перспектив.
Оценка эффективности программы обеспечивается
- проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся;
- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, совещаниях, педсоветах;
- разработкой методических материалов, направленных на совершенствование сложившейся системы воспитания.
Ожидаемые результаты
Положительная динамика развития духовно-нравственных качеств учащихся, освоение и использование ИКТ и технологий сотрудничества.
- в познавательной сфере: формирование у обучающихся интереса к русскому языку и литературе, формирование культуроведческой компетенции, развитие творческих способностей;
- в духовно-нравственной сфере: формирование положительного отношения обучающихся к базовым национальным ценностям, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- в социальной сфере: формирование у школьников активной жизненной позиции.
Критерии оценки уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся МБОУ СОШ № 63
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1. Когнитивный уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2. Ценностный уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (Методика диагностики личностного роста В.И. Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В.Грирьева).
3. Поведенческий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (участие школьников в социально значимой деятельности).
План реализации программы «Дорога к вечным ценностям»
№ | Содержание работы | Формируемая базовая национальная ценность | Используемая технология | Сроки |
Организационный этап 2009-2010 | ||||
1 | Изучение видов информационно-коммуникационных технологий | В течение года | ||
2 | Изучение методов и приёмов технологии сотрудничества. | В течение года | ||
3 | Разработка уроков русского языка и литературы с использованием групповой и парной работы («учимся вместе», «обучаемся в команде») | В течение года | ||
4 | Разработка уроков литературы с использованием фонохрестоматии к учебнику В.Я. Коровиной | В течение года | ||
5 | Выбор методики диагностики результатов | В течение года | ||
Содержательно-деятельностный 2010-2011 | ||||
6 | Проведение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). Первичная диагностика. | Сентябрь | ||
7 | Участие 6в класса в общешкольном проекте «Я – гражданин России», создание проекта «Моя Самара» (литературно-краеведческое направление). | Патриотизм, искусство (архитектура), литература | Сотрудничество («учимся вместе»), ИКТ (электронные презентации) | В течение года |
8 | Взаимоподготовка учащихся 6в класса к всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок». | Наука | Сотрудничество («Обучаемся в команде») | Сентябрь-октябрь |
9 | Классный час «Рождество в славянском стиле» (элементы театрализованного представления по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», просмотр экранизации «Вечера на хуторе близ Диканьки») | Традиционные российские религии, литература, искусство (кино) | Сотрудничество (учимся вместе), ИКТ (проектор, диск с записью фильма) | Декабрь |
10 | Участие в школьном конкурсе военно-патриотической песни | Патриотизма, вера (традиционные российские религии), семья, искусство (музыка), творчество | Сотрудничество, ИКТ | Февраль |
11 | Проведение урока литературы в 6в классе «Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина и в современной песне» (включение в урок рок-песни Б. Гребенщикова «Дубровский») | Патриотизм, человечество, вера, литература, искусство (музыка) | ИКТ (электронная презентация, видеоклип на песню группы «Аквариум» «Дубровский») | Февраль |
12 | Проведение литературно-краеведческой экскурсии «Максим Горький и Самара» во 2б классе учащимися 6в класса в рамках проекта «Моя Самара» | Патриотизм (малая родина), литература, искусство (архиктектура), социальная солидарность | Сотрудничество («учимся вместе»), ИКТ (фотосъёмка, видеосъёмка) | Май |
Содержательно-деятельностный этап 2011-2012 | ||||
13 | Разработка уроков русского языка с использованием в качестве языкового материала рок-песен (ИКТ) | В течение года | ||
14 | Разработка уроков литературы с использованием рок-песен, построенных по принципу диалога культур (ИКТ) | В течение года | ||
15 | Урок русского языка в 7в «Изменение причастий» на материале текста песни К. Кинчева «Кибитка» | Природа, человечество, искусство (музыка) | ИКТ (диск с записью песни, электронная презентация) | |
