ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 класс 4 часа в неделю
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме

Лисица Зоя Петровна

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5–9 классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа является примерной и служит ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников. Она не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим. На ее основе могут быть созданы авторские программы и учебники, в которых найдут отражение различные теории и практические методики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края

    РАССМОТРЕНО                                                              СОГЛАСОВАНО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО русского

языка и истории                                                                 заместитель директора по УВР                                              директор МКОУ «СОШ №9»                                                                                  

«____»  августа  2013 г.                                                          «___»  августа 2013 г.                                                              «____» сентября 2013 г.

                                                                                                                                                                                                   Приказ № _____

Протокол № _______                                                        _____________________                                                       ______________________

________ Лисица З.П.                                                                 Мелихова В.А.                                                                          Глебова В.С.

           

                             

Рабочая программа

по русскому языку

8 классе

Срок  реализации: 2013 – 2014 учебный год

                                                     

                                                           

   

                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                            Лисица Зоя Петровна

                                                                                                                               учитель русского языка

                                                                                                                             и литературы.


п/п

Система уроков

Дидакти-
ческая

модель

обучения

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Дата проведения

 

Компетенции

Учебно-познавательная

Домашнее задание

   план

  факт

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                                            Повторение изученного в 5–7 классах (13 часов)

1

Функции русского языка в современном мире.

Цель: знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа

с книгой

Групповая

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Уметь написать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”.

I группа – ответ по теме урока;

II группа –

 упр. 4, стр.4 (наизусть высказывание)

02.09.

2

Повторение.  Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Цель:, учить разграничивать знаки препинания по функциям.

Объяснительно-иллюстративная.

Таблица “Разделы науки о русском языке”

Беседа, работа

с книгой, текстом

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические);

соблюдать в практике письма основные правила орфографии

Уметь анализировать тексты с точки зрения богатства и выразительности русского языка.

Группа «А» - упр.11, стр.9;

Группа «Б» - упр.8 или 10(I абзац), стр.8-9.

04.09.

3

 Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Цель:, учить разграничивать знаки препинания по функциям, объяснять синтаксические условия употребления знаков препинания; продолжить знакомство с основными разделами науки о русском языке; анализ текстов, знакомство с изобразительно-выразительными средствами (ИВС)

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуально-групповая

Знать функции знаков препинания, синтаксические условия употребления знаков препинания. Уметь разграничивать функции знаков препинания, объяснять  синтаксические условия употребления знаков препинания.

Уметь составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Стр.7, упр.6-закончить предложение.

Стр.8-9 (словарные слова)

05.09.

        

        4

Повторение.  Знаки препинания в сложном предложении.

Цель: повторить все разделы русского языка, закрепить практические знания пунктуационных пластов; повторить синтаксический разбор предложения.

Объяснительно-иллюстративная.

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуально-групповая

Знать пунктуационные и синтаксические  пласты современного русского языка.

Продуктивный

Стр.3-12 (повторить), упр.17, стр.13. Подготовить рассказ о сложном предложении.

06.09.

5

Повторение. Типы сложных предложений.

Цель :познакомить учащихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности; со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений.

Объяснительно-иллюстративная.

Таблица морфологических признаков частей речи

Беседа, демонстрация, практикум.

Схема лингвистического анализа текста

Индивидуально-групповая

Знать типы и признаки сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соотносить содержание с графической схемой, правильно употреблять разделительные и выделительные запятые.

Уметь проанализировать по схеме предложения художественного текста; объяснить

с помощью словаря значение слов. (Я), (К)

Продуктивный

Выписать 7 сложных предложений из «Слово о полку Игореве».

09.09.

6-7

Повторение. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать  повторить с учащимися условия выбора Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий.

Уметь отрабатывать умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм, разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и слова категории состояния.

Стр.16, упр. 25(составить орф.дик. на тему из 20 слов);

Стр.15, упр.21, составить рассказ на изучаемую тему.

11.09.

12.09.

8

Развитие речи: подготовка к домашнему сочинению о пользе знаний.

Цель: систематизировать навыки собранного учащимися материала публицистического характера; редактировать собственный текст сочинения 

 

Творческая

Организация совместной учебной деятельности

групповая

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. (Я),  

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, сочинение).
(К), (Р)

Продуктивный

Стр.20, упр.36 (соблюдать нормы построения текста)

13.09.

