Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение педагога в период аттестации"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iar_edomenkova_l.a.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области
Учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр Федераций организаций профсоюзов
Оренбургской области»
Методическое сопровождение педагога в период аттестации
Итоговая аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки
«Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»»
Исполнитель: Л.А. Едоменкова
Руководитель: Н.А. Сергеева
Оренбург 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
3 6 6 10 13 17 19 19 19 24 28 31 33 35 36 39 41 44 |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Актуальность построения системы организационно-методического сопровождения педагога в период аттестации ….……
- Нормативно-правовое сопровождение аттестации педагогических работников………….…………………………………..
- Теоретическое обоснование процесса методического сопровождения в межаттестационный период……………………..
1.3 Принципы формирования готовности педагога к предстоящей аттестации…………………………………………………………………..
1.4 Педагогические подходы в подготовке педагога к предстоящей аттестации…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Анализ системы организационно - методического сопровождения процедуры аттестации педагогических кадров в учреждении дополнительного образования детей……………………….
2.1 Направления деятельности методической службы……………..
2.1.1 Диагностико-аналитический компонент…………………………...
2.1.2 Информационный компонент………………………………………...
2.1.3 Организационно-методический компонент………………………..
2.1.4 Учебно-методический компонент………………………………….
- Психолого-педагогический компонент………………………………
2.2 Изменения в организационно-методическом сопровождении аттестации педагогов………………………………………………………
2.3 Структура формирования плана индивидуального маршрута
педагога в подготовке к аттестации……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ.………………………………………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
В Основных направлениях модернизации системы дополнительного образования детей в числе приоритетных мер, нацеленных на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования, выделены создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, разработка государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех уровней.
Переход от внешкольной работы с учащимися к дополнительному образованию детей неизбежно порождает проблему подготовки педагогов дополнительного образования и переподготовки руководителей кружков учреждений внешкольной работы. Несоответствие образовательных потребностей педагогов дополнительного образования, содержания и форм существующей системы подготовки и повышения квалификации обуславливает необходимость определения современного содержания, эффективных форм и методов развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях образовательной организации. Наиболее эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагога является методическое сопровождение в межаттестационный период.
Кадровая политика современного руководителя строится не только на серьезном подборе, подготовке, организации деятельности педагогов, но и предъявляются особые требования к оценке их работы. Поэтому значение аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника образовательного учреждения повышается. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению методической, психолого-педагогической системы сопровождения процедуры аттестации педагогических кадров в учреждении дополнительного образования детей.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выявить следующие противоречия между:
- необходимостью изменения традиционной системы организационно-методического сопровождения аттестации в качественно-новую многофункциональную систему и недостаточностью системного научно-обоснованного проектирования этого процесса;
- необходимостью трансформации традиционной системы организационно-методического сопровождения аттестации и отсутствием специальных программ психологической подготовки педагогов к аттестации, методических программ подготовки экспертов и т.д.
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать тему исследования: «Методическое сопровождение педагога в период аттестации».
Цель исследования - создание комплекса организационно-содержательных условий для успешного прохождения аттестации педагогическими работниками учреждения дополнительного образования, а также подготовки других педагогов к будущей аттестации.
Объект исследования – процесс прохождения аттестации педагогическими работниками учреждения дополнительного образования.
Предмет исследования - условия успешного прохождения аттестации педагогическими работниками учреждения дополнительного образования.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Задачи:
- Изучить нормативные и методические подходы в сопровождению педагогов дополнительного образования в период аттестации;
- Разработать организационно-методические материалы по сопровождению педагогов дополнительного образования ЦВР «Подросток» в период аттестации.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемая система организационно - методического сопровождения процедуры аттестации педагогических кадров в учреждении дополнительного образования детей может быть использована при организации работы методических служб общеобразовательных организаций.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Базой исследования является Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Подросток», расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Курочкина 2.
Глава 1. Актуальность построения системы организационно-методического сопровождения педагога в период аттестации.
- Нормативно-правовое сопровождение аттестации педагогических работников.
Содержание деятельности методических служб в образовательных учреждениях, а также в методических центрах или кабинетах определяется социальным заказом на основе инновационных преобразований, происходящих в системе образования. Одним из нововведений, повлекших за собой модернизацию методической службы на всех ее уровнях, явился Порядок аттестации педагогических работников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность").
Аттестация педагогических кадров – это процесс, результатом которого является объективное заключение о качестве педагогической деятельности работника, сделанное на основании заранее разработанных критериев в соответствии с должностными обязанностями сотрудника и сопоставления современных требований к оценке профессиональной деятельности с достигнутыми педагогическими результатами.
Цель аттестации: определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
В процессе аттестации определяется:
- квалификация педагогического работника;
- уровень его профессиональных знаний и умений, способностей и качеств;
- умение вести исследовательскую работу, сопоставлять, анализировать, обобщать;
- знание предмета своей деятельности;
- личностные и деловые качества педагога.
Основные задачи аттестации:
- Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста.
- Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
- Повышение эффективности и качества педагогической деятельности.
- Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.
- Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
- Обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Внедрение предложенной далее системы организационно-методического сопровождения педагога в период аттестации в учреждении дополнительного образования позволяет создать оптимальные условия, благоприятные для успешного внедрения в практику нового порядка аттестации педагогических работников, который предусматривает:
- отмену оформления результатов аттестации в форме аттестационного листа;
- запрет продления действия квалификационных категорий;
- закрепление полномочий аттестационных комиссии организаций давать рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС и профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности;
- новый порядок аттестации применяется при аттестации педагогических работников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Новый порядок предусматривает также всестороннюю оценку основных направлений деятельности педагога:
- владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности;
- продуктивность и эффективность методической деятельности;
- продуктивность и эффективность образовательной деятельности.
Успешная реализация педагогом указанных направлений является показателем высокой степени сформированности его профессиональной компетентности, определяющей ту или иную квалификационную категорию. При этом важно отметить, что конечной целью аттестации является не столько оценка уровня квалификации педагога, сколько его личностный и профессиональный рост.
Существует два вида аттестации: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.
Для педагогических работников установлены принципы добровольности, открытости и коллегиальности прохождения аттестации.
Рассматривая аттестацию как процесс, результатом которого является объективное заключение об уровне (качестве) педагогической деятельности работника, сделанное на основании сопоставления современных требований с достигаемыми педагогическими результатами и выводов по итогам самодиагностики специалиста и всестороннего изучения, измерения, анализа и оценки его профессиональной деятельности, необходимо подчеркнуть важную функцию системы организационно-методического сопровождения.
Система – (от греч. Systema - целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. (Энциклопедический словарь) [22]
Система – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. (Ожегов, Словарь русского языка) [21]:
- части системы образуют целое благодаря связям между ними (внутренние связи частей сильнее, существеннее, важнее, чем внешние, что и обеспечивает целостность системы);
- система не изолирована от среды (связана со средой, существует в ней, взаимодействует с ней, обменивается со средой информацией);
- система в целом обладает такими свойствами, которых нет (и не может быть) у составляющих ее частей, свойства системы не сводятся к свойствам ее частей, не являются простой совокупностью этих свойств, система выделена как носитель этих качественно новых свойств;
- изъятие части из системы приводит к потере существенных свойств (становится другой системой), более того, часть, изъятая из системы, также теряет свои свойства, которые могли реализовываться до тех пор, пока эта часть находилась в системе;
- открытость системы (система в свою очередь входит в какую-то большую систему, является частью этой системы).
