деловая игра «Еще не взрослые, но уже не дети»
методическая разработка на тему

Валентинова Галина Леонидовна

Игра поможет старшеклассникам осознать образ взрослости, а воспитателям детского дома организовать педагогическую поддержку, учитывая возрастные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Деловая игра «Еще не взрослые, но уже не дети»

Цель игры – совершенствование навыков конструктивного взаимодействия педагогов детского дома со  старшеклассниками.

Задачи:

  • ознакомить педагогов с феноменом – неравномерности развития старшеклассников; с психологическими особенностями старшеклассников;
  • помочь старшеклассникам осознать образ взрослости;
  •  научить анализировать и делать выводы по поводу социально-педагогической действительности и принимать конструктивные решения;
  • организовать фронтальное, групповое и межличностное взаимодействие по поводу конкретной социальной ситуации с целью поиска позитивного решения;
  •  реализовать педагогическую позицию: понимание, поддержка, интерпретация событий.

В игре принимают участие старшеклассники.

Ход игры:

  1. Сообщение темы. Приветствие.  

-Рада вас приветствовать  на заседании МО. Сегодня мы его проведем в форме деловой игры и поговорим о наших старшеклассниках, которые  уже не дети, но еще не взрослые.

 С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами.

При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо различать:
• хронологический возраст — прожитое человеком число лет;
• физиологический возраст — степень физического развития человека;
• психологический возраст — степень личностного развития;
• социальный возраст — степень гражданской зрелости.

Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком?  

Заходят старшеклассники.

  1. «Разогрев». Приветствие.

- Встаньте все, пожалуйста, в круг и по очереди каждый пожелает  друг другу то, что он хотел бы получить во время нашей игры.

3. Игра. Распределение по группам

Каждый в начале нашей игры получил кружок.  Те, у кого красный – образуют команду «Дети», те, у кого синий – «Взрослые».  

4.  Задание Подумайте, какими чертами характера старшеклассники похожи на детей, а какими на взрослых.  Команда «Дети» находит черты ребенка, команда «Взрослые» аналогичные своему названию. (на карточках: - ответственность, - инициативность, - самостоятельность, -  зависимость, -  несамостоятельность, - безответственность, - умение признавать свои ошибки, -не умение сдерживать эмоции, желания; -развита саморегуляция, воля; -внушаемость, подражаемость; -чувствуют свою индивидуальность; - мечтательность; -слабоволие, - широта кругозора, - наличие жизненных планов, -мечтательность, - собственные взгляды, мнение;  - потребность в понимании, -инфантильностью суждений и действий, -безынициативность, - наивность, - беспечность, - поверхность чувств; - вранье, гипертрофированные фантазии; - вспыльчивость, обидчивость; - эгоизм, -поверхностность суждений,-иждивенческая позиция)

А теперь вам нужно инсценировать поведение старшеклассника – ребенка и старшеклассника-взрослого

5.Напишите «+»и «-«   состояния «ребенок» и «взрослого» у старшеклассника.

Подумайте над последствиями  детскости в поведения у старшеклассника и о преимуществах поведения «взрослого».

6. Педагогические ситуации

А теперь я предлагаю вам педагогические ситуации, которые вам нужно будет инсценировать с позиции «взрослого» и с позиции «ребенка»

- Старшеклассник пришел в школу с невыученными уроками.

- Опоздал в детский дом

- Вкусный обед. Все ребята еще не пришли, а на столе вкусные котлеты, рассчитанные на каждого. 

Задача старшеклассника — осознать свой образ взрослости, понять, какой я есть, каким я хочу быть, что мне нужно для этого сделать, как мне относиться к разным жизненным ситуациям и как вести себя в них. Задача взрослого человека (родителя, воспитателя, учителя) — помочь старшекласснику понять себя, свои особенности, осознать свои мечты и желания, а в дальнейшем и воплотить их в жизнь. Такой взрослый станет настоящим другом, наставником, от которого подросток не отвернется, а будет постоянно советоваться в принятии решений.

7. Мини-проект

Как мы можем помочь нашему старшекласснику стать взрослой личностью?

Посмотрите на модель выпускника детского дома, а также на умения и качества, необходимые человеку в 21 века, выберите то качество, которое вам нравится. Мы сейчас попробуем в каждой группе создать мини-проект. Цель вашего проекта, это то качество, которое вы бы хотели развить у воспитанников. Поставьте задачи, максимум 3, это пути достижения цели. Например, если вы выбрали развить коммуникативные умения, то чтобы достичь этой цели какие мы задачи поставим? 1.

Далее напишите в соответствии с задачами, мероприятия, которые помогут вам достичь цели. Защита мини-проектов.

8. Рисунок эмблемы выпускника  

Нарисуйте  эмблему выпускника, можно придумать и девиз.

9. Обратная связь

   Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на   вопросы:

- чем полезна именно для вас данная встреча;

- ваши пожелания на следующее МО.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....

Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

"Где логика", игра на знание правил дорожного движения для детей и взрослых

Логическая игра на знание правил дорожного движения "Где логика" позволяет заинтересовать аудиторию и привлечь внимание к соблюдению ПДД...

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей).

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей)....

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....