9-10

Развитие речи: Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26)

Цель: систематизировать навыки отобранного учащимися материала; редактировать и писать текст от 3-го лица.

Творческая

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. (Я),  

Уметь сокращать текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ).
(К), (Р)

Продуктивный

Стр.16, упр.23.

16.09.

18.09.

11

Повторение. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи

Уметь различать приставку НЕ и частицу.

Стр.18(правило) упр.31, стр.19.

19.09.

12-13

Контрольный диктант по теме “Повторение изученного в 5–7 классах” с граммат. заданием. Анализ диктанта.

Цель: выявление уровня усвоения изученного материала.

Репродуктивная

Тренинг, практикум

Индивидуальная,

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста.

 Опережающий тест

по теме. (Я), (Р)

Продуктивный

Стр.20, упр. 34

Стр.20, упр.35.

20.09.

23.09.

Синтаксис и пунктуация (97 часов). виды и средства синтаксической связи. Словосочетания (6 часов)

14

Основные единицы синтаксиса.

Цель: углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; дать понятие о видах и средствах синтаксической связи

Объяснительно-илл.

Опорные записи;

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.

Уметь вычленять словосочетание из предложения

Продуктивный

Уметь подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, обогащения ее. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.21 – 22(учить), стр.23, упр.40.

25.09.

15

Текст как единица синтаксиса. Цель: познакомить со способами подчинительной и сочинит. связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по признакам.

Уметь анализировать текст с лексико-орфографическим заданием.

По карточкам (анализ стихотворения Б. Ручьева «Как нужно выражать свои мысли»)

26.09.

16

Предложение как единица синтаксиса. Цель: выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории; приобрести

пунктуационные навыки и навыки построения схем 

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

 Знать: познакомить учащихся с предложением – одной из основных единиц синтаксиса.

Уметь соотносить содержание предложения с фрагментом действительности, разграничивать текст.

 Стр.27(учить), упр.52, стр.28.

27.09.

17-18

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетания из предложений; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительной речи

Стр.28-31(учить), упр.55,

стр.29-30.

Стр.31-33(учить), упр.63, стр.33.

30.09.

02.10.

19

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать способы связи главного и зависимого слова в словосочетании; виды подчинительной связи.

Уметь  составлять словосочетания по заданным схемам; определять вид подчинительной связи.

Стр.33-34(учить), упр.71, стр.37; стр.38 – к/вопросы.

03.10

                                предложение как основная единица синтаксиса (6 часов)

20

Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Цель: познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения

Объяснительно-иллюстративная.

В\ф “Синтаксис и пунктуация”, ч. 1

Беседа, работа

с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

Уметь работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений.
(
Я), (К)

Продуктивный

Стр.38-39, упр.73, стр. 38.

04.10.

21

Основные виды простого предложения. Двусоставные

и односоставные предложения.

Цель: знакомство с двусоставными простыми предложениями; формирование умения выделять грамматические основы предложения, находить двусоставные и односоставные предложения 

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа

с книгой,

демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь вычленять односоставные и двусоставные

Предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор простого предложения. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь писать сочинения-миниатюры (“Прогулка”) с употреблением односоставных и

двусоставных предложений; работать с художественным текстом изучаемого произведения.

Стр.39-41 (учить),  упр.77.

07.10.

22

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Цель: знакомство с прямым и обратным порядком слов, логическим ударением в предложении; формирование умения находить примеры в тексте

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст.

Уметь использовать поэтические тексты, работать со стихотворением. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.39-42 (учить), упр.87, стр.44.

09.10.

23

 Простое предложение. Тест.

Цель: систематизация сведений о простом предложении

Поисковая. Опорные записи, сводные таблицы, перфокарты

Организация совместной деятельности учащихся

Групповая

Знать: строение и грамматическое значение предложений

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма

Уметь определять предложения по наличию грамм. основ орфограммы. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.45, упр.89 (сочинение-описание).

10.10.

24-25

Контрольный диктант по теме: «Простое предложение»

Цель: выявление уровня усвоения изученного материала.  

