Презентация "Формирование УУД на уроках математики"
презентация к уроку на тему
В презентации дано определение УУД, виды УУД, перечислены виды заданий, которые можно применять для формирования УУД на уроках математики. Представлены примеры заданий для формирования УУД на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy.pptx | 243.24 КБ |
slayd_2.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; 2 . Ставить учебные цели; 3 . Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей; 4 . Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; 6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД:
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Личностные универсальные учебные действия
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическая ориентация. Личностные УУД включают:
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Регулятивные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Выделяются : общеучебные действия; логические действия; действия постановки и решения проблем . Познавательные универсальные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Общеучебные универсальные действия :
анализ объектов; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Логические универсальные действия:
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Постановка и решение проблемы:
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Коммуникативные универсальные учебные действия
выделять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; различать обоснованные и необоснованные суждения; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д .); устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий. Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика
Коммуникативные способности ребенка, включающие в себя : желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу !»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. К ритерии сформированности коммуникативных действий:
Может стать способность выбирать средства для своего поведения · планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Критерии сформированности регулятивных действий:
Уровень развития морального сознания; Присвоение моральных норм, выступающих регулятором морального поведения; Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации. Критерии сформированности личностных УУД:
наличие проблемной ситуации, что позволит активизировать творческое отношение к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, что позволит выстроить последовательность выполнения задачи и предвидение конечного результата; обеспечение учеников необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи; оценивание знаний учащихся с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, сотрудничества. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Задача учителя заключается в создании следующих условий:
Виды заданий, формирующие личностные УУД: Участие в проектах; Подведение итогов урока; Творческие задания; Дневники достижений; Самооценка событий.
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Преднамеренные ошибки »; Задания, нацеленные на прогнозирование результата; Поиск информации в предложенных источниках ; Взаимоконтроль ; Дифференцированные задания; Задания, содержащие элементы исследовательской деятельности; Тренинговые задания; Маршрутные листы; К онтрольный опрос на определенную проблему.
Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «Найди отличия» (можно задать их количество); «На что похоже?»; Поиск лишнего «Лабиринты »; Упорядочивание ; «Цепочки »; Хитроумные решения; Составление схем-опор; Работа с разного вида таблицами; Составление и распознавание диаграмм; Работа со справочниками, словарями; Изготовление моделей.
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД: Составь задание партнеру; Отзыв на работу товарища; Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса ; Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); « Подготовь рассказ...», «опиши устно ...», « объясни ...»…; Диспуты.
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Личностные УУД: 1. Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды? 2. Придумайте и решите задачу: А) про двух рабочих, которые должны изготовить 840 деталей, причем один делает в час 60 деталей, а другой – 80 деталей; Б) про две тракторные бригады, которые должны вспахать 840 га; В) п ро два ткацких станка. 3. Построить композицию видов движений для самостоятельно выбранной фигуры
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Регулятивные УУД: 46,2│ 15 - 3,08 45 120 - 120 0 46,2│ 15 - 3,8 45 120 - 120 0 49,6│ 8 - 51,2 40 9 - 8 16 - 16 0 1. Проверить решения. Какое из них верное? Как появились ошибки в других решениях? 2. Опишите число 6 как можно большим количеством способов (не менее 6 способов) 3. Найти значение выражения: 32,567 ∙ 6,7 + 3,3 ∙ 32,567 - 325
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Коммуникативные УУД: 1. Составьте уравнение, при решении которого: а ) не нужно раскрывать скобки, но нужно переносить слагаемые из одной части в другую; б ) нужно и раскрыть скобки, и переносить слагаемые из одной части в другую. Решите составленные уравнения. 3. Составить «шпаргалку» на тему «Треугольник» 2. Устный счет: 1 колонка 0,4 ∙ 4 = … … + 5,2 = … … - 2 = … … : 6 = … 2 колонка 2 : = … … ∙ = … … - = … … ∙ 0,4 = … 3 колонка 1 - = … … ∙ 3 = … … : = … … + 2 =…
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Познавательные УУД: 1. Озаглавьте каждый столбик и добавьте в каждый из них по одному своему примеру:
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Познавательные УУД: 2. Вставьте пропущенные числа в верных равенствах: 1) 12 – ( - 5) = 12 + … = … 2 ) … - 6 = … + (-6) = -3 3 ) 12 – (…) = 12 + (-21) = … 4 ) -76 – (-79) = … + … = … 5 ) -32 - … = … + … = -5 6 ) … - (-71) = … + … = 0
3. Тихий океан – 179 млн. Атлантический океан – 93 млн. Индийский океан – 75 млн. Северный Ледовитый океан – 13 млн. Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Познавательные УУД: Используя исходные данные, укажите диаграмму площадей океанов
Предварительный просмотр:
Формирование УУД
Каждый учебный предмет, в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Формирование УУД является целенаправленным системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Слайд 2.