Задача методической службы - создать слаженную систему организационно-методического сопровождения педагога в процессе аттестации.
Аттестация педагогов образовательной организации проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Приказ Минобрнауки РФ №276 от 07 апреля 2014 года. Зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарег. Минюстом Р.Ф. 06.10.2010 г., рег. № 18638) Приказ от 31 мая 2011 г. № 448н (зарег. Минюстом Р.Ф.01 .07. 2011 г., рег. № 21240).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Теоретическое обоснование процесса методического сопровождения в межаттестационный период.
В условиях нового порядка аттестации становятся актуальными готовность и способность методической службы увидеть и оценить личностный и профессиональный потенциал аттестуемого педагога, создать условия для его максимально полной реализации, оказать реальную помощь в организации планомерной и непрерывной работы педагога над собой в межаттестационный период.
Основная задача межаттестационного периода – организация научно- методического сопровождения и поддержки педагога в повышении уровня его профессиональной компетентности, профессионального развития.
Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дополнительного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие методиста и педагога, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
Практика экспертизы педагогической деятельности показывает, что компетенции планирования профессионального развития и представления достигнутых результатов сформированы далеко не у каждого педагога.
Исходя из этого становится очевидным, что именно эта сторона личности аттестуемого педагога должна быть актуализирована, поддержана и грамотно направлена специально подобранными индивидуализированными средствами, формами и методами.
В.А. Новицкая выделяет факторы эффективной организации аттестационного процесса[20]:
- Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.
- Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.
- Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.
- Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.
- Оформление документов, необходимых для успешного прохождения аттестации.
Интерес представляет опыт работы Кабалёновой Е., Трошковой Т., которые отмечают направления деятельности методической службы ОУ по отношению к аттестуемым педагогам – этапы сопровождения аттестуемого[16].
Диагностическая деятельность.
Цель: всестороннее изучение личности и деятельности педагога.
- Изучение теоретических знаний.
- Изучение специальных умений и навыков педагога.
- Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств.
Развивающая деятельность.
Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.
- Расширение знаний основ педагогики и психологии.
- Повышение профессионального мастерства и психологической компетенции педагога.
- Создать условия, дающие педагогу возможность проявлять творчество, новаторство.
- Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога.
- Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, администрацией и коллегами по работе.
Коррекционная деятельность.
Цель: оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем.
- Формирование у педагогов интереса к практической психологии.
- Предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового.
- Профессиональная помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем.
- Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
- Коррекция нарушений личностных дисгармоний.
1.3 Принципы формирования готовности педагога к предстоящей аттестации
В свете многочисленных инноваций последнего времени в сфере образования (внедрение ФГОС, новая система оплаты труда, изменение формы аттестации педагогических работников и т.п.) педагоги пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии, потому что их функционал существенно расширен.
Возникают вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?
Выделяется ряд задач, решение которых должно осуществляется пошагово:
Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривается как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.
Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.
Третий шаг—построение системы методического и психологического сопровождения аттестуемого.
Система организационно-методического сопровождения процедуры аттестации педагогов состоит из взаимосвязанных компонентов: планирование цели (предполагаемый результат), постановка задач; принципы организации и содержание методической деятельности; организационные формы и методы.
Основой данной системы являются функциональные компоненты – диагностико-аналитический, информационный, организационно-методический, учебно-методический, психолого-педагогический и консультативный.
- Диагностико-аналитический компонент: изучение результатов деятельности педагогов с их последующим анализом и определением образовательных потребностей.
- Информационный компонент: формирование банка педагогической информации по вопросам нормативно-правового характера и процессуальной составляющей порядка аттестации.
- Организационно-методический компонент: обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога в подготовке к предстоящей аттестации.
- Учебно-методический компонент: обеспечение непрерывности профессионального образования, осуществляемого в разных формах.
- Психолого-педагогический компонент: сохранение психологического комфорта для педагога при подготовке к предстоящей аттестации.
- Консультационный компонент: оказание консультативной помощи
педагогическому работнику по вопросам подготовки к аттестации.
Любая системная деятельность должна осуществляться по определенным правилам, которые позволят в значительной степени повысить эффективность процесса сопровождения аттестации педагогических работников.
К важнейшим из них отнесены принципы гуманизации, рефлексии, индивидуализации, вариативности, добровольности, систематичности и последовательности.
Основополагающим является принцип гуманизации, предполагающий сопровождение аттестации педагога с приоритетом человеческих ценностей. Главным объектом внимания при этом становится сам педагог со всеми его трудностями, неуверенностью и страхами перед предстоящей аттестацией. Роль методиста в этой ситуации заключается в обеспечении комфортных условий общения, в процессе которых педагог имеет возможность осознать свою личностную и профессиональную значимость, почувствовать причастность окружающих к решению его проблем и обрести уверенность в возможности получения необходимой методической помощи.
Другим основополагающим принципом является принцип рефлексии. Эта сторона педагогической практики сегодня, является особенно важной поскольку далеко не каждый педагог умеет анализировать свою деятельность, определять собственные образовательные потребности и выстраивать стратегию профессионального развития с учетом сроков аттестации. Социально значимая ценность принципа рефлексии заключается в том, что если педагог сумел правильно выстроить траекторию, то ее можно расценивать как непрерывный восходящий путь его духовного и профессионального развития от одной аттестации до другой.
Принцип индивидуализации также является одним из важнейших в сопровождении аттестации и означает построение индивидуального пути педагога к успешному прохождению аттестации с учетом имеющихся достижений, образовательных потребностей, личностных и профессиональных особенностей и ресурсов – информационных, методических, психолого-педагогических и др. При реализации принципа индивидуализации деятельность методиста приобретает особую значимость и выходит на новый этап развития - этап тьюторства, т.е. сопровождения педагогического работника на протяжении всего периода его подготовки к аттестации. Преобразование функциональной деятельности методиста требует адекватного изменения применяемых им форм и методов, используемых в новых условиях. Теперь он должен не столько учить, сколько стимулировать педагога к развитию, что требует освоения гибких, демократичных форм общения. В связи с этим на первый план выходит способность методиста сотрудничать, т.е. применять субъект-субъектный подход в общении с педагогом. Только в таких условиях педагог объективно обретает возможность и способность к разработке индивидуальной образовательной траектории в подготовке к предстоящей аттестации.
Гибкость системе сопровождения аттестации придает принцип вариативности, который предполагает предоставление каждому педагогу возможности выбора вида оказываемой ему методической помощи: от индивидуальных консультаций до комплексного сопровождения в соответствии с уровнем его квалификации, профессиональными интересами, личностными предпочтениями. Данный принцип определяет содержательное наполнение системы, которое может быть охарактеризовано как комплекс мероприятий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагога в конкретной образовательной области. Таким образом, педагог, выстраивая индивидуальную траекторию, выбирает именно те мероприятия, которые позволят ему восполнить существующие пробелы и эффективно подготовиться к аттестации.
Очень важно при осуществлении процесса сопровождения аттестации соблюдать принцип добровольности. Данный принцип означает, что использовать возможности методической службы по сопровождению аттестации или готовиться к ней самостоятельно является исключительно правом самого педагога. Это означает также, что никто не может оказывать воздействие на педагога с целью принудить его посещать мероприятия, предусмотренные в плане работы образовательного учреждения или муниципального методического центра по данному направлению. В то же время педагог имеет право в любой момент обратиться за квалифицированной помощью и получить ее.