16 | Взаимоподготовка учащихся 7в класса к всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок» | Наука (русский язык), социальная солидарность | Сотрудничество («Обучаемся в команде») | Сентябрь-октябрь |
17 | Проведение урока литературы в 7в «Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"» с использованием рок-песни Ю. Шевчука «Питер» | Патриотизм, личность | ИКТ (диск с записью песни, электронная презентация) | Ноябрь |
18 | Участие учащихся 7в класса в городской научно-практической конференции «Я – исследователь». Научно-исследовательская работа на тему «Характеристика Льва Аслана в сказке К.С. Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф"» (сопоставительный анализ сказки и текста Евангелия) | Человечество, вера, литература, наука, творчество, социальная солидарность | Сотрудничество («учимся вместе») | Ноябрь-февраль |
19 | Классный час «Читаем Евангелие», посвящённый празднованию пасхи (сопоставление эпизода призвания Апостола Андрея на служение Иисусу Христу в Новом Завете и сюжета рок-песни группы Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева) | Вера, литература, искусство (музыка) | Сотрудничество («обучаемся в команде»), ИКТ (электронная презентация, диск с записью песни «Прогулки по воде») | Апрель |
20 | Проведение открытого урока «Различие на письме частиц не и ни» | Наука (русский язык) | Сотрудничество («обучаемся в команде») | Май |
21 | Проведение урока литературы в 7в классе «Рэй Бредбери "Каникулы"» | Семья, природа, человечество, литература | ИКТ (электронная презентация) | Май |
22 | Проведение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). Промежуточная диагностика. | Май | ||
Содержательно-деятельностный этап 2012-2013 | ||||
23 | Единый класс час 8в с участием родителей «Семейные ценности. Мешает ли молодёжный сленг взаимопониманию родителей и детей» | Семья, наука (русский язык) | Сотрудничество («учимся вместе») | Сентябрь |
24 | Урок литературы в 8в классе «Русская литература и история» | Литература, наука (история), социальная солидарность | Сотрудничество («учимся вместе») | Сентябрь |
25 | Урок русского языка в 8в классе «Ораторская речь и её особенности» (закрепление понятий о выразительных средствах языка на материале рок-песен К. Кинчева «Театр теней», А. Васильева «Бонни и Клайд») | Природа, искусство (музыка), любовь, жизнь, наука (русский язык, риторика) | ИКТ (интерактивная доска, диск с записями песен) | Ноябрь |
26 | Урок русского языка в 8в классе «Назывные предложения» (на материале рок-песен Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», «Группа крови») | Личности, свобода, жизнь, наука (русский язык), искусства (музыка) | ИКТ (интерактивная доска, диск с записями песен) | Декабрь |
27 | Урок русского языка в 8в классе «Однородные члены предложения» (на материале рок-песни Ю. Шевчука «Летели облака») | Жизни, науки (русский язык), искусства (музыка). | ИКТ (интерактивная доска, диск с записью рок-песни) | Январь |
28 | Самостоятельная подготовка конкурса военно-патриотической песни учащимися 8в (анализ рок-песни К. Кинчева «Инок, воин и шут») | Патриотизм, вера, человечество, искусство, творчество. | Сотрудничество («обучаемся в команде»), ИКТ (диск с записью песни) | Февраль |
29 | Освоение новых информационных-коммуникационных технологий (облачные технологии) | Март | ||
30 | Проведение урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» | Личность, социальной солидарность, наука (русский язык) | Сотрудничество («учимся вместе»), ИКТ (интерактивная доска, ноутбуки, облачные технологии сервера Google disk) | Май |
31 | Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность. Участие в смене волонтёров в лагере «Заря» | Человечество, природа | Сотрудничество («обучаемся в команде») | Конец июня – начало августа |
Аналитический этап 2013-2014 | ||||
32 | Разработка уроков литературы, включающих просмотр экранизаций и сопоставительный анализ книжных, театральных и экранных образов | В течение года | ||
33 | Разработка уроков литературы с использованием рок-песен, построенных по принципу диалога культур (ИКТ) | В течение года | ||
34 | Участие 9в класса в антитеррористической акции «Вместе против террора» | Человечество, социальная солидарность | Сотрудничество («обучаемся в команде») | Сентябрь |