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная

Уметь применять изученные правила на практике Предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор простого предложения.

Контроль полученных знаний

Стр.45, упр.89 (сочинение-описание).Составить диктант «Мои ошибки».

11.10.

14.10.

                                     

                                                    Двусоставные предложения. Главные члены предложения ( 10 часов)

26

Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения.

Цель: обобщение сведений

о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения

Объяснительно-иллюстративная. Опорные схемы

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь работать с текстом изучаемого художественного произведения; выписывать из произведения предложения с разными способами выражения подлежащего. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.46 (правило), упр.92,93, стр.47.

16.10

27

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Цель: знакомство со способами выражения подлежащего, видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

Репродуктивная

Упражнения, тре-нинг, практикумработа с книгой

Групповая

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.48-51, упр.95 (схемы), упр.100, стр.50.

17.10.

28-29

Составное глагольное сказуемое.

Цель: знакомство со способами выражения подлежащего, видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

Репродуктивная

Упражнения, тре-нинг, практикумработа с книгой

Групповая

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.48-51, упр.95 (схемы), упр.100, стр.50

Стр.51-53 (правило), упр.106.

18.10.

21.10.

30-31

Составное именное сказуемое

Репродуктивная

Упражнения, тре-нинг, практикумработа с книгой

Групповая

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.53-54(учить правило), стр.55-56, упр.112; подготовиться к тесту.

Стр.53-54(учить правило), стр.55,упр.111.

23.10.

24.10

32-33

Контрольный диктант

с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки тире в простом предложении

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. (Я), (Р)

Продуктивный

Уметь писать контрольный диктант выполнять грамматическое задание. (Я)

Продуктивный

Стр.56, упр.113.

Инд. карточки.

25.10.

28.10.

34-35

Тире между подлежащим

и сказуемым.

Цель: углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении

Поисковая. Опорные записи

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; со-ставлять предложения с грам-матическим заданием. (

Уметь писать сочинения-миниатюры с грамматическим заданием: использование тире (сочинение-миниатюра “Родина моя”). (Я), (К)

Продуктивный

Стр.56-57(наблюдение) стр.58, упр.116.

Стр.56-57 (повторить), стр.59, упр.120.

30.10.

31.10

                                              второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение (11 часов)

36

Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль

в предложении. Дополнение.

Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения

Поисковая.

Схемы обозначения второстепенных членов, в\ф “Синтаксис и пунктуация”, ч. 1

Проблемные задания

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь писать сочинения-миниатюры с грамматическим заданием (сочинение-ми-ниатюра “Прелесть осеннего дня”).

Участвовать (выступления, сообщения, анализ текста, обмен мнениями и т. п.) в интегрированном уроке русского языка и литературы.

Стр.60-62 (учить), стр.64, упр.128 или131 (по выбору); подготовить сообщение о словах предшественники, современники, искусство, искусный(происхождение).

01.11.

37-38

Согласованные и несогласованные определения.

Цель: обобщить и углубить сведения об определении:

1) различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения

Объяснительно-иллюстративная.

В\ф “Синтаксис и пунктуация”, ч. 1, схема выделения причас.

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.

Уметь использовать текст изученного литературного произведения; “собирать” эпитеты.

Подготовить индивидуальные сообщения по теме “Стилистические возможности определений”.

Стр.68-70, правило; упр.135(письм.) упр.136 (устно)

Стр.68-70, упр.138, стр.72.

11.11.

13.11.

39

Приложение как вид определения.

Цель: знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения

 

Объяснительно-иллюстративная.

В\ф “Синтаксис и пунктуация”, ч. 1

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

 

Индивидуально-групповая

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство

выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при

приложениях.

Уметь выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений.

 

Стр.73-74(правило), упр.142.

14.11.

40-42

Основные виды обстоятельств. Синтаксический разбор предложений.

Цель: путем сопоставления провести анализ двух второстепенных членов предложения

Проблемное изложение; тести-рование

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

Групповая

Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия.

Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга,; определять способ выраж. и роль в предложении.

Контрольный зачет по теме “Двусоставные предложения” (ИКТ – проводится на уроке информатики).

Стр.75(правило), упр.145 или 146.

Стр.75-79, повторить правила, упр. 159 на стр.79.