Не менее важными являются принципы систематичности и последовательности, рассматриваемые в единстве. Сущность этих принципов отражена в выражении Я.А. Коменского: «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» [18]. Применение этого принципа подразумевает некий алгоритм действий, совершаемый педагогом на каждом этапе продвижения к аттестации. Если весь процесс подготовки представить как определенный путь, то его можно будет условно разделить на следующие этапы: информационный, диагностический, прогностический, развивающий и итоговый. Систематичность при этом обеспечивается представленностью всех этапов подготовки в их безусловной совокупности. Последовательность достигается соблюдением обязательной очередности этапов. Следует отметить, что рассматриваемый принцип способствует также приобретению педагогом таких ценных личностных качеств, как самоорганизованность и самонаправленность.
Названные выше принципы играют существенную роль в формировании готовности педагога к предстоящей аттестации. Особо отметим, что максимального результата можно ожидать только в том случае, если реализовываться они будут в комплексе.
1.4 Педагогические подходы в подготовке педагога к предстоящей аттестации
Наряду с принципами существенную роль в подготовке педагога к предстоящей аттестации играют педагогические подходы: деятельностный, ситуативный, личностно-ориентированный и системный.
По мнению В.И. Андреева, основой деятельностного подхода является вовлечение человека в посильную и интересную деятельность [7]. Организация деятельности при этом должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной и содержательной сторон. Учитывая, что любая деятельность возникает в той или иной ситуации, используется также ситуативный подход.
Основу деятельности в процессе сопровождения педагога при подготовке к аттестации составляет научение умению активизировать личностные биоэнергетические возможности, поэтому представляется важным использование личностно-ориентированного подхода, главный принцип которого заключается не формировании личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов процесса.
Осуществляя сопровождение педагога при подготовке к аттестации, необходимо помогать ему в самопознании и объективной самооценке. В определении путей личностного и профессионального развития, в поиске ответов на вопросы: что, когда и как предстоит сделать.
Непременным условием эффективности сопровождения аттестации педагогических работников является ее системность. Обеспечение данного условия осуществляется посредством реализации системного подхода, который предполагает обязательную реализацию всех компонентов системы (диагностико-аналитического, информационного, организационно-методического, учебно-методического, психолого-педагогического и консультативного), связанных между собой и обеспечивающих в своем единстве достижение поставленной цели – успешную подготовку педагога к предстоящей аттестации.
Таким образом, при реализации системы деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работников необходимо опираться на вышеназванные принципы и подходы.
Глава 2. Анализ системы организационно - методического сопровождения процедуры аттестации педагогических кадров в учреждении дополнительного образования детей.
2.1 Направления деятельности методической службы
2.1.1 Диагностико-аналитический компонент Основной целью данного компонента является изучение результатов деятельности педагогов (достижений и затруднений), с их последующим анализом и определением образовательных потребностей. Диагностико-аналитический этап сопровождения аттестации педагогического работника наиболее важен и сложен, поскольку он закладывает основы для формирования и последующей реализации других компонентов системы, таких как учебно-методический, организационно-методический и психолого-педагогический. Сложность его заключается в том, что, во-первых, необходимо определить, какие стороны профессиональной деятельности педагога и с помощью какого диагностического инструментария будут исследованы. Во-вторых, для обеспечения объективности и достоверности полученной в процессе диагностики информации необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов, владеющих методами диагностики потребностей, способами и средствами обработки профессионально значимой информации, способных прогнозировать и проектировать деятельность педагога на основе достигнутых успехов и выявленных проблем. Это особенно важно при определении затруднений педагога. В таких случаях большое значение приобретает не только высокий уровень профессионализма специалиста, но и соблюдение этических принципов. В-третьих, важную роль играют временные рамки проведения диагностики. Считается, что наиболее оптимальным является первый год с момента текущей аттестации, поэтому чем раньше будут выявлены затруднения педагога, тем больше времени и возможностей будет для их устранения. Таким образом, если попытаться дать краткую характеристику деятельности методической службы в рамках диагностико-аналитического компонента, то она видится нам как умение четко фиксировать проблему педагога и определять пути и способы ее решения. Как это можно организовать на практике? Целесообразно начинать с мониторинга дидактических, методических и личностных затруднений педагога, которые обозначим как первый параметр диагностики. Для проведения таких исследований можно использовать наблюдение, опрос, беседу, тестирование, анкетирование, самоанализ и др. На основании анализа полученных результатов выявляются типичные затруднения педагога и определяется комплекс мероприятий по их устранению посредством курсовой подготовки, обучающих семинаров, мастер-классов и пр. Вторым параметром диагностики должна стать методическая грамотность педагога, которую можно изучить и проанализировать в ходе посещения открытых методических мероприятий (в том числе, открытых занятий) руководителями методических объединений. Поскольку порядок аттестации одним из первых требований, предъявляемых к квалификационным категориям (первой или высшей), определяет владение современными образовательными технологиями или методиками, то уместно проводить аспектный анализ. На основе данного анализа производится классификация ошибок и типичных затруднений, а также систематизация основных проблем педагога. В то же время методическая ценность осуществляемой деятельности заключается не только в своевременном выявлении ошибок и недочетов, но и в совместном определении потенциальных возможностей педагога и планировании действий по их устранению. Эти мероприятия должны составлять основу перспективного планирования деятельности методических объединений, обеспечивая тем самым преемственность содержания деятельности методической службы на всех ее уровнях. Третьим параметром диагностики является параметр «освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы». Его исследование возможно путем анализа качества знаний учащихся, участия школьников в конкурсах и других мероприятиях профильной направленности. При этом важным условием получения объективной информации является грамотное проведение мониторинга достижений и правильная интерпретация полученных результатов. Главный вопрос заключается в том, есть ли позитивная динамика достижений учащихся? Если ответ дан отрицательный, то проводится выявление проблем и недочетов методического характера в работе педагога. На их основе строится содержание деятельности как самого аттестуемого, так и методических объединений. Четвертым параметром, отражающим профессиональный рост и развитие педагога, является его инновационная деятельность. Судить об ее эффективности можно по результатам участия педагога в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой научной деятельности. Критериями эффективной инновационной деятельности могут быть ее продолжительность (не менее трех лет), наличие концепции и программы, конкретные результаты в виде авторских разработок, динамики исследуемых показателей, выступления на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. с целью распространения и обобщения опыта. Если инновационная деятельность оказалась малоэффективной, то методической службе необходимо усилить подготовку педагога в сфере информационно-аналитических, проектно-прогностических знаний, планирования и реализации программы экспериментальной работы, а также обработки и представления результатов исследования. Пятый параметр позволяет определить, насколько активно педагог распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Этот параметр можно оценивать по результатам участия педагога в научно-практических конференциях, мастер-классах, круглых столах, профессиональных конкурсах, профессиональных выставках и концертах (для музыкантов) и др. Шестым параметром, свидетельствующим о мотивации педагога к повышению профессионального уровня и показывающим степень его готовности к предстоящей аттестации, является выполнение индивидуальной образовательной программы повышения квалификации. Отличительная особенность этой программы заключается в равновесности составляющих ее частей: инвариантной и вариативной. При этом процесс формирования программы является субъектным, то есть ориентированным непосредственно на самого педагога, его профессиональные и личностные потребности, возможности и предпочтения. Субъективация выражается в определении педагогом индивидуальных сроков освоения программы и самостоятельном выборе модулей ее вариативной части. Роль методической службы при диагностике данного параметра заключается в фиксировании своевременности выполнения запланированных сроков ее освоения. Седьмой параметр