Рабочая программа по обществозанию 8 класс
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
для учащихся 8 классов
Екатеринбург 2014
Рабочая программа по «Обществознанию» 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России от 9 марта 2004 г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень). – Сборник нормативных документов. Обществознание. – М.: Дрофа, 2004.
- Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «Обществознание».
- Учебный план на 2014-2015 учебный год.
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Основу изучения курса обществознания составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
-Личность и общество
-Сфера духовной жизни
-Экономика
-Социальная сфера
Цели курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Задачи:
- достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Основу изучения курса обществознания составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
-Личность и общество
-Сфера духовной жизни
-Экономика
-Социальная сфера
Программа рассчитана на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб.и практ. | Экс- курсии | Сам. раб. | Контрольно-диагностич. | ||||
1 | Введение | 1н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
I. | Тема 1. Личность и общество | 4 | 1 | - | 2 | ||
2 | Быть личностью | 2н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 3н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
4 | Развитие общества | 4н.09 | 1 | - | - | - | - |
5 | Повторительно- обобщающий урок | 1н.10 | 1 | - | - | - | - |
II. | Тема 2. Сфера духовной культуры | 8 | |||||
6 | Сфера духовной жизни | 2н.10 | 1 | - | - | - | - |
7 | Мораль | 3н.10 | 1 | - | - | 1 | - |
8 | Долг и совесть | 4н.10 | 1 | 1 | - | - | - |
9 | Моральный выбор – это ответственность | 5н.10 | 1 | 1 | - | 2 | |
10 | Образование | 1н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
11 | Наука в современном обществе | 2н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
12 | Религия как одна из форм культуры | 3н.11 | 1 | - | - | - | - |
13 | Повторительно-обещающий урок | 4н.11 | 1 | 1 | - | - | - |
III. | Тема 3. Экономика | 13 | 1 | - | 1 | - | |
14 | Экономика и её роль в жизни общества | 1н.12 | 1 | - | - | 1 | |
15 | Главные вопросы экономики | 2н.12 | 1 | - | - | - | - |
17 | Собственность | 3н.12 | 1 | 1 | - | - | - |
18 | Рыночная экономика | 4н.12 | 1 | - | - | - | - |
19 | Производство – основа экономики | 5н.12. | 1 | - | - | 1 | - |
20 | Предпринимательская деятельность | 2н.01 | 1 | - | - | - | - |
21 | Роль государства в экономике. Государственный бюджет РФ | 3н.01 | 1 | 1 | - | - | - |
22 | Распределение доходов | 4н.01 | 1 | - | - | - | - |
23 | Потребление | 5н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
24 | Инфляция и семейная экономика | 2н.02 | 1 | - | - | - | - |
25 | Безработица, её причины и последствия | 3н.02 | - | - | - | - | - |
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | 4н.02 | 1 | 1 | - | - | - |
27. | Банковская система России. Пенсионные программы. | 1н.03 | - | - | - | 1 | - |
28 | Повторительно-обещающий урок | 2н.03 | - | - | - | - | 1 |
IV. | Тема 4. Социальная сфера | 5 | 1 | - | 1 | ||
29 | Социальная структура общества | 3н.03 | 1 | - | - | - | - |
30 | Социальные статусы и роли | 4н.03 | 1 | - | - | - | - |
31 | Нации и межнациональные отношения | 1н.05 | 1 | - | - | 1 | - |
32 | Отклоняющее поведение | 2н.05 | 1 | 1 | - | - | - |
33 | Повторительное-обобщающий урок | 3н.05 | 1 | - | - | - | 1 |
34-35 | Итоговое повторение | 4-5н.05 | - | - | - | 1 | 1 |
Резерв | - | ||||||
Итого | 35 | 4 | - | 10 | 1 |
Содержание образования:
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности.
Тема 1. Личность и общество (4 ч.)
Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной жизни (8 ч.)
Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России. Мораль, нравственности. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Совесть как требование своих собственных постыдных поступков. Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Что такое наука? Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли современной науки. Наука – двигатель прогресса. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. Свобода вероисповедания.
Тема 3 . Экономика (13 ч.)
Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Нужно ли регулировать производство. Экономическая система и её функции. Типы экономических систем. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. Закон на страже права собственности. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализации. Производительность труда. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и её организационно-правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство. Государство и экономика. Налоги. Государственный бюджет РФ. Государственное воздействие на экономику.. Пенсионные программы. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Семейное потребление. Страхование. Экономические основы прав потребителей. Семейный бюджет номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковская система России. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Вопрос «отцы и дети». Межнациональные отношения. Отношения к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
1 Обществозание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [ и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010
2. О.А.Котова, Т.Е. Лискова . Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 8 класс. М.; Просвещение, 2012г.
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановского. М.; Просвещение, 2012 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей:
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; Реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации; Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Список литературы для учителя:
1. Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.Н. Боголюбова [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
2. Гаврилин А. В. Обществоведение. Базовое содержание и основные понятия. М., 2004
3. Глебова В. Л. Принципы разделения властей в различных формах государственного устройства. ПИШ № 5 2007 г.
4. Кондратенко И. Н. Семья в обществе. ПИШ № 3-4 2007 г.
5. Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. ПИШ № 1 1998 г.
6. Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. – М., 2003 г.
7. Обществознание. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова/ С. Н. Степанько. Волгоград, 2005
8. Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.
- Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование : метод. Пособие для учителя с дидакт. Материалами / А.Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
- Прутченков А.С. Школа жизни : метод. Разработки социально-психолог. тренинга / А.С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
Список литературы для обучающихся:
- Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение 2010.
- Козленко С.И, Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., 2008
- Ивашкевич Л.Д. Шпаргалка по обществознанию. Ростов – на – Дону, 2004
- Школьный словарь по обществознанию. М, 2003
- Черняк В. З. Экономика. М., 2005
Материально-техническое обеспечение:
Раздел 1. Мебель.
Парты ученические – 15 шт.
Стулья ученические – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Шкафы книжные – 5 шт.
Тумбы - 2
Стол компьютерный – 1 шт.
Доска учебная – 1 шт.
Раздел 2. Технические средства.
Проектор – 1
Экран – 1
Ноутбук – 1
Колонки - 2
Раздел 3. Учебное оборудование.
Раздел 4.
-Таблицы, схемы по сферам жизни общества: экономическая,
политическая, социальная, духовная.
Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).
-Памятки для учащихся по всем разделам.
-Тестовые задания по всем разделам.
-Разноуровневые задания по всем разделам.
Сведения о составителях (авторах) программы:
ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель истории
Квалификационная категория: первая
Наличие учёной степени, почётных званий: нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...