Рабочая программа по обществозанию 7 класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
для учащихся 7 классов
Екатеринбург 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России от 9 марта 2004 г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень). – Сборник нормативных документов. Обществознание. – М.: Дрофа, 2004.
- Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «Обществознание».
- Учебный план на 2014-2015 учебный год.
Курс обществознание позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые навыки, лежащие в основе примерного поведения.
В основе содержания курса обществознания лежат ведущие системообразующие идеи. В процессе обучения у учащихся формируется познавательный и практический опыт деятельности, решение познавательных и творческих задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучения обществознания в 7 классе – это второй этап, которые ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учётом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального этапа, познавательных возможностей учащихся.
Цели курса:
- развить личность в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, уважение к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённых в Конституции РФ;
- освоить систему знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
- овладеть умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- продолжить формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий в также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; и для содействия правовым способам и средствам защиты правопорядка в обществе.
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Задачи курса:
- продолжить формировать представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;
- способствовать созданию и поддержанию условий для социализации личности.
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова.
В основу программы положена интеграция современных социологических, экономических, политических, правовых, этических, социально-психологических знаний в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.
- С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы используются: формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
- технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Основу изучения курса обществознания составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
-Человек и закон
-Человек и экономика
Программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб.и практ. | Экс- курсии | Сам. раб. | Контрольно-диагностич. | ||||
1 | Введение. Как работать с учебником. | 1н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
I. | Тема 1. Человек и закон | 15 | 1 | - | 8 | 1 | |
2-3 | Что значит жить по правилам | 2-3н.09 | 2 | - | - | 1 | - |
4-5 | Права и обязанности граждан | 4-5н.09 | 2 | - | - | 1 | - |
6-7 | Почему важно соблюдать законы | 1-2н.10 | 2 | - | - | 1 | - |
8-9 | Защита Отечества | 3-4н.10 | 2 | - | - | 1 | - |
10-11 | Что такое дисциплина | 2-3н.11 | 2 | - | - | 1 | - |
12-13 | Виновен - отвечай | 4-5н.11 | 2 | - | - | 1 | - |
14-15 | Кто стоит на страже закона | 1-2н.12 | 2 | 1 | - | 1 | - |
16 | Повторение по теме «Человек и закон» | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
II. | Тема 2.Человек и экономика | 16 | - | - | 7 | - | |
17-18 | Экономика и её основные участники | 4-5н.12 | 2 | - | 1 | 1 | - |
19-20 | Золотые руки работника | 2-3н.01 | 2 | - | 1 | 1 | - |
21-22 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 4-05н.01 | 2 | - | - | 1 | 1 |
23-24 | Виды и формы бизнеса | 1-2н.02 | 2 | - | - | 1 | |
25-26 | Обмен, торговля, реклама | 3-4н.02 | 2 | - | - | 1 | - |
27-28 | Деньги, их функции | 1-2н.03 | 2 | - | - | 1 | - |
29 | Карманные деньги: за и против | 3н.03 | 1 | 1 | - | - | - |
30-31 | Экономика семьи | 4н.03-1н.04 | 1 | - | - | 1 | - |
32 | Бюджет моей семьи | 2н.04 | 1 | 1 | - | - | - |
33 | Повторение по теме «Человек и экономика» | 3н.04 | 1 | - | - | - | 1 |
34-35 | Итоговое повторение | 4н.04.-1н.05 | 2 | - | - | - | 1 |
Резерв | - | ||||||
Итого | 35 | 1 | 2 | 15 | 4 |
Содержание образования:
Введение. Как работать с учебником (1 ч.)
Знакомство с курсом «Обществознание 7 класс». Цели и задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника
Тема 1.Человек и закон (15 ч.)
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга. Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен - отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает нарушителя. Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. "Моя полиция меня бережет..."
Тема 2. Человек и экономика (16 ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики. Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка, прибыль. Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему необходимо в наши дни повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Появление денег как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции денег. Инфляция. Карманные деньги. Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
- Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.— М., 2006.
- Рабочая тетрадь по обществознанию 7 класс. Авторы О.А. Котова,
Т.Е. Лискова, издательство Просвещение 2013.
- Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
- «Обществознание».7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. «Учитель».Волгоград.2007.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации.
Список литературы для учителя:
1. Гаврилин А. В. Обществоведение. Базовое содержание и основные понятия. М., 2004.
2. Глебова В. Л. Принципы разделения властей в различных формах государственного устройства. ПИШ № 5 2007.
3. Мишина И. Н. Человек в мире экономики. ПИШ № 3-4 2007.
4. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова/ С. Н. Степанько. Волгоград, 2005.
Список литературы для обучающихся:
1.Нородецкий П.С. Человек и закон 7 класс. – М., 2002.
2. Козленко С.И, Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., 2008.
3. Ивашкевич Л.Д. Шпаргалка по обществознанию. Ростов – на – Дону, 2004.
4. Обществознание: 7 – 9 класс. / Под ред. А.Ф. Никитина. – М., 2001.
5. Школьный словарь по обществознанию. М, 2003
6. Чернышева О. А. Обществознание 7 класс. Ростов – на – Дону, 2008.
7. Черняк В. З. Экономика. М., 2005.
8. Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. ПИШ № 1 1998 г.
9. Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002.
Материально-техническое обеспечение:
Раздел 1. Мебель.
Парты ученические – 15 шт.
Стулья ученические – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Шкафы книжные – 5 шт.
Тумбы - 2
Стол компьютерный – 1 шт.
Доска учебная – 1 шт.
Раздел 2. Технические средства.
Проектор – 1
Экран – 1
Ноутбук – 1
Колонки - 2
Раздел 3. Учебное оборудование.
Раздел 4.
-Таблицы, схемы по сферам жизни общества: экономическая,
политическая, социальная, духовная.
Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).
-Памятки для учащихся по всем разделам.
-Тестовые задания по всем разделам.
-Разноуровневые задания по всем разделам.
Сведения о составителях (авторах) программы:
ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель истории
Квалификационная категория: первая
Наличие учёной степени, почётных званий: нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по обществозанию 6 класс(УМК Л.Н. Боголюбова)
Рабочая программа...