Статья " МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Статья Метод моделирования на уроках географии.
В настоящее время каждый урок -это деятельностный подход к обучению. Главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Географические умения нельзя сформировать с помощь рассказа, их можно сформировать используя практические работы. Сейчас использование инновационных форм и методов, применяемых в обучении, обуславливается развитием современных методов преподавания. Усиленная практическая направленность, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив должно является базой для принципиально нового подхода к обучению географии. В современных школах наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности, в том числе и на уроках географии. Поэтому для решения этой проблемы необходимо найти такие формы обучения, методы и приёмы, которые повысят эффективность усвоения географических знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и воспитать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение − актуальной проблемой .Одним из методов в современном обучении географии применяется метод моделирования, который позволяет активизировать мышление, то есть создать условия для «вынужденной активности» − это и позволяет включить учащегося в процесс изучения материала на уроке. Учащийся должен построить модель изучаемого материала, прочитав его в книге или услышав. Моделирование – это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приёмом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения. Это работа, которую учащиеся выполняют в процессе рассказа учителя или при самостоятельном изучении материала учебника. Модель не выполняют заранее, её выстраивают по ходу работы. В этом её главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей. Применяя метод моделирования на уроках географии, можно четко проследить развитие активности личности учащегося.
Карта - главная модель географии .Профиль - модель, поясняющая внутренние процессы оболочек Земли .Карты "идеальных" материков и территорий - основа для прогнозирования (на анализе карт идеальных материков основана методика развивающего обучения) .Математическая модель явления (метод балансов)
Освоив моделирование, учащиеся легко решают многочисленные разнообразные географические задачи, поставленные учителем, что указывает на степень усвоения ими материала. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.
В 5-6 классах, изучая материалы ,учащиеся на практике осваивают географические понятия и закономерности ,учатся ориентироваться, проводить измерения ,составлять простые карты, схемы, модели, познают «тайны» географических названий, создают географическую игротеку, легко решают географические задач
В старших классах обеспечивается качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем ,творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.
Таким образом, на уроках по географии необходимо проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять на основе географических карт анализ, сравнение, оценку процессов и явлений, обосновывать свою точку зрения в ходе дискуссий, ролевых игр, проводить наблюдения за географической средой и прогнозировать тенденции ее развития, моделирование различных географических задач. Современные требования к результатам географического образования ориентируют на формирование действенных знаний и практических умений как основы в развитии личности школьника. А это и есть средство подготовки учащегося к поведению в окружающей среде, в обществе, знание своей страны и мира, воспитание чувства патриотизма путем использования различных методов активизации учащегося на уроке.
Применяя метод моделирования на уроках географии, можно четко проследить развитие активности личности учащегося: от репродуктивной к реконструктивной и далее к творческой активности и самостоятельности. Все четыре вида активности являются показателями и индикаторами эффективности развития личности. Освоив моделирование, учащиеся легко решают многочисленные разнообразные географические задачи, поставленные учителем, что указывает на степень усвоения ими материала.
Учитель географии Шенцева Елена Александровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод моделирования на уроках
статья посвящена опыту использования метода моделирования при проведении лабораторных работ по экологии (биологии). Темы работ: "Регуляция численности в популяции на модели "хищник-жертва"; "Закономер...
Метод моделирования и его применение
Что понимается под моделированием задач? В широком смысле слова моделирование - это замена действий с реальными предметами действиями с их образами, моделями, муляжами и макетами.Предметное и гр...
Метод моделирования и использование мультимедийных средств в решении текстовых задач в 5 классе
Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в школьном курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в у...
Педагогическая статья по теме: "Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе".
Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ» г. Волжский, Волгоградской области Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку...
Статья:" Метод наглядного моделирования."
Помочь обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы в окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними....
Новые методы моделирования, метод наколки и мул моделирование.
Дизайнер – это, прежде всего, творческая профессия, поэтому такого специалиста невозможно представить без наличия творческих способностей и тонкого художественного вкуса....
статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Одна из основных задач дошкольного учреждения – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...