Доклад «Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»
Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» является создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его качественного образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Задачами реализации данной стратегии в области развития дополнительного образования являются:
- обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности;
- формирование системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;
- развитие инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимость разработки и внедрения различных форм работы с такими детьми, позволит преодолеть их социальную исключительность и будет способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Очевидно, что современное общее образование, сосредоточенное, большей частью, на достижение предметных образовательных результатов, оказывается не вполне готовым к эффективному личностному развитию, воспитанию и социализации обучающихся.
В свою очередь, соответствующими педагогическими ресурсами и опытом успешного решения подобных образовательных задач обладает система дополнительного образования.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности и позволяет использовать своё свободное время с максимальной пользой.
В условиях образовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях образовательного учреждения.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- Создание условий для свободного выбора каждым ребенком
образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога. - Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные
интересы, склонности и потребности ребенка. - Личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
- Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого.
- Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
- Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в построении личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге происходят в ребёнке, в его сознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, продуманная, творческая, системная работа по реализации программ дополнительного образования в детском доме способствует успешной социализации ребёнка.
Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребенок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Творческие программы педагогов дополнительного образования нацелены не только на развитие творческих способностей воспитанников, но и на внутренние изменения в их сознании и самооценки. Применение разных форм по данным программам позволило объединить в сотворчество детей с разными индивидуальными возможностями, в том числе детей, склонных к асоциальным формам поведения, что помогает в осуществлении комплексного подхода в профилактике правонарушений среди воспитанников.
Цель системы дополнительного образования в нашем детском доме: создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации.
Задачи:
- Выявление интересов, способностей, склонностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности.
- Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
- Развитие творческих способностей.
- Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в выставках, конкурсах, фестивалях и т. д.).
- Выявление и развитие одарённых детей.
- Развитие созидательной активности детей.
- Интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
В нашем детском доме дополнительное образование осуществляется в следующих направлениях:
- театральная деятельность;
Деятельность театральной студии определяется необходимостью успешной социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном обществе, их жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне, направлена на развитие коммуникативных навыков, способствует удовлетворению потребности ребёнка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.
- музыкально-эстетическая деятельность;
Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.
Цель работы по данному направлению — разностороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре, музыкальному и песенному творчеству, воспитание художественного вкуса и творческого воображения, развитие музыкально-творческих способностей воспитанников.
- прикладное искусство;
Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, включение их в активную творческую деятельность помогает становлению процесса социальной адаптации. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей-сирот: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
- физическое развитие;
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
- хореография;
Целью является развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Движение в ритме танца и темпе заданной музыки способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что ведёт к общему оздоровлению организма.
- изобразительное искусство;
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать и способствует становлению гармонически развитой личности.
-информатика;
Целью изучения является развитие логического мышления, умение использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Предмет способствует развитию интеллектуальных способностей, познавательных интересов, формированию современного научного мировоззрения.
Немного о работе с одарёнными детьми. Одаренность – это миссия на земле. Задача педагога – открыть дар, развить способности.
Известный специалист в области детской одарённости Н.С.Лейтес выделил следующие категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
-дети с высоким показателем :
-дети с высоким уровнем творческих способностей;
-дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыка, математика, изо и т. д.),их чаще всего называют талантливыми;
-дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).
Некоторые исследователи одаренности считают, что ее ростки присутствуют потенциально в каждом человеке. Поэтому главной педагогической задачей является раскрытие творческого потенциала.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Важную роль играет создание ситуации успеха, как мощного двигателя развития творчески одаренных детей.
Создание ситуации успеха зависит:
- от создания творческой атмосферы;
-чёткой организации последовательности художественных операций;
-самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
-достижения цели на каждом занятии;
-коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса;
- смены характера деятельности учащихся,
- индивидуального темпа по усвоению материала, средств и методов.
Совокупность условий обеспечивает личностное саморазвивающее начало, позволяет выстроить ребёнку собственную образовательную траекторию.
Дополнительное образование детей, по сути, является практико-ориентированным. Необходимо понять, что оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте - результативность»
Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии. Успех может базироваться только на профессионализме, поэтому с воспитанниками должны работать одаренные, талантливые педагоги.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95
Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....
Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.
В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....
Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.
здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
«Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»
Выступление на педагогическом совете «Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»...
Доклад на тему: «Современные тенденции развития системы дополнительного образования»
laquo;Современные тенденции развития системы дополнительного образования»...