Метод проектов в преподавании английского языка
материал на тему

Мироненко Оксана Владимировна

метод проектов, типы, роль учителя и ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.rar571.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в преподавании английского языка

Современное общество требует сегодня полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

Выпускник школы должен обладать определёнными знаниями, умениями и навыками; осуществлять самостоятельно разные виды деятельности – учебную, трудовую, эстетическую; обладать современными ценностными ориентациями и информационными технологиями; быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству внутри своей страны и за рубежом, быть терпимым, избегать  и преодолевать конфликты.  

Метод – это дидактическая категория, совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью, путь познания, способ организации процесса познания.

Метод проектов  –  это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы  ( технологию). Разработка должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться этого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Ведущая идея подобного подхода к обучению ИЯ  в том, чтобы

  1. перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся
  2. позволяет превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и допустимые учащимся проблемы с учетом особенностей страны изучаемого языка и своей культуры и ориентированные на реальный практический результат.

Типы, формы, виды проектов.

Спектр проектной деятельности может быть широк и многообразен, например в соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие темы проектов.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры,  приближены к подлинно научному исследованию (аргументация актуальности принятой для исследования темы;  определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение  задач исследования; определение методов исследования, источников информации; определение путей ее решения; обсуждение, оформление результатов исследования.

Творческие проекты  предполагают соответствующее оформление результатов. Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности.

Ролевые – игровые проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.

Информационные проекты  направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета.

  По количеству учащихся проекты подразделяются на следующие виды и предполагают в свою очередь использования определенных форм:

        

                                                       Постер, коллаж

Индивидуальные          ЭССЕ

        Доклад /реферат

        Мини - исследование

        Викторины, кроссворды, упражнения,

         составленные  учащимися.

        Стенгазеты

Групповые                                       Опросы, интервью

        Виртуальные экскурсии

        Анкеты для социологических опросов.

        Спектакль

всеобщие        Концерт

        Конференция

        Телемост

        Сложные тематические коллажи

                          Последовательность выполнения проекта

этапы

задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I.целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся.

Объясняет цели.

Наблюдает.

II. планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.

 Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

III. Выбор методов проверки принятых гипотез

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).

IV.выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Синтезируют, анализируют идеи.

Проводят исследование. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).

V. Защита проекта

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов.

Основные задачи метода проектов:

1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.

2. Формировать активную самостоятельность учащихся.

3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.

4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.

Основные принципы проектной работы:

1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы).

2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая, акцентировать внимание на содержании высказывания).

3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике.

4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий   эффективности обучения.

5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях).

6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню 
обученности ребёнка).

Этапы проектной работы:

I этап – планирование работы в классе.
II этап – выполнение проекта за пределами класса.
III этап – возвращение в класс.
IV этап – презентация проекта.
V  этап – оценка и контроль.

Критерии оценки:

1. Содержание, информативность, актуальность.
2. Грамматическая и лексическая корректность.
3. Оформление.
4. Объём.
5. Представление.

Проект представляет собой работу, в которую вложено  много усилий и труда.
Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития  внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

             

При использовании метода проектов меняется и роль учителя.

 Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли

консультанта,

помощника,

наблюдателя,

источника информации,

координатора.

 

  Главная  задача учителя  в передаче способов работы, а не конкретных знаний , то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.

Необходимо помнить, что резервы развивающего обучения, проектная деятельность раскрываются наиболее полно, если этому способствует благоприятный, психологический климат на уроке и адекватное поведение учителя как речевого партнера и старшего помощника.

Проектная работа, правила для учителя:

  • Ты здесь, чтобы поддержать, посоветовать, ответить на вопросы.
  • Мотив идет от собственно ученического интереса, не от тебя.
  • Вы вместе выбираете средства, чтобы проект был удачным.
  • Учащиеся следуют своим собственным планам и выбирают, что им делать.
  • Дети работают, потому что им интересно
  • Ты здесь, потому что им нужен твой опыт и идеи.
  • Проектная работа побуждает детей открывать в себе новые возможности.
  • Работа над проектом значит для учащегося гораздо больше, чем ежедневная урочная деятельность, будьте осторожны в оценивании при презентации проекта
  • Не перегружайте учащихся, помните, что им нужно готовиться к другим предметам.

Проектная работа: Золотые правила для учащихся

  • Будь уверен, что тема проекта такая, которая нравится каждому в группе, потому что вы  ее выбирали, чтобы сотрудничать, а не ссориться.
  • Будь уверен, что тема многогранная,  предполагающая множество мнений, позволит всем ребятам высказаться согласно их умениям и темпераменту.

  • Будь уверен, что проект предлагает широкий спектр видов деятельности – не только «написанная» работа. Постарайтесь включить аудиоэлементы, коллажи, игры, рисунки, музыку, фотографии.
  • Учись пользоваться словарями, справочной литературой, энциклопедиями, грамматическими сборниками, которые в достаточном количестве находятся в кабинете ИЯ

При использовании проектной деятельности:

1. У учащихся обогащается социальный и духовный опыт, развиваются творческие и умственные способности.

2. Проектная работа мотивирует учащихся на изучение английского языка и формирует желание иноязычного общения.

3. Она  способствует совершенствованию устно-речевых и лексические навыков, умений и навыков письменной речи   и позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

Воспитательный аспект развивающего обучения

методом проекта.

  • усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
  • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию,
  • усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.

Таким образом можно сделать следующие выводы

1. У учащихся обогащается социальный и духовный опыт, развиваются творческие и умственные способности.

2. Проектная работа мотивирует учащихся на изучение английского языка и формирует желание иноязычного общения.

3. Она  способствует совершенствованию устно-речевых и лексические навыков, умений и навыков письменной речи   и позволяет реально оценивать свои языковые возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...

Метод проектов в преподавании иностранных языков

Описывается метод проектов на уроках английского языка в 5 классе...

Активные методы обучения в преподавании английского языка.

Активные методы обучения в преподавании английского языка.You are welcome…...

Метод проектов в преподавании английского языка

Метод проектов в преподавании английского языка...

Статья "Эффективные методы и приемы преподавания английского языка"

В данной статье рассмотрены основные вопросы преподавания английского языка, что делает ее актуальной для учителей и репетиторов, а так же для родителей и учеников....