Стр.79-80, упр.160.

15.11.

18.11.

20.11.

43

Повторим орфографию (текущий контроль).

Цель: систематизировать сведения о правописании причастий и деепричастий; повторить правила и способы действия по их применению 

Поисковая. Перфокарты, в/ф “Секреты орфографии”

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфогр.

Уметь составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить примеры в тексте художественных произведений.

П.17-28, упр.168 или 169(по выбору)

21.11.

44

Контрольный диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пункт-я).

Уметь применять изученные орфограммы и пункт.

Уметь писать контрольный диктант, выполнять грам. зад., применяя изученные орфограммы и пунк.

Индивидуаль-ные карточки.

Стр.82-83, к/вопросы.

22.11.

45-46

Развитие речи: изложение

с элементами сочинения “Обыкновенный человек”.

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; определить тему и основную мысль текста

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические

и пунктуационные).

Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

Уметь писать сочинение на морально-этическую тему по материалам прослушанного текста.

 

 Стр.83, упр.165

Стр.83, упр.166.

25.11.

27.11

                                                                           Односоставные предложения (12 часов)

47

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Цель: знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений.

Объяснительно-иллюстративный.

 “Синтаксис и пунктуация”, ч. 1, схема

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.

Интеграция с уроками литературы.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений (тексты).

П.30, стр.84-85, упр.173.

Стр.89-91, упр.187.

28.11

48-49

Неопределенно-личные предложения.

Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям 

Поисковая. Опорные записи

Проблемные задания

Групповая

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

Интеграция с уроком литературы.

Рассуждения на тему “Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределенно-личных предложений?”.

Стр.92-93, упр.190.

Стр.92-93, упр.192.

29.11

02.12.

50-51

Безличные предложения.

Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.  

Уметь писать сочинения-миниатюры с использованием безличных предложений (сочинение-миниатюра “Осенний дождь”

Стр.94, упр.201.

Стр.95, упр.205.

04.12.

05.12.

52

Назывные предложения.

Цель: знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения

Уметь использовать поэтические тексты; писать сочинения-миниатюры с использованием назывных предложений (“Русское поле”).

Стр.86, правило; упр.177

06.12.

53-54

Развитие речи: микротема, микротекст.

Цель: иметь общее представление о понятиях; формировать навыки построения текста, определения в тексте микротем.

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуально-групповая

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов.

Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, совершенствовать и редактировать собственный текст.

Уметь писать сочинение по картине (сочинение по картине Левитана “Золотая осень”).

Упр.207, стр.97

Упр.210, стр.97-98

09.12.

11.12

55

Обобщение по теме “Односоставные предложения”.

Цель: систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.
 

ИКТ: контрольный зачет по теме (совмещен с уроком информатики).

Уметь составлять текст по теме.  

Стр.93, упр.195

12.12.

  56

Особенности строения полных и неполных предложений. Синтаксический и пун-ктуационный разбор.

Цель: знакомство с неполными П., сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных П. в тексте худож-го произведения, проводить синт. и пунктуационный разборы

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать особенности и функции неполных П.

Уметь находить их в тексте; заменять неполные П.  сино-нимичными полными, раз-личать назывные П.  и не-полные двусоставные П.; проводить синтаксический и пунктуационный разборы П.

Интеграция с уроком литературы.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности неполных предложений.  

Стр.98, упр.213 на стр.99.

13.12.

57-58

Контрольный диктант

с грамматическим заданием и его анализ. Тема “Односоставные предложения”.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять само-контроль; находить ошибки.

Стр.101, упр.216

Стр.102, упр.218.

 

16.12.

18.12

         

                                                        Предложения с однородными членами (16 часов)

59.

Понятие об однородных членах предложения.

Цель (на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуацион.. разбор, уместно использовать предложения с однородными членами в тексте

Объяснительно-иллюстративная.

Схемы, таблицы

 

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

 

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

 

Интеграция с уроком литературы.

Уметь “видеть” однородные члены предложения в рассказе (рассказ Л. Н. Толстого “После бала”), определять их роль.

 

Стр.104-105, упр203

19.12.

60

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями

Поисковая.

Схемы расстановки знаков препинания при однородных членах

Организация совместной учебной деятельности

Групповая, индивидуальная

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.  

