Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevye_poziciivozrastnoy_podhod.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар
“Возрастной подход в деятельности классного руководителя.
Формы и методы работы с учащимися”
I. Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Учет возрастных психологических особенностей детей. Формы и методы работы с учащимися.
Классный руководитель строит свою работу исходя из возрастных особенностей детей, уровня их развития; учи тывает, что учебная деятельность, общение и учебно-профессиональная деятельность есть основные виды де ятельности ребенка в «школьном онтогенезе». Однако этого недостаточно. Зная задачи развития для данного возраста и последующих этапов, педагог создает соот ветствующие условия для эффективного развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, тем самым способствует развитию индивидуально заданных харак теристик личности, саморазвитию ребенка.
Предлагаем вам “Краткие психологические особен ности детей разного возраста и основные формы и мето ды работы с ними”, которые разработаны в соответствии с психолого-педагогическими концепциями развития ребенка в отечественной и зарубежной науке.
Психологические особенности детей 11-12 лет (5-6 классы)
Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.
Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-про странственные условия (это переход из учреждений дош кольного образования в школу, из классов 1-й ступени во 2-ю. Это сложные периоды в жизни развивающе гося человека, характеризующиеся отсутствием социаль ного опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса раз вития ребенка, возникновению «комплексов неполно ценности», различным видам фобий, девиантному по ведению.
Поэтому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогичес кого опыта позволяет говорить о преемственности как Двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей сту пени развития сохраняется ее самоценность и формиру ются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.
В младшем подростковом возрасте резко возрастает зна чение коллектива, его мнения, отношений с товарища ми, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, за нять достойное место в коллективе. У младших подрост ков заметно проявляется стремление к самостоятельнос ти и независимости.
Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и к самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно пол но проанализировать свои поступки, склонны переоце нивать свои возможности, остро переживают чувство не уверенности.
Особенности работы классного руководителя с младшими подростками 11-12 лет (5-6 классы) заключаются в следующем.
1. Классному руководителю важно обеспечить на этом этапе атмосферу защищенности, поддержки и заботы тем, кто испытывает чувство неуверенности (ведение ежедневной проверки состояния здоровья, настроения - стенд «Мое настроение», создание условий для формирования законов внутренней жизни, где сами ребята принимают правила защиты слабых, «новеньких» и т.д.).
Позиция «классной мамы» остается актуальной.
2. При переходе в среднее звено школы у ребят снижается уровень обученности и качество обучения. Это еще одна из основных сфер заботы классного руководителя, предусматривающая изучение личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем; беседы с учителями-предметниками о проблемах детей и особенностей взаимодействия с ними; привлечение учеников к организации урока; организацию помощь младшим школьникам в учебе (шефская работа), одноклассникам; проведение вечеров науки и техники, выпуск устного журнала «Хочу все знать», оформление стендов «Знаешь ли ты?», создание «Клуба любознательных», ведение «Экрана успеваемости» и т.п.
3. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах, обществен но значимых деяниях. И.П. Иванов писал, что для это го возраста очень важна потребность в «ярком опере нии», выделиться в кругу сверстников.
- Трудовая деятельность должна носить эмоциональный, яркий характер. Организация охраны зеленых насажде ний, помощи птицам зимой, изготовление скворечни ков, организация трудовых бригад, самообслуживания (уборка классной комнаты, ведение стенда «Чистюля»).
- Для развития рефлексивных и аналитических способ ностей классный руководитель организует коллектив ный анализ проведенных дел, экскурсий, поездок, спектаклей. Это подготавливает ребят к следующему возрастному этапу, связанному с процессом самооп ределения и активного самопознания.
- Для поддержания здоровья и физического развития ребят классный руководитель постоянно пропаганди рует идеи здорового образа жизни, важности крепко го здоровья для совершения героических поступков, преодоления трудностей, рекомендует занятия в спортивных секциях, соответствующих индивидуаль ным возможностям ребенка.
Психологические особенности детей 13-15 лет (7-9 классы)
У старших подростков 13-15 лет (7-9 классы) активизи руется формирование собственной точки зрения на отно шения между людьми, на моральные требования и оцен ки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Подростки перестают принимать все на веру, У них проявляется желание жить и действовать «как взрос лые». У старших подростков складываются собственные личные моральные установки и требования, которые и определяют характер их взаимоотношений со сверстника ми и взрослыми.