35 | «Слово о полку Игореве» (прослушивание арий из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь») | Патриотизм, свобода, личность, любовь, искусство (музыка) | ИКТ (электронная презентация, диск с записями арий) | Сентябрь |
36 | Урок литературы в 9в классе «Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума"» (просмотр сцен спектакля Малого театра 1975 года) | Личность, литература, искусство (театр) | ИКТ (проектор, просмотр спектакля в онлайн через интернет) | Октябрь |
37 | Участие в V городского слёта волонтёров – 2013 | Человечество, социальная солидарность | Сотрудничество («обучаемся в команде») | Ноябрь |
38 | Онегин и Ленский – типическое и индивидуальное – трагические итоги (прослушивание арий из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», сопоставление). | Личность, дружба, любовь, литература, искусство (музыка) | ИКТ (электронная презентация, диск с записями арий) | Декабрь |
39 | Урок литературы в 9в классе «Эволюция отношений Татьяны и Онегина, анализ писем». Сопоставление финальной сцены романа в фильме-опере «Евгений Онегин» (СССР, 1958) и фильма «Онегин» (Великобритания, 1999). | Любовь, личность, литература, искусство (музыка, кино) | ИКТ (проектор, диск с записями фрагментов фильмов) | Декабрь |
40 | Участие в городской акции «Красная ленточка» | Здоровье, жизнь, социальная солидарность | Сотрудничество («обучаемся в команде») | Декабрь |
41 | Урок литературы в 9в классе «Образы и лирика М.Ю. Лермонтова» (диалог культур: аллюзия в рок-песне К. Кинчева «Дождь» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», общность мотивов стихотворения «Демон» и песни Валерия Кипелова «Я свободен» на стихи Маргариты Пушкиной) | Личность, литература, искусство (музыка) | ИКТ (электронная презентация, «принеси своё устройство») | Декабрь |
42 | Урок литературы в 9в классе «Печорин и его журнал как средство самораскрытия его характера». Сопоставление книжного и экранного образа Печорина в экранизациях романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1966 и 2006 годов. | Личность, человечество, литература, искусство (кино) | ИКТ (проектор, диск с записями фрагментов экранизаций) | Январь |
43 | Уроки литературы в 9в «Н.В. Гоголь "Мёртвые души"» | Человечество, личность, жизнь, патриотизм, любовь, социальная солидарность. | ИКТ («принеси своё устройство») Сотрудничество («учимся вместе») | Конец января – начало февраля |
44 | Самостоятельная подготовка конкурса военно-патриотической песни, самостоятельный выбор песни (анализ рок-песни «Юность в сапогах» группы «Конец фильма» на стихи Евгения Феклистова) | Патриотизм (малая родина), личность, дружба, семья, социальная солидарность, искусство (музыка), творчество | ИКТ (диск с записями саунд-треков к сериалу), сотрудничество («обучаемся в команде») | Февраль |
45 | Урок литературы в 9в классе «И.А. Бунин Тёмные аллеи» (поиск в интернете рассказов из цикла «Тёмные аллеи») | Любовь, личность, литература | ИКТ («принеси своё устройство»: планшет, мобильный телефон) | Март |
46 | Урок литературы в 9в «М.А. Булгаков "Собачье сердце"» (просмотр фрагментов экранизации 1988, сопоставление с текстом) | Личность, человечество, свобода, социальная солидарность, литература, искусство (кино). | ИКТ (проектор, проектор, диск с записью фильма) | Апрель |
47 | Урок русского языка в 9в классе «Роль языковых средств в художественном тексте» (подготовка к сочинению на лингвистическую тему) | Личность, свобода, человечество, жизнь, искусство (музыка), наука (русский язык). | ИКТ (электронная презентация), технология сотрудничества («обучаемся в команде») | Апрель |
48 | Участие в акции «Городской субботник» лиги волонтёров | Природа, социальная солидарность | Сотрудничество («обучаемся в команде») | Апрель |
49 | Урок литературы в 9в классе «В.В. Маяковский: своеобразие стиха и словотворчество». Толкование стихотворения «Лиличка! Вместо письма» в рок-песне группы «Сплин» «Маяк», написанной на текст В.В. Маяковского. | Любовь, личность, литература, искусство | ИКТ («принеси своё устройство»: поиск песни в интернете) | Апрель |
50 | Проведение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). Итоговая диагностика. | Май |
Представленная программа апробирована в 6-9-х классах школы № 63.
