Проектная деятельность в школе
материал на тему

Филиппова Татьяна Ивановна

Проектная деятельность в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost2.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Проектная деятельность в школе

                 

      В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в школе знания помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни? При традиционном обучении учащиеся способны в основном только к воспроизведению полученных знаний, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, они не могут применить их, так как в школе они не участвуют в деятельности, которая показывала бы применение полученных знаний на практике.

Поэтому наряду с традиционным обучением, стали использовать проектную деятельность.

 Именно проектная деятельность способна значительно повысить познавательную активность детей.

В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:

- направленность на достижение конкретных целей;

- координированное выполнение взаимосвязанных действий;

- ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

- в определенной степени неповторимость и уникальность.

       Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

. В чем же состоит эта активность? Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

Большие возможности для развития познавательной активности  школьников создает проектная учебная деятельность.

Но здесь возникают противоречия, связанные с необходимостью повышения познавательной активности учащихся через проектную деятельность и неразработанностью методики применения данного метода.

Разрешение противоречий предполагает рассмотрение проблемы. Как повысить познавательную активность школьников?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень развития познавательной активности  учащихся  в процессе проектной учебной деятельности.

Гипотеза исследования. Эффективность развития познавательной активности школьников на уроках окружающего мира повышается, если основу обучения составляет проектная деятельность. Но эффективность будет достигнута в том случае, если проектная деятельность:

- включает изучение обученности проектной деятельности  (ребенок делает то, что ему понятно);

- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью (ребенок делает то, что ему интересно);

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе (ребенок делает то, что ему знакомо).

Задачи исследования:
1. Теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода  обучения с целью повышения познавательной активности.

 2. Выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

 3. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития познавательной активности.

4. Определить содержание обучения окружающему миру через проектную деятельность, направленное на развитие познавательной активности.

5. Апробировать методику работы над проектом в условиях  класса.

6. Провести экспериментальную проверку эффективности использования проектной деятельности  для повышения познавательной активности школьников.

      Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции.

          Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

         Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

         В целом «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».

         Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

        Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

 .   Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

         Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

         В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

          По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде» (Чечель И.Д. Метод проектов //

 

          Включение  школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, что в конечном итоге повышает их познавательную активность.

          При организации проектной деятельности в школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности школьников.

         Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

        Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться  ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

         Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

       От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

        Кроме того, важно ставить вместе со  школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.  Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

        Большого внимания от взрослых требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

     Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности

       При правильной организации проектной деятельности  школьники с удовольствием включаются в тот или иной проект, постепенно овладевая данными умениями.

        Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности.

        Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

        Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

        Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.

родители.

   Результативность.         

       Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей.

         С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.

         С точки зрения учителя, учебный проект – это эффективное средство повышения познавательной активности школьников.

       

При соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности школьников.

       

        «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский)

         Считаю, что  зажечь этот «факел» интереса к познанию нового у каждого школьника можно, во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

 

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Проектная деятельность в школе

О зарождении метода проектов и о его роли в сегодняшнем образовании...

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...