- В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 3.
Функции УУД:
1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
2. Ставить учебные цели;
3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей;
4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 4.
Слайд 5.
Личностные универсальные учебные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Слайд 6.
Личностные УУД включают:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- нравственно-этическая ориентация.
Слайд 7.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
Слайд 8.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Слайд 9.
Познавательные универсальные учебные действия
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Выделяются:
- общеучебные действия;
- логические действия;
- действия постановки и решения проблем.
Слайд 10.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Слайд 11.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов;
- синтез — составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 12.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 13.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Слайд 14.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика
- выделять тип задач и способы их решения;
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- обосновывать этапы решения учебной задачи;
- производить анализ и преобразование информации;
- проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Слайд 15.
Критерии сформированности коммуникативных действий:
Коммуникативные способности ребенка, включающие в себя :
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Слайд 16.
Критерии сформированности регулятивных действий:
Может стать способность
- выбирать средства для своего поведения · планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
- начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Слайд 17.
Критерии сформированности личностных УУД:
- Уровень развития морального сознания;
- Присвоение моральных норм, выступающих регулятором морального поведения;
- Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
Слайд 18.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Задача учителя заключается в создании следующих условий:
- наличие проблемной ситуации, что позволит активизировать творческое отношение к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, что позволит выстроить последовательность выполнения задачи и предвидение конечного результата;
- обеспечение учеников необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи;
- оценивание знаний учащихся с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, сотрудничества.
Слайд 19.
Виды заданий, формирующие личностные УУД:
- Участие в проектах;
- Подведение итогов урока;
- Творческие задания;
- Дневники достижений;
- Самооценка событий.
Слайд 20.
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:
- Преднамеренные ошибки»;
- Задания, нацеленные на прогнозирование результата;
- Поиск информации в предложенных источниках;
- Взаимоконтроль;
- Дифференцированные задания;
- Задания, содержащие элементы исследовательской деятельности;
- Тренинговые задания;
- Маршрутные листы;
- Контрольный опрос на определенную проблему.
Слайд 21.
Виды заданий, формирующие познавательные УУД:
- «Найди отличия» (можно задать их количество);
- «На что похоже?»;
- Поиск лишнего
- «Лабиринты»;
- Упорядочивание;
- «Цепочки»;
- Хитроумные решения;
- Составление схем-опор;
- Работа с разного вида таблицами;
- Составление и распознавание диаграмм;
- Работа со справочниками, словарями;
- Изготовление моделей.
Слайд 22.
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:
- Составь задание партнеру;
- Отзыв на работу товарища;
- Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;
- Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»…;
- Диспуты.
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:
УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ:
Определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;
постановка целей самообразовательной деятельности;
выявление существенных признаков объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
владение цитированием и различными видами комментариев;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения и измерения;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования;
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных и публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии;
владение способами поддержки и укрепления собственного здоровья;
владение способами самозащиты и самообороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...