Обобщение опыта по теме: "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"
опыты и эксперименты по теме

Еремина Людмила Александровна

В работе представлен опыт работы по теме : "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_vo_vneklassnoy_rabote.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

Доклад

Тема: Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов

Автор работы: преподаватель Еремина Л.А.

        

Пенза, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 глава. Компетентностный подход – основная траектория в современном образовательном процессе………………………………………………………………………3

2 глава. Своеобразие преподавательской деятельности в учреждениях СПО………………4

3 глава. Интегрированный характер проектной деятельности как способ формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся………………………….6

4 глава. Использование интегрированной  проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций обучающихся…………………………8

4.1. Творческий проект «Наша газета»…………………………………………………………9

4.2.  Исследовательские проекты профессиональной направленности……………………..10

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………………………..14

Приложения…………………………………………………………………………………......16

Введение

В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем – поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего человека, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал. Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий. От человека теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Мы живём во время, когда перемены во всех областях человеческой деятельности протекают очень быстро: возникают новые отрасли науки, принципиально изменяются технологии, происходят изменения в общественном сознании, системе потребностей и структуре ценностей. Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Сейчас обществу нужны люди, которые могут учиться самостоятельно, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, могут придать профессиональной деятельности инновационный характер, стремятся к саморазвитию. Здесь уместно вспомнить Сенеку: «Желающего судьба ведет, а не желающего тащит».

1 глава. Компетентностный подход – основная траектория в современном образовательном процессе

Под компетенцией в педагогической литературе понимается наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере. От компетенции следует отличать компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение человека к ней и предмету деятельности. Компетентность рассматривается как своего рода «коктейль» навыков,  в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность, креативность, стремление к саморазвитию, самообразованию, способность и готовность личности к той или иной деятельности. Модель выпускника учреждения профессионального образования – это, прежде всего, творческая личность, активно мыслящая, находящаяся в гармонии с окружающим миром; гибко ориентирующаяся в новой обстановке, умеющая творчески оценить любую информацию в любой области будущей деятельности; способная поставить цели и спрогнозировать последствия; способная к самооценке и саморазвитию. Задача каждого образовательного учреждения – максимально приблизить обучаемого к этой модели.

С формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования (ФГОС 3 поколения), также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций.

2 глава. Своеобразие преподавательской деятельности в учреждениях СПО

Главными требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений СПО  в современном обществе, являются профессионализм,  владение необходимым объемом профессионально значимых знаний, умений и навыков; наличие профессиональной культуры; умение оперативно и грамотно решать производственные задачи, планировать собственную деятельность; мобильность и быстрая степень адаптации в быстро меняющейся сфере профессиональной деятельности; трудолюбие; исполнительность; честность; добросовестность; креативность, творческое отношение к делу; инициативность. Развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.

Основная задача, стоящая перед педагогическим коллективом  учреждения СПО, состоит в том, чтобы, во-первых, дать обучающимся общеобразовательную подготовку в объеме средней школы (анализ экономистов показал, что повышение образовательного уровня служит прямым фактором повышения эффективности профессиональной подготовки); во-вторых, подготовить высококвалифицированных  компетентных специалистов на производство. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного, на мой взгляд, заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями, навыками, но и способен реализовать и реализует их в работе, в профессиональной деятельности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.

В ГБОУ СПО «Пензенский промышленно-технологический колледж» социальным педагогом Глазковой Т.С. была проведена психолого-педагогическая диагностика  обучающихся первого курса, где центральными вопросами исследования стали:

- обучаемость учащегося (память, внимание, мышление, темперамент);

- обученность;

- мотивация к учению;

- социальные условия.

Проведя такую диагностику, мы увидели, что из 128 первокурсников:

- у каждого третьего серьёзные нарушения памяти;

- у многих слабая концентрация внимания (помехоустойчивость), у половины слабая переключаемость;

- у 40% преобладает репродуктивное мышление, не сформированы мыслительные операции – анализ, синтез;

- у многих средняя и низкая мотивация к обучению.