Проведенное исследование эффективности программы показал положительную динамику результатов по всем критериям:
- усвоение теоретического компонента программы;
- данные таблиц результатов освоения обучающимися образовательных программ (оценка знаний учащихся по предмету) свидетельствуют о положительной динамике в результатах учащихся (данные раздела № 3);
- изменение шкалы ценностных ориентаций учащихся 45% (приложение № 1);
-повышение на 17 % количества учащихся, принимающих активное участие в делах класса и школы (приложение № 2);
Это позволяет говорить об эффективности используемых технологий.
Таким образом, описанная мною система работы дает положительные результаты как в учебных достижениях учащихся, так и в моей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
Нормативные документы
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://u.to/Wlz_Bw
Литература по духовно-нравственному воспитанию
- Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 – 2010.
- Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 – 2012.
- – М.: Просвещение, 2011.
- Социально-психологический портрет современных подростков / Н.Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. – № 8 – 2010.
- Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов //Воспитание школьников. – № 1-2010.
- Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После» – №1 – 2011.
Литература по технологии сотрудничества
- Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении [Текст]: учеб. – метод. пособие / В. К. Дьяченко. – М., Изд. РГГУ, 2001.
- Полат, Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве [Текст]: учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат.- М.: ИНФА-М, 2006.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии [Текст]: учеб. – метод. пособие / В. П. Беспалько.- М., 2000.
Литература по рок-поэзии
- Поэты русского рока. Антология в 10 томах. – СПб.: Азбука-классика, 2005-2007.
Интернет-источники
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. http://u.to/Hnz_Bw
- Ивлева Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова. http://u.to/3VX_Bw
- Козицкая Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока. http://u.to/RFr_Bw
- Михайлова В.А., Михайлова Т.Н. Пушкинские реминисценции в петербургских текста Юрия Шевчука. http://u.to/5Fr_Bw
- Маврина Н.А. ИКТ на уроках русского языка и литературы. http://u.to/9nD_Bw
- Слюняева Н.В. Применение технологии сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников. http://u.to/fFX_Bw
- Шостак Г.В. Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла. http://u.to/Wlv_Bw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"
Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...
Вечные ценности в "Настоящих сказках" Л.С.Петрушевской.11 класс
Урок в 11 классе из раздела "Современная литература". Тема раскрывается на двух сказках из книги Л.С.Петрушевской "Настоящие сказки" - "За стеной" и "Дедушкина картина". Проводится параллель с классич...
Семейные традиции и вечные ценности
Учимся быть семьей!http://sem-obuchenie.ru/...
Вечные ценности (программа развития классного коллектива, организация воспитательной работы)
В программе представлены основные идеи, цели и задачи развития классного коллектива (5-11 кл.), содержание воспитательной работы, разработаны направления деятельности классн...
Классный час «Вечные ценности»
Методическая разработка может оказать помощь классным руководителям при проведении классных...
Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бернса "Джон Ячменное Зерно".
Цели урока:закрепление знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление основных черт литературной баллады на примере баллады Р.Бёрнса «Джон Ячменное Зерн...
Методическая разработка урока по литературе Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова») Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова
Урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает обучающихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа;необходимо показать неразрывную связь поэзии Рубцова с родной зе...