связан с рефлексивным анализом собственных достижений педагога на основе результатов предварительной самооценки уровня профессиональной компетентности. Он позволяет не только обобщить результаты диагностики по всем предыдущим параметрам, но и получить целостное представление о сформированности профессиональных компетентностей педагога. Следует заметить, что указанный параметр необходимо замерять не только на «входе», но и на «выходе», то есть примерно за полгода перед аттестацией. Это позволит окончательно определиться с квалификационной категорией, на которую может претендовать аттестуемый и скорректировать недостающие моменты и детали. Оптимальным способом измерения рассматриваемого параметра является диагностика профессиональных достижений педагога на основе соответствующего экспертного заключения. При этом эффективность проведенного исследования будет максимальной в том случае, если она проводится совместно со специалистом, курирующим методическую работу. В зависимости от уровня методической службы это могут быть методист методического центра, заместитель директора. Как показывает педагогическая практика, аттестуемый часто испытывает серьезные затруднения при определении своих профессиональных достижений (какие материалы следует учитывать, а какие нет). Такое положение дел нередко приводит к ошибочному определению итоговой суммы баллов, выставляемой в конце экспертного заключения. В то же время именно их количество позволяет предварительно судить о том, на какую квалификационную категорию может рассчитывать педагог. При совместном проведении диагностики представитель методической службы помогает педагогу правильно оценить представленные материалы, провести комплексную оценку его готовности к предстоящей аттестации и выявить дополнительные проблемные поля. При такой форме оценки проявляется степень адекватности самооценки педагогического работника, которая согласно А.А. Реан и Н.В. Бордовских определяется соотношением самооценки и оценки методиста[23]. Она показывает, насколько педагог обоснованно оценивает себя. Важно, чтобы рассогласование по этим двум аспектам не было значительным. В противном случае речь пойдет либо о неадекватной самооценке, либо о недостаточной компетентности методиста. В обоих случаях вопрос будет требовать дальнейшего обсуждения и принятия соответствующих корректирующих действий. Проведя диагностику по всем указанным выше параметрам, получаем исчерпывающую информацию об уровне профессиональной компетентности педагогического работника и его проблемах, выступающих в качестве приоритетных образовательных потребностей. Это служит основой для совершения следующего шага в реализации нашей модели - построение индивидуального маршрута подготовки педагога к предстоящей аттестации. Здесь важно учитывать не только имеющиеся аналитико-диагностические материалы, но и самооценку потенциала педагога. Неоспорим тот факт, что высокая самооценка потенциала является мощным фактором профессионального саморазвития. Однако важно, чтобы такая самооценка основывалась на реальных возможностях педагога. В то же время необходимо учитывать и возможность бессознательного занижения профессионального потенциала вследствие низкой личностной самооценки. В этом случае речь идет об имеющейся корреляции между стереотипом низкой самооценки личности, лежащей в основе отрицательной мотивации к саморазвитию, и низким социальным и профессиональным успехом. Для того чтобы избежать подобных рисков и объективно определить личностный и профессиональный потенциал педагога, целесообразно конструирование индивидуального маршрута осуществлять совместно с сотрудником методической службы. 2.1.2 Информационный компонент Успех подготовки педагога к предстоящей аттестации во многом определяется его информированностью в данном вопросе. В связи с этим предусмотрен информационный компонент, основной задачей которого является формирование информационного потока по вопросам нормативно-правового характера и процессуальной составляющей аттестации. Решение поставленной задачи наиболее целесообразно начинать с формирования банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.) по данному вопросу. Необходимость создания банка обосновывается не только логикой выстраивания процесса сопровождения аттестации, но и выявленной на практике потребностью аттестуемых. Первостепенное внимание следует уделить информации нормативно-правового характера, которую лучше всего при сборе сразу распределять по уровням: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения. При формировании пакета документов муниципального уровня важно соблюдать разъяснения к порядку аттестации о праве муниципальной системы образования принимать нормативные правовые акты только организационного и/или организационно-методического характера. К таким документам можно отнести приказ о назначении муниципального координатора аттестации, формы справок, подтверждающих участие педагога в мероприятиях муниципального уровня и др. Здесь следует иметь в виду, что созданные документы не должны противоречить федеральному и региональному законодательству. В отношении образовательного учреждения установленные требования еще более рамочные, то есть разработанные им локальные акты не должны противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и муниципальному. Наряду с дефицитом нормативно-правовой информации педагог испытывает также и острую нехватку знаний в области научно-методических и учебно-методических знаний. Это в свою очередь определяет направленность усилий методической службы на создание и постоянное обновление банка современных образовательных технологий и методик профильной или предметной направленности, соответствующим авторским методическим разработкам педагогов, рабочим программам по предмету, программам элективных курсов, научно-методическим, учебно-методическим пособиям, рекомендациям, а также образцам дидактического и раздаточного материала. Реализация информационного компонента системы предполагает также максимальное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий. Их рассматривают как мощное ресурсное обеспечение всего процесса сопровождения аттестации педагогических работников. Бесспорен и тот факт, что без качественного оперативного информационного обеспечения невозможно добиться оптимального результата. В век компьютеризации построение единой информационной среды, интегрирующей возможности методической службы на всех уровнях, становится очевидной необходимостью. Использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяет быстро и качественно доносить любую информацию до потребителя, своевременно реагировать на возникшие потребности и т.д. Одной из распространенных и достаточно доступных форм организации такой деятельности является ведение на сайте образовательного учреждения постоянной рубрики, посвященной аттестации. В качестве возможных рубрик сайта могут быть «Нормативно-правовая база аттестации педагогических работников», «Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности», «Процедура аттестации на квалификационные категории (первую и высшую)», «Организационное сопровождение аттестации», «Аттестационное портфолио педагога», «Методическое сопровождение аттестации педагогических работников», «Форум». Отмечая несомненную роль ИКТ в информационной составляющей сопровождения аттестации тем не менее следует учитывать тот факт, что не все образовательные учреждения имеют достаточные финансовые средства для приобретения необходимого оборудования в условиях бюджетного финансирования и, соответственно, не все педагоги имеют равные возможности доступа к интересующей их информации. На этом основании совершенно оправданно применение традиционного подхода информирования педагогической общественности посредством постоянно обновляемого стенда по аттестации. Вариантов структурного и содержательного оформления такого стенда может быть множество, однако, основным принципом в данной ситуации является максимальное насыщение стенда актуальной информацией и ее своевременное обновление. Целесообразно также разделение стенда на две основных зоны: условно их можно назвать «Аттестация на соответствие занимаемой должности» и «Аттестация на квалификационные категории (первую/высшую)», при этом раздел по нормативно-правовой базе аттестации можно сделать общим. Такой подход к оформлению стенда позволит педагогу легко в нем ориентироваться и быстро находить нужную информацию. Ниже предлагается перечень возможных рубрик информационного стенда. Примерный перечень рубрик, рекомендуемых при оформлении стенда «Аттестация педагогических работников» 1. «Цель, задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников»; 2. «Нормативно правовая база аттестации педагогических работников». 3. «Состав аттестационной комиссии Министерства образования Оренбургской области»; 4. «Процедура аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности»; 5. «Перспективный план аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности»; 6. Раздел плана ОУ «Сопровождение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности»; 7. «График прохождения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности на текущий учебный год»; 8. «Образец представления на педагогического работника»; 9. «Советы педагогу, аттестующемуся на соответствие занимаемой должности»; 10. «Процедура аттестации педагогических работников на квалификационные категории (первую и высшую); 11. «Перспективный план аттестации педагогических работников на квалификационные категории; 12. Список педагогов, планирующих аттестацию на квалификационные категории (первую и высшую) в текущем учебном году»; 13. «График прохождения аттестации педагогических работников на квалификационные категории на текущий учебный год»; 14. «Формы заявления на квалификационные категории (первую/высшую) и образец его заполнения»; 15. «Советы педагогу, аттестующемуся на квалификационную категорию (первую или высшую); 16. Раздел плана ОУ «Сопровождение аттестации педагогических работников на квалификационные категории (первую/высшую)»; 17. Список рекомендуемой литературы по подготовке к аттестации; 18. Объявления. Основными методами при реализации задач информационного компонента являются отбор, редактирование, рецензирование и презентация материалов информационно-методического характера по вопросам аттестации. 