Это период интенсивного полового раз вития (пуберантный период), который характеризуется рез кими противоречиями в характере, необузданностью же ланий, проблемами индивидуализма, стремлением противостоять влиянию окружающих, но вместе с тем под держкой любых (даже отрицательных) поступков рефе рентной группы, при этом возникает ложное чувство еди нения с группой.
Учитель уже не является столь автори тетной фигурой для подростка как в прежние годы. Его кумиром становится «киногерой», «эстрадная звезда» известный спортсмен, авторитетный сверстник.
Возникновение у подростка собственных моральных тре бований и установок имеет и еще одно следствие: он начинает предъявлять требования и к самому себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может этим требованиям соответствовать. Это может порождать у него чувство неуверенности, неудовлетворенности собой.
Работу со старшими подростками 13-15 лет (7-9 классы) необходимо начинать со следующих действий.
1. Изменение своей личностно-профессиональной позиций от «классной мамы» - к «помощник и защитник интересов детей». От кого же защищать их? От родителей не понимающих особенностей развития детей в данном возрасте, от педагогов, по инерции продолжающих об щаться с детьми, как и в предыдущие годы, от самого ребенка, который не всегда может действовать адекват но себе (повышенная возбудимость, ранимость, обид чивость, инфантилизм, безответственность, «ложный героизм»). Индивидуальные беседы классного руководи теля и психолога с ребенком, с классом, тренинги об щения, по самопознанию, этикету — основные формы работы классного руководителя в этом направлении. Привлечение способных и одаренных ребят к научно-исследовательской деятельности, участие ребят в пред метных конференциях, олимпиадах, вечерах, конкур сах, «встречи с интересными людьми», проведение самотестирования интересов, склонностей стимулирует процесс развития познавательных способностей, помогает при выборе возможной профессии или пред метной области знаний, которая соответствует инди видуальным характеристикам подростка».
- Организация общения подростков как средство развития культуры отношений. Это и туристическая, и кра еведческая деятельность, экскурсии и вечера отдыха, «огоньки» и «посиделки».
- Знакомство с основными профессиями современного производства: посещение заводов, фабрик, крестьянских хозяйств; встречи с людьми разных профессий; орга низация работы ремонтной бригады; участие в восстановлении памятников культуры; проведение индивиду альных бесед с учащимися по выбору ими дальнейшего жизненного пути, классных часов, (например, занятие «Выбор профессии», основная цель которого — рас крыть перед ребятами многообразие профессий, их во стребованность в обществе, а также определение лич ностных интересов и даже возможной специальности путем самодиагностики).
Психологические особенности детей 16-17 лет (10-11 класс)
Учащиеся 10-11 классов попадают в ситуацию новой социальной позиции старших школьников, что в свою очередь становится областью психологических трудностей. Необходима специальная работа по преемственности в обучении. Работа по преемственности со старшими школь никами в большей степени связана с подготовкой их к восприятию нового пространства в своей жизни через специально организованные учебные занятия, уроки по психологии, встречи с представителями других профес сий, взаимодействие с ВУЗами и т.д. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системы.
Специальная готовность на старшей ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей сред ней школы, углублением знаний по предметам и специа лизации и выбором будущей профессии для перехода из школы в ВУЗ или профессиональную практическую сферу. У ребят изменяются приоритеты, актуальным стано вится общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в ВУЗ отдаляет учащихся (особенно в 11 классе) от активного участия в жизни класса и школы.
В работе со старшими школьниками 16-17 лет (10-11 клас сы) актуальность приобретает позиция классного руководителя «старшего товарища и советчика».
Классный руководитель оказывает помощь школьни кам в выборе соответствующего индивидуальным осо бенностям и учебным возможностям высшего учеб ного заведения, профессиональной деятельности (бе седы, привлечение для консультаций специалистов, занимающихся проблемами профориентации молодежи, посещение центров занятости).
- Поддержка школьников при участии в научно-исследовательской работе, в научно-практических конференциях.
- Классный руководитель координирует, а не организует деятельность учащихся по проведению вечеров отдыху «выездов на природу» с целью оздоровления учащихся, развития межличностных отношений, готовит вместе ребятами «Последний звонок» и «Выпускной бал».
- Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, конфликтов с педагогами школы.
- Классный руководитель настраивает учащихся на ус пешную сдачу выпускных экзаменов.
- Взаимодействие с родителями и учителями-предметниками по основным вопросам и проблемам жизне деятельности ребят.
Основное внимание классный руководитель должен уделять здо ровью школьников (оздоровительные мероприятия), ко ординации действий учителей по дозированию домаш него задания, оказанию помощи в решении личностных проблем ребят.
II. Ролевые позиции в педагогическом общении
Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разрабо тал теорию трансактного анализа общения. В его основе лежит философское предположение о том, что каждый че ловек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.
Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи лю дям, имеющим проблемы в общении. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людь ми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель-Р) состояние «Я», которое под разделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критиче ское родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентиро ваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверен ные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуа циях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рас смотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослое - В) состояние «Я» воспринимает и пе рерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способст вует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уни кальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответст венного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряже ния, получение приятных, иногда «острых», необходимых в опре деленной степени для нормальной жизнедеятельности впечатле ний. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживаю щийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражаю щее детское «Я».
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случай ного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с пози ции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики.
В личности каждого человека обнаруживаются все три со ставляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает по давлять другие, что обусловливает нарушение общения и пережи вается человеком, как внутреннее напряжение. (Таблица 1.)
Таблица 1
Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция «Я» | Типичные способы поведения, высказывания | |
1 | 2 | |
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает: «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем» |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает: «Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!» | |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение: «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе» | |
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, импульсивное, хитрое, эго центричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабли вающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабли вающееся к нормам, уступчивое поведе ние: «Я бы с радостью, но у нас будут неприят ности» | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведе ние: «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете» |
Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно кон тролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».
С психологической точки зрения содержание педагогическо го общения может быть очень многообразным по ролевым позици ям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значе ние то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:
1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель - дитя».
«Ты - тупой!», «Ты - трус!», «Ты - безответственный чело век!», «Негодяй!» и т. п.
Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретно его поступки.
Этими словами педагог уже программирует подростка на все дурное и низкое.
Если родитель постоянно позитивно оценивает личность учащегося в целом, а не его поступки, то у подростка возможно формирование истероидных черт характера в виде гипертрофии потребности в восторженном, восхищенном признании его лично сти.
2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель - взрослый».
обращение к подростку, как взрослому
Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время здесь отчетливо выступает педагогическое мастерство учителя. Основная трудность заключается в том, чтобы не допус тить ошибок двоякого плана.
Первая - чтобы, воздействуя на ученика, не поставить его в позицию «дитя», потому что речь идет об обращении к нему, как к взрослому, вторая - самому педагогу сохранять позицию «Взрос лого».
Например, если вы даете задание: «Вот тебе веник, подмети кабинет, сделай это так-то и так-то», то это будет стиль - «Роди тель-дитя», а если вы поручаете навести порядок в кабинете, а как он будет делать, предоставляете решать и отвечать за решение ему самому, то это уже отношения стиля «Родитель - взрослый».
3) Отношения педагога к учащемуся как «Взрослый - ро дитель».
«Я прошу тебя, потому что ты - не забудешь».
Ребенка мы превращаем не просто в «помощника педагога», а в защитника интересов педагога. Например, вы поручаете ученику следить за временем. В данном случае важно выдержать определенный тон общения с под ростком, в котором присутствует и озабоченность, и подчеркнутая заинтересованность в помощи именно данного учащегося.
4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый - взрослый».
Правило, которого следует придерживаться педагогу в этой позиции, - правило 3«П»: понимание, приятие, признание.
Понимание означает умение увидеть подростка «изнутри», умение взглянуть на ситуацию одновременно с двух точек зрения: своей собственной и подростка.
Приятие - означает безусловно положительное отношение к подростку, его индивидуальности - независимости от того, радует он взрослых в данный момент или нет; признание его уникальности.
Признание - это, прежде всего, право подростка в решении тех ли иных проблем.
Тест «Родитель - Взрослый - Дитя»
Инструкция. С помощью теста попробуйте определить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении, оценивая приве денные высказывания в баллах от 0 до 10.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители, как более зрелые люди, должны устраивать се мейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
- Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как и многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объектив ность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хо чу уступать.
- Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от об стоятельств.
Обработка результатов тестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
I (состояние «Ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II (состояние «Взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III (состояние «Родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Если у Вас получится формула II, I, III, то это значит, что Вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у Вас получится формула III, I, II, то для Вас характер на категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не забо тясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I («Ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не все гда умеете управлять своими эмоциями.
Ролевой тренинг
В парах учителей разыгрываются коммуникативные ситуации, остальные педагоги пытаются определить ролевую позицию каждого участника (роди тель - взрослый - дитя):
- «Просьба» - участнику нужно попросить что-то для него очень важное у человека, который не склонен сразу удовлетворить его просьбу.
- «Требование» - потребовать что-либо у человека, который не склонен выполнить это требование.
- «Обида» - высказать свою обиду другому человеку, кото рый, возможно, считает, что она вполне заслужена (т. е. сам вино ват).
- «Неудовольствие» - выразить свое неудовольствие чело веку, который считает, что поступил правильно.
- «Оправдание» - принести извинение за опоздание.
Упражнение «Социальные ситуации общения»
Педагогам предлагается рассмотреть социальные ситуации общения, вызы вающие у людей наибольшие психологические трудности, найти приемы правильного обращения одного партнера к другому в по добного рода ситуациях и заполнить графы в столбцах таблицы 2 и 3 .
Характеристика социально-психологической ситуации | Как обычно ведет себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навы ками общения | Примеры правильного вербального обраще ния к партнеру по об щению в подобной ситуации |
1 | 2 | 3 |
Обращение к другому человеку с просьбой | ||
Отказ в просьбе, обращенной лич но к вам | ||
Высказывание одобрения, ком плиментов в ад рес человека | ||
Осуждение чело века, высказыва ние в его адрес критики или не одобрения | ||
Выражение по нимания позиции другого человека, но без ее одобре ния и принятия | ||
Обращение к ко му-либо с прось бой высказать свое мнение |
Возможный вариант заполненной таблицы
Характеристика социально-психологической ситуации | Как обычно ведет себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навы ками общения | Примеры правильного вербального обраще ния к партнеру по об щению в подобной ситуации |
1 | 2 | 3 |
Обращение к другому человеку с просьбой | Прямое высказывание сво ей просьбы в вежливой форме, без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партне ром | «Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос» |
Отказ в просьбе, обращенной лич но к вам | Прямое, недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументиро ванный отказ выполнять просьбу | «Искренне сожалею, но не могу выпол нить Вашу просьбу по той причине, что...» |
Высказывание одобрения, ком плиментов в ад рес человека | Прямое, искреннее выска зывание с добрыми чувст вами и улыбкой на лице, свидетельствующей о без условно положительном отношении к данному че ловеку или совершенному им поступку | «Мне нравится Ваш поступок»; «Я вами восхищен»; «Мне в Вас особенно нра вится...» |
Осуждение чело века, высказыва ние в его адрес критики или не одобрения | Прямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определенно указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступок | «Я не могу, к сожа лению, согласиться с Вами»; «Я не одоб ряю Ваш поступок и делаю это по той. причине, что...» |
Выражение по нимания позиции другого человека, но без ее одобре ния и принятия | Высказывание, в котором выражено понимание позиции другого, призна ние за ним права придер живаться ее, но без ее при нятия и одобрения как пра вильной | «Мне понятна Ваша позиция, в ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но лично я принять это и согласиться не могу, поэтому наме рен Вас критико вать» |
Обращение к ко му-либо с прось бой высказать свое мнение | Открытое и прямое выска зывание, содержащее просьбу высказать свое мнение другому лицу, не скрывая своей позиции, отношения и оценки в свя зи с обсуждаемым вопро сом | «Я хотел бы знать, что лично вы думае те по данному во просу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...
Деятельность классного руководителя по организации учебной работы классного коллектива
Классный руководитель - это не просто организатор, это дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя - это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании ...
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...
Презентация "Использование системно-деятельностного подхода в деятельности классного руководителя"
Презентация может быть использована на заседании МО классных руководителей....
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"
Формы и метод работы с неблагополучными семьями Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...