Проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации
проект по теме
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
1.2. Цели и задачи проекта.
1.3. Участники проекта.
2. Теоретическое обоснование проекта.
2.1. Принципы, направления работы, лежащие в основе проекта.
2.2 Ожидаемые результаты.
2.3. Основные формы работы.
3. Содержательный раздел.
3.1. Тематическое планирование.
3.2. Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации
«Школа молодого педагога»
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
1.2. Цели и задачи проекта.
1.3. Участники проекта.
2. Теоретическое обоснование проекта.
2.1. Принципы, направления работы, лежащие в основе проекта.
2.2 Ожидаемые результаты.
2.3. Основные формы работы.
3. Содержательный раздел.
3.1. Тематическое планирование.
3.2. Список литературы.
- Пояснительная записка
- Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны:
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника; с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования. Молодые специалисты испытывают затруднения в применении полученных теоретических знаний, возникает комплекс симптомов «немотивированного педагога»: отсутствие познавательных интересов, безынициативность, неуверенность, а затем пассивность в своей работе.
Методическое руководство становлением молодого педагога как компетентного специалиста будет эффективным только при условии обновления самой методической работы, где функция контроля сменяется функцией оказания методической помощи педагогам, с тем, чтобы сформировать у них самостоятельное творческое поведение. С этой целью необходима новая технология методической работы в образовательном учреждении: работа на доверии, оказание практической помощи.
Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.
- Цель:
- Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
- Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
- Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
- Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
- Участники проекта: молодые специалисты
- Теоретическое обоснование проекта.
Состояние проблемы профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов на современном этапе.
Проблема профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов приобретает особую актуальность на современном этапе социально-экономического реформирования общества, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогу особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы они имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Результаты исследований показывают, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создать в ДОУ необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Под профессиональной адаптацией молодых педагогов понимается сложный динамический процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков, в результате чего происходит видоизменение педагога с целью эффективного профессионального функционирования.
Управление процессом адаптации имеет социальные, психологические, педагогические и экономические аспекты. Адаптация как психологическая проблема должна гарантировать начинающему педагогу минимум ошибок и неудач в самостоятельной педагогической деятельности, побуждать на положительный эмоциональный настрой, возбуждать чувство удовлетворенности своей работой. Остальные аспекты выражаются в качественных и количественных показателях педагогического труда. Следовательно, адаптация молодого специалиста к педагогической профессии представляет собой процесс преодоления затруднений в работе через освоение нового дела. Успешность завершения процесса приспособления к педагогическому труду зависит от условий, особенностей профессии воспитателя и личностных качеств начинающего педагога.
Приспособление молодого педагога к труду в образовательном учреждении - насущная проблема современного этапа развития образования. Стихийность протекания адаптации молодого педагога приводит к большим потерям как в личностном, так и общественном плане. Начинающий педагог допускает ошибки, "брак" в воспитании и обучении детей, осложняются взаимоотношения с детьми и коллегами, возникает эмоциональная напряженность и, как следствие, длительность приспособления. В таких случаях молодой педагог нередко стремится переменить место работы, отказывается от педагогической деятельности. Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.
Суть, этапы, уровни и содержание профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит четыре этапа. Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента.
Адаптационный период – это один из наиболее сложных периодов в становлении специалистов. Одним из критериев социально-психологической адаптации педагогов является удовлетворенность условиями труда, своим положением в коллективе, содержанием работы и т.д. Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические. Анализ конфликтных педагогических ситуаций повышает информированность педагогов о возможных напряженных ситуациях будущей деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения.
В решении проблемы адаптации также существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Наставничество - динамичный процесс, который обеспечивает восхождение молодого учителя к вершине профессионализма, на основе ценностного отношения к профессии педагога, творческой активности, внутренней мотивационной позиции. Ведь от хорошего братца можно и ума набраться. Кроме того, наставничество представляет собой сложное системное явление, характеризующееся совокупностью отношений между его элементами, сохраняющих устойчивость в процессе изменения и развития.