2.1.3 Организационно-методический компонент На качество подготовки педагога к предстоящей аттестации в значительной мере влияют условия, в которых она осуществляется. Нерациональная организация процесса сопровождения аттестации педагогических работников может свести на нет все прилагаемые усилия. В связи с этим в систему деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работников введен организационно-методический компонент. Главной задачей компонента является обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута подготовки педагога к предстоящей аттестации. Данные условия включают планирование и организацию курсовой подготовки, диссеминации инновационного опыта, обобщения передового педагогического опыта, а также экспертизу учебно-методических материалов и их методическое сопровождение. Обеспечение планирования и организации курсовой подготовки – одна из важнейших возможностей повышения профессиональной компетентности педагога практически по любым вопросам теории и практики педагогической науки. Задача методических служб заключается в систематичном мониторинге образовательных потребностей педагога, их реализация посредством выбора конкретных курсов повышения квалификации; формирование ежегодной заявки в рамках региональной сети повышения квалификации, а также оперативное доведение до адресанта информации о вызове на курсы с оформлением соответствующих документов (приказ о направлении на курсы). В своем индивидуальном маршруте подготовки к предстоящей аттестации педагог указывает в хронологическом порядке следующую информацию: название курсов повышения квалификации, их объем, сроки и место проведения. Не менее важной по значимости является деятельность методиста по планированию и организации диссеминации опыта педагога. При этом понятие «диссеминация» может быть охарактеризовано как процесс распространения опыта инновационной деятельности педагога, имеющей характер «выращивания». Планируя диссеминацию, необходимо осознавать, что успешность этого мероприятия во многом определяется способом нормативного оформления предлагаемого достижения. Роль методиста в этой ситуации – не только помочь педагогу открыть самого себя, свой собственный образ, но и правильно оценить ценностный статус представляемого опыта. Главным смыслом здесь является содействие педагогу в деятельности, проявляющейся, к примеру, в определении основных этапов (алгоритма) работы, но никак не выполнение работы за него. Методист, осуществляющий сопровождение аттестуемого по данному вопросу, может считать свою работу успешной в том случае, если педагог «на выходе» представит свой опыт в виде целостного описания какой-либо идеи, актуальной для всей системы образования либо на одном из ее уровней (региональном, муниципальном, уровне ОУ). Следует отметить, что аналогичная работа касается также и обобщения передового педагогического опыта (ППО). Только в отличие от диссеминации опыта, передовой педагогический опыт традиционно ориентирован на директивную трансляцию лучших достижений педагога, то есть он не имеет характер «выращивания». Кроме того, обобщаться может опыт не только по результатам реализации собственных разработок педагога, но и по результатам освоения различных авторских технологий или методик. Оказывая помощь педагогу при планировании и организации деятельности по диссеминации опыта и/или распространению ППО, методист должен мотивировать педагога на разноуровневое распространение опыта. Таким образом, он принимает непосредственное участие в решении одной из первостепенных задач аттестации – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста. Формы мероприятий, на которых педагог имеет возможность представлять свой опыт, могут быть самыми разными: семинары, тренинги, круглые столы, конференции, конкурсы профессионального мастерства, вебинары, фестивали методических или педагогических идей, аукционы и др. Распространять собственный опыт педагог может также и на методических объединениях. При этом мероприятия, на которых педагог стремится распространять свой опыт, обязательно должны быть представлены в плане работы методического объединения. Планирование мероприятий по диссеминации опыта и распространению ППО должны быть отражены в индивидуальном маршруте подготовки педагога к аттестации в виде указания названия мероприятий, уровня, формы и сроков их проведения. Подобная организация работы позволит оптимизировать весь процесс экспертизы учебно-методических материалов и, кроме того, сделает простой и доступной для понимания педагога всю процедуру оформления документов. Достаточно распространенной и эффективной формой работы методиста является оказание помощи педагогу при оформлении аттестационного портфолио и подготовке подтверждающих документов в приложение к экспертному заключению. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за последние годы. В портфолио помещаются материалы профессиональных достижений, творческие работы, проекты, оформление достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога: свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях, дипломы, поощрения, награды; результаты деятельности воспитанников. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый аттестуемым портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога. Разделы портфолио должны максимально соответствовать разделам экспертного заключения. Портфолио является лаконичным, четко структурированным документом, в значительной степени облегчающим работу эксперта. Учитывая обозначенную специфику построения портфолио, представление в нем информации, имеющей характер раздаточного материала, будет излишним. Для этого имеет смысл подготовить еще одну папку, в которой педагог мог бы поместить подобный материал (карточки, анкеты, контрольно-измерительный материал и др.). Такое распределение материала позволит педагогу продемонстрировать высокий уровень владения технологией или методикой либо конкретизировать достижения в рамках опытно-экспериментальной и иной инновационной деятельности. Эффективность описанной работы, осуществляемой в рамках организационно-методического компонента разработанной системы, будет высокой, если при этом будет использован комплекс диагностических, прогностических, проектировочных и стимулирующих методов. 2.1.4 Учебно-методический компонент Одним из ведущих компонентов системы деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работников является учебно-методический, основная задача которого заключается в обеспечении непрерывности профессионального образования по различным аспектам подготовки педагога к предстоящей аттестации. Среди основных форм организации обучения можно выделить курсы повышения квалификации, проблемные обучающие семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, круглые столы и др. В индивидуальном маршруте педагога в подготовке к предстоящей аттестации информация о запланированных обучающих мероприятиях может быть представлена в виде темы, формы, уровня, предполагаемых сроках и месте проведения. Для реализации задач учебно-методического компонента целесообразно использование методов обучения Ю.К. Бабанского: опосредование, регулирование и контроль[9]. Соответственно и деятельность в процессе обучения должна осуществляться с помощью таких методов, которые в единстве сочетают организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование деятельности личности разнообразными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль. В рамках рассматриваемого компонента предполагается использование всех трех групп методов обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимулирования и мотивации, а также контроля и самоконтроля. При этом следует учитывать специфику обучения взрослых, которая согласно М.Т. Громковой заключается в более активной позиции обучающегося в образовательном процессе[13]. Это предполагает выбор методов обучения, ориентированных на осознание, рефлексию, мышление и коммуникацию. В группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности рекомендуется использовать следующие подгруппы методов: по источнику восприятия и передачи учебного материала (словесные, наглядные, практические); по аспекту мышления и степени познавательной самостоятельности (репродуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, исследовательские) и по степени управления учением (самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя). Из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности наиболее предпочтительны имитационное моделирование, решение ситуативных задач, игровые приемы, анализ жизненных ситуаций, разъяснение личной и общественной значимости учения, поощрения. Из методов контроля и самоконтроля в обучении оптимальны письменные работы (тесты, контрольные работы), рефераты, проекты и др. Предпочтительной технологией обучения взрослых признается интерактивное обучение и групповая работа. 