Уметь писать сочинения-миниатюры с использованием предложений с однородными членами (написание сочинения-миниатюры “Все в лесу может обернуться сказкой”).

Стр.110

(правило), упр.238. 239.

20.12.

61-62

Развитие речи: изложение по тексту упр.242.

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; определять тему и основную мысль текста

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Продуктивный

Уметь писать сочинения с элементам описания по материалам прослушанного текста.

 

Стр.104-112, повторить правила, упр.241.

23.12.

25.12

63.

Однородные и неоднородные определения.

Цель: углубление понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно

Поисковая.

Опорные записи

Проблемные задания

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

Тестирование на знание правил постановки знаков препинания.

Использование текстов художественной литературы

Стр.114-учить, упр.245.

26.12

64-65

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Цель: систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

ИКТ: составление текста по теме “Однородные члены предложения”.

Продуктивный

Стр.117-учить, упр.253,254, стр.120.

Упр.264,265 (по выбору)

27.12.

13.01.

66

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Объяснительно-иллюстративная.

Схемы постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

Уметь раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составить предложение).
(Я), (К)

Продуктивный

Стр.125 – учить

Упр.272.

15.01.

67

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Объяснительно-иллюстративная.

Схемы постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

Уметь раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составить предложение).
(Я), (К)

Продуктивный

Упр.269,273, стр.126,128.

16.01.

68

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Цель: систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи

Поисковая.

Вводные таблицы, перфокарты.

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

Взаимозачет по карточкам  «Задание для соседа».

Стр.129 - 130, упр.277.

17.01.

69.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Цель:  познакомить с порядком устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами, научить производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Вводные таблицы, перфокарты.

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

Работа по индивидуальным карточкам.

Стр.130-132,

Упр. 280.

20.01.

70.

Повторение по теме: «Однородные члены предложения»

Цель: обобщить и систематизировать материал по теме, выявить пробелы в знаниях учащихся, подготовить к контрольному диктанту.

Поисковая. Перфокарты, в/ф “Секреты орфографии”

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфогр.

Уметь составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить примеры в тексте художественных произведений.

Стр.132, упр.282(схемы), упр.283.

22.01.

71-72    

Диктант и его анализ (с грамматическим заданием).

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

§40-46, упр.286, сообщение о слове соотечествен-ник

23.01.

24.01.

73-74

Развитие речи: изложение с элементами сочинения .

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; определять тему и основную мысль текста

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Продуктивный

Уметь писать сочинения с элементам описания по материалам прослушанного текста.

 

§40-46, стр.132-контрольные вопросы (ответить)

Работа со словами в рамочке, стр.135.

27.01.

29.01.

 

                                               ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ И УТОЧНЯЮЩИМИ ЧЛЕНАМИ (17 часов)

 

75-79

Обособление определений и приложений

Цель: усвоение общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными

с зависимыми словами 

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, кодированный диктант

Рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

Составление плана параграфа.

Выборочная работа из текстов художественной литературы

(И. С. Тургенев).

(Я), (К)

Продуктивный

§47, стр.135-136, правило, упр.288.

§48, стр.139, упр.293

Стр.146, упр.305

§50, стр.147-148(правило), упр.310.

§50, упр.307, стр.148.

30.01.

31.01.

03.02.

05.02.

06.02.

80-82

Обособлениые обстоятельства.

Цель: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

 Интеграция с уроком литературы.

Уметь выписать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме.

Контрольный зачет

в виде тестирования.
(
Я), (К)

Продуктивный

§51, стр.151

(правило), упр.315.

Стр.155, упр.322.

§50-51, упр.320.

07.02.

10.02.

12.02.

83

Обобщение по теме “Предложения с обособленными членами (урок-зачет).

Цель: проверить знание теоретического материала по теме, обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический

и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи.

Выборочная работа с текстами художественных произведений.

Уметь составлять связный текст в научном стиле речи об обстоятельствах и уточняющих членах предложения.
(Я), (К)

Продуктивный

§50-51, упр.321.

13.02.

84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Цель: систематизировать изученный материал о правописании наречий; повторить приемы, помогающие различить части речи; способы словообразования

Поисковая.