Профессиональное самовоспитание способствует повышению эффективной деятельности педагога, приобретению целеустремленности, активности в овладении педагогическим мастерством. Отсутствие самовоспитывающей деятельности может привести молодых педагогов к становлению пассивной личности, неспособной к созидательной деятельности.
Поэтапная система начальной профессиональной адаптации начинающих педагогов, основывающаяся на наставничестве и самовоспитании.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
1-й этап – адаптационный.
2-й этап – основной (проектировочный).
3-й этап – контрольно-оценочный.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
2.1. Принципы, направления работы, лежащие в основе проекта.
Деятельность «Школы молодого педагога» строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов, несмотря на возраст;
- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
- принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
Работа предполагает овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся: и работа с книгой, и решение педагогических и психологических задач, и выполнение специальных упражнений, и педагогическая саморегуляция.
Направления работы:
- Организация учебно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе психолого-педагогических знаний.
- Знакомство педагогов с методическими приёмами, технологиями.
- Работа с детьми и родителями, овладение коммуникативной культурой.
- Знакомство с основами делопроизводства при организации учебно-воспитательного процесса.
- Ожидаемые результаты.
- Психолого-педагогическая адаптация молодых педагогов, успешное вхождение их в новый коллектив, овладение коммуникативной культурой в общении с педагогами, детьми, родителями.
- Овладение педагогами методами и приёмами сопровождения детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников.
- Овладение приёмами для создания собственных методических разработок, использование современных технических средств обучения. Рост профессиональной компетентности молодых педагогов.
- Основные формы работы ШМП.
- Анкетирование, тестирование.
- Консультации, беседы
- Методические рекомендации
- Мини дискуссии
- Дискуссии
- Блиц - опросы
- Семинары
- Практические консультации
- Индивидуальные консультации
- Взаимопосещения
- Деловые игры
- Круглые столы
- Мастер – классы
- Содержательный раздел.
3.1.Тематическое планирование.
Количество заседаний ШМП | Тема заседаний ШМП | количество занятий | |||||
в месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | в год | ||
2 | 1 | 1 | 18 | ||||
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №655. Федеральные государственные требования. 2.Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах в соответствии с ФГТ. | 2 | ||||||
1. Особенности планирования образовательной деятельности в рамках ФГТ. 2.Интеграция непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Оформление календарного плана. | 3 | ||||||
1. Семинар-практикум Разработка сценариев НОД. 2.Консультация «Организация и проведение прогулок в зимнее время». | 3 | ||||||
1.Презентация методического кабинета. Раздел «Методическая литература по организации игры». 2.»Игра в жизни ребенка». Консультация для родителей. | 2 | ||||||
1.Учимся сотрудничать с родителями (проблемы, пути решения). 2. Анкетирование «Проблемы, затруднения в работе». | 3 | ||||||
1. Круглый стол. Вопрос-ответ (по анкетам). | 1 | ||||||
1. Мастер-класс. Наши руки не знают скуки. | 2 | ||||||
1. Организация летне-оздоровительного периода. | 2 |
3.2. Список литературы.
1.Старший воспитатель дошкольного учреждения №12 2008г.
2.Старший воспитатель дошкольного учреждения № 3 2010г.
3. Дошкольное воспитание №1 2008г.
4. Старший воспитатель дошкольного учреждения №10 2008г.
5.Старший воспитатель дошкольного учреждения № 5 2010г.
6. Управление дошкольным образовательным учреждением №7 2012 г.
7. Методист №8 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагогов. Роль РМО в подготовке и переподготовке кадров.
Данная статья обобщает положительный опыт работы районного методического объединения учителей иностранного языка Лежневского района Ивановской области....
Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС
Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтения...
Методическое сопровождение педагогов УДОД
Миссия методической службы в условиях УДОД...
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Методическое сопроождение педагогов в условиях ФГОС...
Программа мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период
Программа организации и мониторинга профессиональных достижений, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период разработана с целью системной деятельности по созданию условий для пов...
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение педагога в период аттестации"
В условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагог...
Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...