2.1.5 Психолого-педагогический компонент Особую важность в условиях реализации требований порядка аттестации приобретает психолого-педагогическое сопровождение педагога. Актуальность данного направления обусловлена повышенной тревожностью и неуверенностью педагога перед предстоящей аттестацией, вызванных, как правило, затруднениями методического характера. Ситуация усугубляется также и тем, что многие педагоги не умеют мобилизовать свои скрытые психологические ресурсы для оперативного решения личностных и профессиональных проблем. В этих условиях возрастает роль психолога, призванного помочь педагогу пройти все процедурные элементы аттестации без ущерба для здоровья. Говоря о содержательном аспекте психолого-педагогического сопровождения аттестации, следует учитывать необходимость своевременной диагностики имеющихся психологических затруднений педагога, осуществляемой в рамках мониторинговых исследований посредством наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед и т.д. Следует отметить, что полученный результат напрямую связан с количеством проведенных исследований. На протяжении всего межаттестационного периода такие исследования желательно проводить трижды. Первое исследование направлено на выявление исходного уровня психологического благополучия, имеющихся ресурсов педагога и выработку индивидуальной стратегии и тактики его сопровождения; второе – на определение динамики происходящих изменений с внесением соответствующих корректив; третье – на определение состояния психологического благополучия педагога непосредственно перед аттестацией. Содержание индивидуальной стратегии и тактики психологического сопровождения аттестации педагога можно условно разделить на три основных блока: 1. Оказание помощи аттестуемому педагогу в преодолении профессиональных и личностных проблем: - групповая дискуссия; - чтение литературы; - разбор педагогических ситуаций. 2. Мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем: - проективное рисование; - домашняя работа (ведение дневниковых записей). 3. Коррекция нарушений личностных дисгармоний: - психодрама; - проективное рисование; - психогимнастика; - психотехнические игры и упражнения; - музыкотерапия; В зависимости от состояния психологического благополучия педагога выбор мероприятий из указанных блоков может быть различным: от комплексного включения всех блоков в индивидуальный маршрут подготовки педагога к предстоящей аттестации до отдельных пунктов. При этом не следует забывать, что вся процедура психологического сопровождения педагога требует особой деликатности и корректности, в противном случае может быть получен отрицательный результат. |
2.2 Изменения в организационно-методическом сопровождении аттестации педагогов.
Принципиальное отличие деятельности современной методической службы заключается в ее направленности на сопровождение педагога, под которым понимается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи педагогу в подготовке к предстоящей аттестации. Выделение процесса сопровождения как центрообразующего не противоречит уже сложившейся системе аттестации, но расширяет ее, систематизирует и одновременно делает максимально субъекториентированной. Я думаю, что основной причиной, снижающей эффективность работы современных методических служб, является именно слабая направленность на конкретного педагога, если так можно выразиться, массово ориентированность.
Социальный заказ педагогического сообщества методической службе можно рассматривать как оказание всестороннего содействия педагогу в построении и реализации его индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации.
Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его потребностей и возможностей и обеспечивающих реализацию личностного и профессионального потенциала.
Индивидуальный маршрут можно характеризовать также как организационно-методический инструмент, обеспечивающий прогрессивное профессиональное развитие педагога, когда каждое новое профессиональное достижение является «восхождением» над предыдущим и переходом на принципиально иной качественный уровень, согласно законам диалектики.
Индивидуальный маршрут подготовки к аттестации есть не что иное, как процесс постепенного движения к намеченной ступени профессионального развития, а присвоение желаемой квалификационной категории – реальный результат ее достижения, демонстрирующий поступательный характер самосовершенствования педагога.
Таким образом, профессиональный рост педагога можно представить как последовательную совокупность осваиваемых им индивидуальных маршрутов, каждый из которых выступает в качестве витка спирали его восходящего личностного и профессионального развития.
Вышесказанное подчеркивает принципиальное отличие содержания деятельности методической службы от сложившейся практики, которая
сводилась, в основном, к консультированию по запросу.
2.3 Структура формирования плана индивидуального маршрута педагога в подготовке к аттестации.
Эффективное сопровождение аттестации требует соответствующих организационно-педагогических условий ее обеспечения, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер, необходимых для эффективного функционирования всех компонентов процесса сопровождения аттестации педагогического работника. При этом под педагогическими мерами подразумевается:
- ведение постоянно обновляемого банка персонифицированных данных педагогических работников, который позволяет осуществлять мониторинг повышения квалификации педагогических работников за любой промежуток времени, выявлять проблемы и своевременно корректировать данный процесс;
- создание банка данных по педагогам, достигшим высоких результатов в профессиональной деятельности, в частности, во владении современными образовательными технологиями или методиками с целью обобщения и распространения их передового опыта посредством привлечения к обучающим семинарам, мастер-классам и др., проводимых в рамках сопровождения аттестации;
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях (прежде всего деятельность методических объединений) по вопросам подготовки педагогов к аттестации, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений сотрудников методических служб в обозначенной профессиональной области;
- систематическое повышение профессиональной компетентности специалистов методических служб по разным аспектам сопровождения аттестации педагогических работников в системе непрерывного образования.
Следует подчеркнуть, что предлагаемая система организационно-методического сопровождения педагога в период аттестации в учреждении дополнительного образования детей имеет универсальный характер, который заключается в возможности ее адекватного использования на всех организационных уровнях методической службы: от уровня образовательного учреждения, до муниципального и районного. При этом компоненты системы выступают в качестве базиса для формирования плана сопровождения аттестации педагогических работников одинаково для всех уровней методической службы (ОУ, муниципального/районного).
В свою очередь на основании планов образовательного учреждения и плана муниципального либо районного методического центра или кабинета аттестуемый педагог формирует свой план индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации, руководствуясь принципами вариативности (выбор мероприятий по усмотрению самого педагога).
Таким образом, план индивидуального маршрута педагога объединяет в себе мероприятия, организованные как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном или районном уровне, обеспечивая тем самым реализацию системного подхода в решении рассматриваемой нами проблемы. Примерные разделы плана представлены ниже.
Структура плана
индивидуального маршрута педагога в подготовке к аттестации
- Ф.И.О. педагогического работника, предмет, ОУ;
- вид предстоящей аттестации (обязательная, добровольная);
- дата предстоящей аттестации;
- перечень мероприятий, выбранных из плана сопровождения аттестации педагогических работников ОУ и плана работы (соответствующего раздела) муниципального или районного методического центра или кабинета по направлениям: аналитико-диагностическое, информационное, организационно-методическое, учебно-методическое, психолого-педагогическое;
- уровень мероприятия (уровень ОУ, муниципальный/районный);
- сроки проведения мероприятий;
- сотрудники методической службы, ответственные за проведение
мероприятий;
- отметка о выполнении запланированного мероприятия.
В целях отслеживания реализации педагогом плана индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации методическое объединение образовательного учреждения, в рамках ежегодного подведения итогов деятельности, может выслушивать творческий отчет педагога о результатах выполнения запланированной на год работы. На основании сделанного отчета руководитель методического объединения может написать заключение или аналитическую справку, содержащую анализ работы педагога по выполнению плана, перспективы аттестации на намеченную (в плане) квалификационную категорию, а также в случае необходимости дать соответствующие рекомендации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача в межаттестационный период – это повышение результативности деятельности педагога. Для этого требуется плодотворная работа методиста. В межаттестационный период методическая служба МАУДО «Центр внешкольной работы «Подросток» старается оказывать всестороннюю помощь педагогам внутри учреждения: продолжает работу с педагогами по распространению педагогического опыта через публикации в сборниках научных статей, активизирует педагогов на участие в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах разного уровня.
