доклад
статья на тему

" Организация и проведение практических занятий в условиях внедрения ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Организация и проведение практических занятий

в условиях внедрения ФГОС нового поколения».

Подготовила учитель технологии

МКОУ лицей № 4 Соколенко О.А.

  Актуальность выбранной темы и необходимость её разработки обусловлена переходом на новые государственные образовательные стандарты.. Прежде всего, это относится к целям образования, содержанию образования, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов.

Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.

  Деятельность в условиях современного производства требует от специалиста применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, которые приобретает учащийся на уроках технологии, приобретаются в процессе практических занятий.  Например, на уроках кулинарии, учащиеся должны не только уметь приготовить различные блюда, но и уметь определять качество приготовленных блюд с помощью органов чувств перед подачей их к столу, должны попробовать на вкус, определить вкус и запах, консистенцию,  форму изделий, т.е. провести дегустацию. Поэтому практические занятия  формируют  общие и профессиональные компетенции, несмотря на то, будет ли учащаяся поваром или нет.

Практическая работа - это такой метод обучения, при котором обучающиеся под руководством учителя по плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: 

1) постановку темы занятий и определение задач практической работы;

2) определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение практической работы обучающимися и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4) подведение итогов практической работы и формулирование основных выводов.

Целями выполнения  практических занятий являются:

  • формирование практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины  по конкретным разделам (темам);
  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике;
  • развитие интеллектуальных умений;
  • выработка при решении поставленных задач таких значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

            Формы организации работы обучающихся на практических занятиях:

1) фронтальная,             2) групповая,                3) индивидуальная.

  • При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
  • Групповая форма организации занятий характеризуется тем, что одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек, а при индивидуальной форме организации занятий каждый учащийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуются:

  •  методическое сопровождение заданий и упражнений;
  •  применение тестового контроля, определяющего уровень теоретической подготовленности к  практическому занятию;
  •  использование в практике преподавания поисковых, лабораторных работ, построенных с применением методов проблемного обучения;
  •  проведение практических занятий с применением заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Выполнение  практических работ формирует у учащегося:

  • учебно-аналитические умения (обобщение и систематизация теоретических знаний);
  • углубленные теоретические знания  по изучаемому разделу;
  • умения применять свои знания на практике самостоятельно;
  • креативные умения учащихся.

Можно выделить следующие основные функции практических занятий:

- закрепление теоретических знаний на практике;

- усвоение умений исследовательской работы;

- усвоение умений практической  работы;

- применение теоретических знаний для решения практических задач;

-самопознание и саморазвитие учащегося.

Продолжительность практического занятия зависит от изучаемого материала. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1) подготовка учащихся к занятию;

 2) проверка учителем теоретической подготовленности к занятию;

 3) инструктирование по проведению ими практической работы;

 4) выполнение практических заданий;

 5) обсуждение итогов выполнения работы;

 6) оценка учителем выполненных заданий и степени овладения обучающимися соответствующими умениями.

Практические занятия могут  носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от обучающихся самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы.

 В работах, носящих поисковый характер, обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании практических занятий возможно сочетание репродуктивных, частично-поисковых и поисковых заданий.

В условиях подготовки к внедрению нового стандарта в основной школе, любой учитель рассматривает позиции всех участников образовательного процесса (государства, родителей, нас самих – учителей и наших учеников), ожидающих каких-то определенных результатов преподавания различных предметов, в том числе – и технологии. В этом смысле учитель невольно сталкивается с существующими противоречиями: с одной стороны – есть базовая программа, которую необходимо выполнять, а с другой стороны - нельзя не учитывать изменяющиеся в современных условиях интересы родителей и самих учащихся. 
Изготовление швейных изделий, являющееся одним из базовых разделов любой программы по технологии, не привлекательно для большинства учащихся и такое содержание предмета не может служить мотивацией к изучению технологии. Нужно признать также объективный факт - изготовить собственное изделие на должном уровне учащиеся среднего звена пока еще не могут, а затраты на основные и дополнительные материалы, фурнитуру достаточно велики. Таким образом, недовольны результатом бывают и родители, и учитель, который вкладывает много труда, работая практически индивидуально с каждой учащейся. 

Кроме того, учащиеся всех возрастов чаще проявляют желание сделать изделие не «по программе», а по своему индивидуальному вкусу, соответствующее современным направлениям моды. Сегодняшние учащиеся предпочитают те виды рукоделия, которые дают быстрый и привлекательный, по их мнению результат. Однако, необходимые швейные машины, помогающие им создавать современные изделия - есть в редких школах. Именно современные материалы и оборудование, позволяющие качественно шить одежду, заниматься бытовым дизайном, существенно влияют на интерес школьников к предмету. Большой интерес проявляют школьники к изучению современных способов обработки материалов (квилинг, декупаж, батик, валяние и др.), к занятиям кулинарией и карвингом, к проектной деятельности. Отличные результаты обучения ученики показывают, если на уроках используется актуальная для подростков коллективная (групповая) форма организации работы. Проектная деятельность, в свою очередь, основывается на выявлении и удовлетворении уже имеющихся потребностей, поэтому мотивация к ней изначально высокая. 
       Примерная программа предмета «Технология» в основной школе составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности. Так, выпускники начальной школы, обучающиеся в соответствии с новым ФГОС, в результате курса технологии должны выполнить и защитить 3 проекта: проект с использованием информационных технологий, проект по изготовлению изделий из бумаги, проект по изготовлению изделий из ткани. В сентябре 2015 года выпускники начальной школы придут в 5 класс. И здесь основная роль отводится творческим проектам.
Уже выпущены учебники для 5-х  и 6 классов, соответствующие ФГОС 2010 года. Так, учебник «Технология ведения дома» (авторы В.Д. Симоненко, Н.Д. Синица), соответствующий ФГОС, предполагает выполнение учащимися 5 класса следующих проектов: оформление интерьера своего дома (кухни), изготовление кулинарных блюд, изготовление и декорирование швейных изделий. 
В процессе работы над проектом воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует самоопределению и самореализации учащихся.  Изучая опыт других педагогов, работающих в этом направлении, вполне согласишься с ними в том, что структурно программа должна состоять из большого набора вариативных модулей с примерным вариативным содержанием. Чтобы учитель мог, в зависимости от конкретных условий своего региона, школы и класса, пожеланий родителей собрать программу, включить в нее наиболее востребованные сегодня модули, добавить новые, а вместе с этим эффективно  внедрять различные виды практических занятитй, на которых будет формироваться положительная мотивация учащихся к изучению материала. В любом случае необходимо использовать проектный метод обучения, создавать условия для презентаций, показа на выставках или мастер-классах учащимися своих работ, как на уровне школы, так и на внешкольных мероприятиях.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что практические занятия  являются основными видами учебных занятий, направленными на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и практических умений. Они  составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.  В ходе выполнения  практической работы, учащиеся  учатся организовывать собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию,  оценивают и корректируют собственную деятельность, несут ответственность за результаты своей работы; осуществляют поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач; работают в команде, все это влияет на формирование общих компетенций учащиеся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...