Современные педагогические технологии
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии
Курс «ОБЖ» в настоящее время приобретает особое значение в связи с большим количеством происшествий. Для обеспечения безопасности детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыком поведения в экстремальных ситуациях, и способности предвидеть, избегать их, вырабатывать у них умение защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям. Для этого требуется определенные технологии обучения.
Технология – (от греческого Teohne – искусство, мастерство, умение и сложная наука) это совокупность приемов, применения силы в каком либо дела, мастерстве.
Педагогическая технология – это система методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их воздействие, ставящая свое задачей оптимизацию форм образования.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя следующими положениями:
- Научный аспект : педагогическая технология – часть педагогической науки изучающая и разрабатывающая цели, содержания и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
- Процессуально –действительный аспект: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личных, инструментальных и методических педагогических средств.
- Процессуально – описательный аспект: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
В настоящее время существует множество различных технологий. Например по классификации Г.К. Селевко это :обще педагогические, развивающие, компьютерные, игровые технологии коллективной творческой деятельности, сотрудничество и другое. Условно технологическими можно разделить на традиционные и индивидуальные.
«Индивидуальная» - это не просто указание на новизну педагогического явления, процесса, действия, но общественное признание появление в педагогической реальности принципиально нового качества. Причем роль идет не о любом новом качестве, а о том, которое совпадает с тенденциями прогрессивного развития непедагогической реальности.
В преподавании курса «ОБЖ» я на занятиях успешно использую следующие индивидуальные педагогические технологии
- Технология коллективного способа обучения
- Технология модульного обучения
- Компьютерные технологии
- Педагогические мастерски
Технология коллективного способа обучения: пары сменного состава:
Коллективный способ обучения с применением диалогических пар сменного состава.
Существуют четыре организационные формы деятельности:
- Индивидуальная
- Парная (один учит другого)
- Групповая
- Коллективная
КСО включает в себя все четыре организационные формы
Перед КСО понимается такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Одна из технологий КСО: работает в парах сменного состава:
Целевые установки:
- Организация усвоения материала
- Развитие коммуникативных умений
- Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности
Алгоритм деятельности учителя
- Вводное слово по теме урока
- Выдача индивидуальных карточек
- Организация работы в парах сменного состава
- Работа в малых группах
- Обобщение работы малых групп
- Самостоятельная работа учащихся
- Взаимоконтроль
- Подведение итогов урока
Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика при работе в парах сменного состава
- Запишите в тетрадь дату и тему урока
- Получите карточку с заданием, прочтите ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить
- Выберите партнера с карточкой другого цвета. Перескажите содержание вашей корточки
- Выслушайте содержания карточки вашего партнера
- Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнения содержания карточек с тем что бы лучше понять и запомнить материал
- Обменяйтесь карточками, до тех пор пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам
- Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки
- Выйдите к доске и представьте работу малой группы
- Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек
- Сдайте тетрадь на проверку (или взаимоконтроль)
Параметры оценки
- Качество воспроизведения содержания всех карточек
- Умение общаться в парах и малых группах
- Умение организовать собственную показательную деятельность
Технология модульного обучения
Технология модульного обучения одно из направлений индивидуализированного обучения, позволяющая осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
МОДУЛЬ
(уровни содержания учебного материала)
Сокращенный Полный Углубленный
Обучающий модуль - автономная часть учебного материала
Компоненты обучающего модуля:
- Точно сформулированная учебная цель
- Банк информации : собственно учебный материал
- Методическое руководство по достижению целей
- Практические занятия по формированию необходимых условий
- Контрольная работа, строго соответствующая целям
Каждый модуль имеет структуру, отражающего основные элементы:
- Цель (общая или специальная)
- Входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения)
- Содержание (конспект, методы «формы обучения, процедуры оценок»)
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащих целей. При этом функции педагога могут варьировать от информационно – контролирующей до консультационно - координирующей.
Модульское обучение дает возможность эффективно реализовать межпредметных связей. Проявляется вероятность методов и форм усвоения содержания модуля.(погружение, взаимообучение, игра, практикум и т.д.)
Компьютерные технологии
Применение компьютерных технологий на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, предусматривает разнообразные приемы и методы обучения.
Варианты организации учебной работы на уроке, определяются содержанием учебного материала, количеством компьютеров и учащихся
Варианты
- Использование видеоряда учебника в качестве наглядного пособия (Приложение мультимедийного проекта – один компьютер)
- Самостоятельное изучение новой темы за индивидуальным компьютером
- Комбинированный урок (рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников 1 компьютер 2-3 учащихся)
- «Диагональная схема» урока (дифференцированное обучение) компьютеров меньше чем учащихся. Предусматривает работу с 3 и более групп по индивидуальному знанию по 10-12 минутам с компьютером
- Урок на основе групповой работы. (несколько групп изучают различный материал по мультемедийному учебнику по инструкциям преподавателя и готовит выступление по результатам работы)
- Игровой урок на основе групповой работы (урок – конкурс, урок – соревнование)
- Лабораторно – практические занятия с использованием мультимедийного учебника на основе самостоятельной работы каждого ученика или парной работы
- Использование материалов сети Интернет для творческой работы над рефератом или групповым проектом
Технология педагогическая мастерская
Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
По целям и способам деятельности различаются мастерские:
- Творческого письма
- Построение знаний
- По самопознанию
- Отношений и ценностных ориентаций
Целевые установки рассматриваемой технологии:
- Ведение мастерством своих учеников в процессе познания, в поиске знаний, не прямая передача информации – а обучение умению ставить проблемы и творчески искать ответ
- Предоставление учащегося психологических средств и педагогических условий позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать и научить понимать себя и свое место в мире, понимать других людей
- Воспитание уверенности в своих способностях
Эти цели достигаются тем, что в мастерской выслушивают каждого, идет обсуждение вопросов сначала в парах, затем в группах, идет освоение своего варианта решения, детального изучения решений других групп.
Алгоритм построения педагогической мастерской
Алгоритм деятельности педагогической мастерской зависит от вида мастерской. Однако можно выделить «стержневой алгоритм» и его модифицировать к различным видам мастерских.
- Индуктор задание дается для мотивации дальнейшей деятельности
- Создание творческого продукта основанного на деконструкции и реконструкции, индивидуального или в групповом взаимодействии, для предъявления группе и всем учащимся
- Социализация предъявление созданного продукта
- Промежуточная рефлексация самоконтроля деятельности
- Обращение к новой информации и ее обработка
- Корректировка творческого продукта
- Социализация
- Обща рефлексия и выход на новую систему проблем
Позиция ведущего мастерства – это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовывать учебную работу. С ним обсуждаются причины и неудача, составить программу действий.
Любой ученик имеет право на ошибку: путь к истине проходит через преодоление ошибок
Современные технологии тесно связаны с воспитательным процессом основательные принципы воспитания:
- Научность
- Гуманизм
- Демократизм
Приоритетность имеет и культурное наследие России, духовные ценности и традиции; систематичность; преемственность в развитии подрастающего поколения с учетом возрастных особенностей и различных способов, групп молодежи его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода.
Современные педагогические технологии способствуют повышению знаний, изучению усвоения материала студентами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...