Результатом совместных усилий педагога и методиста является совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. А равномерное распределение усилий, направленных на профессиональное развитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность.
Внедрение системы организационно-методического сопровождения педагога в период аттестации позволит создать условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, должно повысить качество образования и мастерство наших педагогов. И что самое важное, в значительной степени повысит шансы педагога на успешное прохождение аттестации. Методическое сопровождение на всех уровнях методической службы позволит обеспечить единое пространство сопровождения аттестации педагогического работника. Что сделает данный процесс более управляемым и эффективным.
Конечной целью аттестации является не только оценка уровня квалификации педагога, но его личностный и профессиональный рост.
В итоге, предложенная система организационно-методического сопровождения педагога в период аттестации в учреждении дополнительного образования детей позволит создать оптимальные условия, благоприятные для успешного внедрения в практику нового порядка аттестации педагогических работников, результатом которой станут:
- рост общей и профессиональной культуры педагогов;
- расширение знаний по преподаваемому предмету;
- положительная динамика качества знаний учащихся;
- положительная мотивация аттестации: приоритетными становятся повышение профессионализма и конкурентоспособности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативно-правовые акты:
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013– 2020 гг.
- Приказ Минобразования РФ «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М от 16.08.1994 г.
- Письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 03.12.2014 № 08-1955/505 «Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Литература:
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998, 2003.
- Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Сборник нормативно – правовых и инструктивно– методических материалов. Вып. 1. Сост. Долгоаршинных Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – Киев: Рад. школа, 1985. – 236 с.
- Березина В.А. «Дополнительное образование детей в России» - М.: "Диалог культур", 2007.
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждения дополнительного образования, ГИЦ Владос, М.:2001г.
- Габдулхаков Р., Саитов Р., Аттестация педагогических кадров: процедура и критерии. //Народное образование. 2000, №6. С.128.
- Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Педагогика»).
- Долгоаршинных Н.В., Семенова И.И. Новый порядок аттестации педагогических работников: нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015.
- Змеев С.И., Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.
- Кабаленова Е., Трошкова Т. Как помочь воспитателю пройти аттестацию / Дошкольное образование. – 2007. – № 22. – С. 7-23.
- Кирдянкина С.В., Кондратьева Т.А., «Организация аттестации в школе», //Управление современной школой// Завуч для администрации школ №7 2008, с.34
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
- Настольная книга методиста/ сост. С.А.Титова.-Мн.:Красико-принт, 2006.
- Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Новицкая Виктория Александровна. – Санкт-Петербург, 2007.
- Ожегов С. И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
- Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2011.
- Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").
- Роджерс К. Свобода учиться. – Издательство «Смысл», 2002.
- Сапожникова И.В. Компетентностный подход к управлению профессиональным развитием методиста-предметника. Среднее профессиональное образование -2011.- №4.- С.3-9.
- Семенова И.И. Сопровождение аттестации педагогических работников: новый взгляд на работу методических служб // Академический вестник. – 2013. – №1(7). – С. 78–98.
- Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- Фомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендации. – М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1999. – 24 с.
Приложение 1
Лист самооценки педагогической деятельности учителя
ФИО_______________________________________________________________, образовательное учреждение_________________________________________,
преподаваемый предмет______________________________________________,
имеющаяся квалификационная категория_____________________________,
категория, на которую Вы претендуете________________________________,
Уважаемый педагог!
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу.
5 – Вы абсолютно согласны с утверждением.
4 – Вы скорее согласны с утверждением
3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов.
2 – Вы скорее несогласны с утверждением
1 – Вы абсолютно несогласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
Заранее благодарим за сотрудничество!
№ | Утверждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Я безразличен(-на) к критике в свой адрес | |||||
2 | Знание результатов деятельности никак не влияет на ее эффективность | |||||
3 | Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся | |||||
4 | Если на занятии возникают неожиданные ситуации, я корректирую намеченный план работы | |||||
5 | Мое знание нормативных документов, отражающих требования к содержанию и результатам образовательной деятельности требует существенного улучшения | |||||
6 | Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям | |||||
7 | Считаю важным различать цель и тему занятия | |||||
8 | Мое знание теории воспитательной работы требует серьезного улучшения | |||||
9 | Новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя | |||||
10 | На моих занятиях воспитанники делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно | |||||
11 | Мой общий кругозор достаточно ограничен | |||||
12 | Все воспитанники должны принимать участие в постановке целей и задач занятия | |||||
13 | Я плохо ориентируюсь в социальной ситуации, и практически не учитываю взаимоотношения воспитанников | |||||
14 | Лучше лишний раз похвалить воспитанника, чем наказать его, пусть и за провинность | |||||
15 | Я считаю, что всех воспитанников надо оценивать по одинаковыми критериям | |||||
16 | Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной | |||||
17 | У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях воспитанников | |||||
18 | Я регулярно применяю в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии | |||||
19 | Я умею разрешать конфликты оптимальным способом | |||||
20 | Для меня характерно «держать себя в руках» | |||||
21 | Я не трачу время на выяснение того, как воспитанники поняли тему занятия | |||||
22 | Давая воспитаннику низкую оценку, я не считаю нужным говорить о ее позитивной роли | |||||
23 | У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов | |||||
24 | Я абсолютно равнодушен(-на) к проблемам других | |||||
25 | Я отдаю предпочтение самостоятельным и творческим воспитанникам | |||||
26 | При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия неважны | |||||
27 | Считаю, что воспитатель не обязан комментировать воспитанникам выставляемые им оценки | |||||
28 | Я не обращаю внимание на плохое настроение своих коллег | |||||
29 | Я не считаю «маленькую быструю победу» важной для воспитанников | |||||
30 | Я так организую занятия, чтобы воспитанники рассуждали, дискутировали, решали задания типа «ловушек» и т. д. | |||||
31 | Я могу обосновать выбор материала для проведения занятий | |||||
32 | Я не считаю необходимым насыщать общение с воспитанниками положительными эмоциями и чувствами | |||||
33 | У меня легко получается решать несколько задач одновременно | |||||
34 | Лишь некоторые воспитанники с большой заинтересованностью работают на моих уроках | |||||
35 | При подготовке к занятиям, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы: книги, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др. | |||||
36 | Мне приходится часто слышать, что воспитанники не поняли изложенный мною материал | |||||
37 | Все мои воспитанники хорошо осознают причины своих успехов и неудач | |||||
38 | Я не считаю, что необходимо побуждать воспитанников самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности | |||||
39 | Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации | |||||
40 | В непредвиденных ситуациях у меня не всегда получается сохранять спокойствие | |||||
41 | Я заранее объясняю воспитанникам критерии оценивания их работы | |||||
42 | Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров | |||||
43 | Я считаю, что воспитанники не способны самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами | |||||
44 | Я не умею дозировать задачи так, чтобы воспитанники почувствовали свой успех | |||||
45 | Я всегда готовлю разные варианты проведения занятий для воспитанников из разных групп | |||||
46 | Моя программа (план) воспитательной работы недостаточно обоснована | |||||
47 | Меня привлекает совместная работа по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др | |||||
48 | На моем рабочем месте всегда порядок | |||||
49 | На моих занятиях воспитанники могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?" | |||||
50 | Мотивация воспитанников – это ответственность педагога | |||||
51 | В процессе формирования новых знаний и умений я не опираюсь на имеющиеся у воспитанников знания и умения | |||||
52 | Каждый воспитатель должен уметь вносить корректировки в программу (план) воспитательной работы | |||||
53 | Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний | |||||
54 | Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы | |||||
55 | Все воспитанники на моих занятиях принимают участие в постановке целей и задач | |||||
56 | Я смог (смогла) обеспечить заинтересованность воспитанников в проводимых мною занятиях | |||||
57 | Я всегда исправляю сразу при воспитанниках свои неверно построенные фразы, ошибочные записи, другие действия | |||||
58 | Обычно я озвучиваю цель занятия несколько раз | |||||
59 | Мои воспитанники не любят браться за трудные задачи | |||||
60 | Мне не удается достичь высоких образовательных результатов в рамках реализуемой программы | |||||
61 | Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на занятиях недирективными методами | |||||
62 | Я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели | |||||
63 | Учитель не отвечает за негативное отношение обучающихся к учебе | |||||
64 | Нет "каверзных" вопросов от воспитанников, а есть незнание воспитателя | |||||
65 | Мои методические и дидактические разработки неоднократно становились победителями конкурсов | |||||
66 | Мои воспитанники часто используют дополнительную информацию: книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др. | |||||
67 | Гуманизм воспитателя не является важным критерием оценки его работы | |||||
68 | Я часто затрудняюсь сделать цели занятий личностно значимыми для воспитанников | |||||
69 | Бывает, что я ставлю воспитанникам высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ | |||||
70 | Анализ уровня развития воспитанников – это не моя задача | |||||
71 | Я никогда не изменяю принятое решение под влиянием новой информации | |||||
72 | Формирование навыков самооценки у воспитанников относится к задачам воспитателя |
Приложение 2
Анкета для педагогов.