Сводные таблицы, перфокарты, кодированный диктант

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и  приемы; пользоваться определенными способами их применения.

Уметь составлять взаимодиктант по теме.
(Я), (К)

Продуктивный  

§53-54, упр.331,334.

14.02.

85-86

Контрольный диктант

с грамматическим заданием

по теме “Обособленные

члены предложения”.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить фор-

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять полученные материалы при решении яз. задач

Упр.319, правила

17.02.

19.02.

87-89

Обособление уточняющих членов предложения.

Цель: знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выра-

Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения по теме “Спорт”.
(Я), (К)

Продуктивный

§52, упр.326.

Упр.329, карточки

Упр.328, рассказ о словах

Ассортимент, металл.

20.02.

21.02.

24.02.

90-91

Развитие речи: сочинение по данному началу “О тех, кто защищал Родину?”.

Цель: формирование умения написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

Уметь подбирать эпиграфы к сочинениям, составлять рабочие материалы.

(Высказывание В. Шукшина о человеке и его назначении.).

(К), (ЦО)

Продуктивный

§47-52, карточки индивидуал-ные

26.02.

27.02.

                                         ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ. (7 ЧАСОВ)

92-93

Предложения с обращениями. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Цель: повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением

Репродуктивная

Репродуктивная

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора.

Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания.

Интеграция с уроками литературы.

Уметь находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять их роль.
(
Я), (К)

Продуктивный

§55-57, упр.347, стр.166-168, 170

§58, упр.360.

28.02.

03.03.

94-97

Предложения с вводными словами, словосочетаниями

и предложениями.  Особенности слов-предложений”. Междометия.

Цель: проверить знание теоретического материала по данной теме; обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания, использовать в речи

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями.

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.

Контрольный тест

§59,60,

стр.174-175, упр.369(письм) упр.370(устно)

§59,60, 61. Упр.378,383.

§62,стр.182, упр.390.

 §63-64.

Упр.397, стр.189

(вопросы)

05.03.

06.03.

07.03.

12.03.

98

Контрольный диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль.

§59,60,61,62,63,64. Упр.395,398.

.

13.03.

                                             СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. (12 часов)

99-101

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Цель: закрепление знаний о предложениях с прямой речью, формировать навыки знаков постановки в предложениях с прямой речью

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь применять изученные правила

Уметь составлять схемы предложений по данной теме

§65-68, упр.406.

§65-68, упр 403

Упр.405, правила

14.03.

17.03.

19.03.

102-104

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной .

Цель: научить отличать прямую речь от косвенной; ставить знаки препинания при прямой и косвенной речи

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь применять изученные правила

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь применять изученные правила

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь применять изученные правила

§69, упр 410, стр.197-198.

§70,правило

 упр 414,417.

§71, упр.420,421.

20.03.

21.03.

31.03.

105-107

Цитаты и знаки препинания при них

Цель: знакомство с цитатами; способами цитирования; формировать навыки постановки знаков препинания в предложениях с цитатами.

Поисковая, опорные записи

Лекция, беседа, работа с книгой

Групповая

Знать правила обособление цитат.

Уметь вводить цитату в авторскую речь

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с цитатами

Уметь применять изученные правила

§72,427(п), 424(у)

Стр.205,упр.426 правило,

Упр.430, стр.208.

02.04.

03.04.

05.04.

108-109

Повторение по теме «Способы передачи чужой речи»

Цель: систематизировать изученный материал о правописании предложений с прямой речью; повторить приемы, помогающие различить предложения с прямой и косвенной речью

Поисковая.

Сводные таблицы, перфокарты, кодированный диктант

Рассказ, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь применять изученные правила

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь применять изученные правила

§70-72, стр.208, упр.431.

Упр.429, схемы.

07.04.

09.04.

110

Повторение и закрепление изученного.

Цель: проверить полученные знания по пройденному материалу

 Поисковая

Проблемные задания

индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь  применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль.

Контрольный тест

§65-72, упр.433.

10.04.

                                                                            Повторение изученного в 8 классе (27часа)

111

Повторение. Словосочетание

Цель: выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории; приобрести

пунктуационные навыки и навыки построения схем

.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Индивидуальная

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью.

