Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения"
статья на тему

Мазова Елена Ивановна

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы на уроках производственного обучения

Мазова Елена Ивановна

Мастер производственного обучения

Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №2»

Самостоятельная работа обучающихся наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими методическими объединениями, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию,  при методическом руководстве преподавателя, мастера производственного обучения,  но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа обучающихся предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной,  профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускники лицея должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый он был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы обучающихся, а педагог

 лишь организует познавательную деятельность обучающихся. Обучающийся сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста. Поэтому в каждом учебном заведении, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы обучающих под руководством преподавателей.

Организация самостоятельной работы состоит из следующих этапов:

*Планирование самостоятельной работы обучающихся;

*Организация самостоятельной работы;

*Методы и средства контроля процесса и результатов;

При переходе школьников в  статус студентов обучающиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. И в этом случае педагог может выступать в качестве консультанта.

В своей работе как мастер производственного обучения в группе по профессии «Бухгалтер» я провожу как аудиторную, так и внеаудиторную работу. Аудиторная самостоятельная работа проходит под руководством мастера.

Цель аудиторной работы – закрепление учебного материала полученного на уроках теоретического обучения. Для этого я использую различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к  лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, составляются разного уровня  инструкционные карты, алгоритмы выполнения заданий, практические работы, индивидуальные карты. Но для того, чтобы развивать как общие, так и профессиональные компетенции в соответствии с повышенными требованиями стандарта необходимо проводить внеаудиторную работу. Для этого необходимо определить перечень практико-ориентированных заданий. На первом курсе (производить группировку хозяйственных средств и источников их образования по статьям, составлять бухгалтерский баланс, составлять бухгалтерские проводки, шахматную оборотную ведомость, заполнять Главную книгу, решать задачи по учету процесса производства и реализации, составлять инвентаризационно - сличительную ведомость). На втором курсе (заполнять документы, журналы-ордера, составлять кредитный договор, производить расчет амортизации и т.д.). На третьем курсе (исчислять себестоимость продукции растениеводства, животноводства, производить учет затрат и учет расчетов на предприятиях). На четвертом курсе (начислять заработную плату, вести учет затрат в жилищно-коммунальных хозяйствах, предприятиях общественного питания и т.д.)

Когда обучающиеся выходят на производственную практику для них разрабатываю перечень письменных работ, составляются графики самостоятельной работы на период прохождения практики и приложением учебной программы. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться мастером. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Методическое обеспечение организации состоятельной работы

*Цель выполнения учебной деятельности (что будет уметь и знать обучающийся по окончанию работы);

*Этапы работы;

*Система оценивания (в баллах);

*Теоретический материал необходимый для изучения;

*Пакеты заданий разных уровней (где описывается алгоритм выполнения заданий);

*Контрольные тесты (входной и выходной контроль, задачи различной сложности, критерии оценки).

В качестве методических рекомендаций мною разработаны :

1. Рабочая тетрадь

2.  Перечень основной и дополнительной литературы

3. Оценочные листы

Весь этот комплекс направлен на развитие общих компетенций:

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

-  организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда

 и профессиональных компетенций:

- соблюдение служебного этикета, норм и правил поведения и общения в деловой профессиональной обстановке

- пользование нормативными, правовыми документами и инструкциями;

- выполнение операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств;

- ведение кассовой книги;

- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- составление бухгалтерской и статистической отчетности;

- проведение инвентаризации имущества и обязательств

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся на уроках производственного обучения, а тем более ее организация мастером, является неотъемлемой и наиболее важной частью формирования у обучающихся различного рода компетенций, в особенности профессиональных и коммуникационных компетенций. А данные компетенции являются основными в работе бухгалтера. 

Список использованных источников.

Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.

http://www.openclass.ru/weblinks/98718 – Кормильцева Л.А., Организация самостоятельной работы.

http://in1.com.ua/article/24699/ – Самостоятельная работа учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Самостоятельная работа учащихся в процессе дифференцированного обучения"

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного...

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения в группе с ограниченными возможностями здоровья».

Активизация учащихся в процессе производственного обучения способствует самостоятельному и творческому выполнению ими под руководством мастера учебно - производственных работ, направленному на успешно...