Для того чтобы максимально подготовить вас к процедуре аттестации, просим ответить на предложенные вопросы:
Ф.И.О.______________________________________________________________
1. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений вы отдали бы при этом большее предпочтение в первую, вторую… очередь (укажите номер):
- самообразование
- семинар - практикум
- творческие группы
- курсовая переподготовка
- открытые просмотры, конкурсы
2. Перечислите положительные и отрицательные стороны аттестации:
«+»_________________________________________________________________
«-» _________________________________________________________________
3. Какие затруднения вы испытываете в организации учебно-воспитательного процесса________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие пособия, материалы и литература вам необходимы ____________________________________________________________________
5. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии ____________________________________________________________________
6. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания в первую, вторую… очередь (укажите номер):
— научно-теоретическая подготовка
— методическая подготовка
— психолого-педагогическая подготовка
— нормативно-правовая база
— другое (укажите)
7. Какие затруднения вы испытываете в работе с ИКТ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. По каким направлениям вы хотели бы усовершенствовать свои знания в работе с ИКТ
-Работа с Word; -Работа с электронными таблицами
- Работа с программой MSPowerPoint
- Работа в сети Интернет - Работа с оргтехникой.
Приложение 3
Критерии психологического и методического анализа, деятельности аттестуемого педагога.
Критерий | Показатель | Метод исследования показателя | Оценка (в баллах) | ||||
11 | 22 | 33 | 44 | 55 | |||
1. Реализация нормативно-правового и документационного обеспечения | Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов образования | Изучение и анализ документов |
|
|
|
|
|
Применение на практике основных положений педагогики, психологии и педиатрии | Анкетирование, беседа, наблюдение, контроль |
|
|
|
|
| |
Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья детей | Наблюдение, контроль |
|
|
|
|
| |
Культура делопроизводства педагогов | Анализ документов, контроль |
|
|
|
|
| |
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества | Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг |
|
|
|
|
| |
Средний балл по критерию 1: |
|
|
|
|
|
| |
2. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования | Объем педагогических знаний | Наблюдение, экспертиза, аттестация |
|
|
|
|
|
Реализация современных образовательных программ и методик | Наблюдение, экспертиза, контроль, мониторинг |
|
|
|
|
| |
Эффективность педагогических приемов и технологий в воспитании и обучении детей | Тестирование, анкетирование, самооценка, анализ, мониторинг |
|
|
|
|
| |
Использование информационных технологий | Беседа, анализ |
|
|
|
|
| |
Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития обучающихся | Изучение документов, анализ планирования, самооценка, контроль |
|
|
|
|
| |
Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ | Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа |
|
|
|
|
| |
Средний балл по критерию 2: |
|
|
|
|
|
| |
3. Создание предметно-развивающей среды | Использование инновационных методов, средств и форм | Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза |
|
|
|
|
|
Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды | Наблюдение, экспертиза, самооценка, контроль |
|
|
|
|
| |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей | Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза |
|
|
|
|
| |
Обеспечение благоприятного микроклимата, психологической комфортности в детском коллективе | Наблюдение, анализ, экспертиза |
|
|
|
|
| |
Средний балл по критерию 3: |
|
|
|
|
|
| |
4. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности | Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам образования | Анкетирование, самооценка, анализ, беседа, аттестация, мониторинг |
|
|
|
|
|
Осуществление самовоспитания и самообразования | Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа |
|
|
|
|
| |
Использование профессиональной компетентности в вопросах воспитания и обучения детей | Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа, контроль, мониторинг |
|
|
|
|
| |
Дисциплинированность, ответственность | Наблюдение, самооценка, контроль |
|
|
|
|
| |
Средний балл по критерию 4: |
|
|
|
|
|
| |
5. Результатив ность образовательного процесса | Реализация образовательных программ в полном объеме | Анкетирование, самооценка, беседа, анализ, контроль |
|
|
|
|
|
Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки) | Мониторинг, анализ, беседа |
|
|
|
|
| |
Диагностика развития (знаний, умений, навыков) детей | Наблюдение, контроль, мониторинг, анализ |
|
|
|
|
| |
Средний балл по критерию 5: |
|
|
|
|
|
| |
6. Коррекция педагогической деятельности | Координация образовательного процесса, степень его соответствия требованиям Концепции развития дополнительного образования детей | Наблюдение, контроль, анализ |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с социальными институтами по вопросам образования | Беседа, наблюдение, экспертиза, анализ |
|
|
|
|
| |
Средний балл по критерию 6: |
|
|
|
|
|
| |
Итоговый средний балл: |
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологопедагогическое сопровождение учащихся, родителей и педагогов в период подготовки к сдаче ЕГЭ
Экзамен в любой форме для большинства людей явялется стрессом. Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения стрессовых ситуац...
Методические рекомендации по организации психологического сопровождения педагогов в период их подготовки к аттестации
Методические рекомендации с с программой психолого-педагогических мероприятий для педагогов в период их подготовки к аттестации...
Программа: «Сопровождение педагога в межаттестационный период»
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...
Психологическая безопасность выпускников и педагогов в период итоговой аттестации
Материал содержит текст выступления и презентацию по вопрсам сохранения психофизического здоровья в предэкзаменационный период...
Программа мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период
Программа организации и мониторинга профессиональных достижений, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период разработана с целью системной деятельности по созданию условий для пов...
Методическое сопровождение педагога в период введения и реализации ФГОС
Сегодня, в начале нового тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к образованию, к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу...
Психологическое сопровождение учащихся в период ГИА (презентация для педагогов)
Рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по оказанию поддержки ученикам в период экзаменов...