Уметь подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, обогащения ее. (Я), (К)

Продуктивный

Стр.212, упр.437, §73

11.04.

-112-114

Повторение. Типы сказуемых.

Цель: знакомство со способами выражения подлежащего, видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

Поисковая, опорные записи

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)

Продуктивный

§32-35, упр.434

Упр.437

Упр.199

14.04.

16.04.

17.04.

115-116

Повторение. Двусоставные предложения.

Цель: знакомство со способами выражения подлежащего, видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

Поисковая, опорные записи

беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого

Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)

Продуктивный

§17-29, упр.441.

Упр.442.

18.04.

21.04.

117-119

Повторение. Второстепенные члены предложения.         Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения

Поисковая, опорные записи

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки, определении, дололнение, обстоятельства

Уметь распознавать их среди других членов предложения . (Я), (К)

Продуктивный

Контрольный зачет по теме “Двусоставные предложения” (ИКТ – проводится на уроке информатики). (Я) (К)

Продуктивный

§23-29упр.446

Упр.448

Упр. 160

23.04.

24.04.

25.04.

120-122

Повторение. Односоставные предложения.

Цель: знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений

Поисковая, опорные записи

работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

Интеграция с уроками литературы.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений (тексты).

(Я), (К)

Продуктивный

§30-38,упр.449

Упр.451

Упр.204

28.04.

30.04.

05.05.

123-124

Повторение. Предложения с однородными членами.

Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями

Поисковая.

Опорные записи

Организация совместной учебной деятельности

Групповая, индивидульная

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

Уметь раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составить предложение).
(Я), (К)

Продуктивный

§40-46 упр.452

Упр.257

07.05.

08.05.

125-127

Итоговое сочинение-рассуждение на заданную тему 

Цель: формирование умения написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. (К)

Уметь подбирать эпиграфы к сочинениям, составлять рабочие материалы.

(Высказывание В. Шу-кшина о человеке и его назначении.).

(К), (ЦО)

Продуктивный

§40-46

(повторить правила)

12.05.

14.05.

15.05.

128-129

Повторение. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

Цель: повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением

Поисковая

Прблемные задания

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями.

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения

Контрольный тест

§55-64, упр.347

Упр.359.

16.05.

19.05.

130-131

Итоговый контрольный диктант

Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма.

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и  приемы; пользоваться определенными способами их применения.

§55-64.упр.362

Инд. карточки

21.05.

22.05.

132-134

Повторение. Предложения с обособленными членами

Цель: проверить знание теоретического материала по теме, обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами

Поисковая

Проблем-ные зада-ния

Групповая

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический

и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи.

Выборочная работа с текстами художественных произведений.

Уметь составлять связный текст в научном стиле речи об обстоятельствах и уточняющих членах предложения.
(Я), (К)

Продуктивный

§47-54,упр.299

Упр.301

Упр.307.

23.05.

26.05.

28.05.

135-136

Резервные уроки

Повторить правила

29.05.

30.05.

        

Примерная программа
основного общего образования
по Русскому языку

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5–9 классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа является примерной и служит ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников. Она не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим. На ее основе могут быть созданы авторские программы и учебники, в которых найдут отражение различные теории и практические методики.

Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса.

Структура документа.

Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может также определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5–9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются  базой  для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.

Ц е л и  обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в 5 классе – 210 час, в 6 классе – 210 час, в 7 классе – 140 час, в 8 классе – 105 час, в 9 классе – 70 час.

В примерной программе не отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа. Таким образом, примерная программа рассчитана на 661 час.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных   источников,  умение  работать  с  текстом),  организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа основного общего образования по английскому языку по иностранному языку для 5-9 классов

Пояснительная запискаСтатус документаПримерная программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам ос...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС) русский язык 5-9 классы

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями освоенияосновной образовательной программы основного общего образования, представленнойв Федеральном государственном образовательном стандар...

"Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 6 класса"

Рабочая программа по русскому языку составлена  на основе примерной программы по предмету русский язык....

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 8 класс

Рабочая программа основного общего образованияпо русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск 8 класс...

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 9 класс

Рабочая программа основного общего образованияпо русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск 9 класс...