Вывод получился один – необходимо использовать такие методы и формы работы, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают творческое мышление.

Традиционно считается, что преподаватели общеобразовательных дисциплин должны помочь студентам получить общее среднее образование, а преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения   должны подготовить квалифицированных конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. На мой взгляд, это устоявшееся мнение  требует в современных условиях корректировки, так как техническое обновление, автоматизация  производства, формирование информационного общества, совершенствование процессов управления и организации труда требуют не только овладения студентами совокупностью знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развития кругозора обучающихся, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Поэтому преподавателям общеобразовательных дисциплин, на мой взгляд,  необходимо перенести акцент на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость, самостоятельность и критичность мышления  и готовность к полезному труду.

Я работаю в ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский промышленно-технологический колледж» преподавателем русского языка и литературы. Специфика преподаваемых мною предметов во многом определяет мою систему учебно-воспитательной работы, выбор методов и приемов обучения. Приоритетное направление моей педагогической работы – создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды с учетом профессиональной направленности, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Я всегда помню о том, что я не только формирую речевую культуру обучающихся, их грамотность, духовный облик и нравственные ориентиры, но и способствую формированию и развитию ключевых компетенций студентов.  Большой потенциал это направление деятельности имеет во внеклассной работе, так как именно внеурочная деятельность позволяет в большей степени сформировать творческую активность, самостоятельность, исследовательские навыки, а также именно во внеклассной работе возможно интегрирование общеобразовательных и специальных предметов для совершенствования компетенций студентов.

3 глава. Интегрированный характер проектной деятельности как способ формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

На мой взгляд, на данный момент развития образования и в соответствии с главными требованиями к выпускникам учреждений СПО наиболее перспективным в учебно-познавательной деятельности студентов является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся  мире.  Я бы так сформулировала девиз современного проекта: «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить». Целью проектной деятельности является понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается по ходу выполнения со студентами. В настоящее время принято выделять шесть основных этапов работы над проектом: 

1. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

2. Обсуждение методических аспектов и организация работы студентов;

3.Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов;

4. Работа над проектом;

5.Подведение итогов, оформление результатов;

6. Презентация проекта.

Успех проектной деятельности студентов в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы. Проекты могут быть разной тематики, степени сложности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. В своей работе я применяю метод интегрированных (межпредметных) проектов, в основе которых лежит исследовательская деятельность обучающихся. Суть интегрированных проектов состоит в том, что студенты не только совершенствуют ключевые компетенции, такие как: 1) информационно-коммуникативные компетенции, связанные с освоением компьютера, программного обеспечения, умением пользоваться ресурсами Интернет, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками,  с формированием у обучающихся умения отстоять свою точку зрения, донести до партнера свои доводы, аргументы, логично стилистически грамотно изложить материал, использовать оптимальное количество и качество примеров, установить положительную коммуникацию с аудиторией при защите проекта; 2) социальные компетентности (способность действовать в обществе с учетом позиций других людей, умение работать в коллективе, толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов); 3) организаторские компетентности (способность освоения управленческой позиции), 4) предметные компетентности (способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры); 5) исследовательские компетентности (способность собирать, анализировать и презентовать материал); но также интегрированные проекты направлены на углубление профессиональных умений и навыков студентов, развитие интереса к профессии,  являются  способом творческого преломления профессиональных знаний и умений на практике. 

Темы проектов, по моему мнению, должны быть актуальны для практической жизни, для развития социально-культурной сферы Пензенского региона и требовать привлечения знаний студентов не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.

4 глава. Использование интегрированной  проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций обучающихся

В общей структуре деятельности  обучающихся  учреждений СПО  имеется педагогически организованная внеурочная деятельность, которая помогает не только с пользой организовать досуг студентов, но и направлена на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся. Именно внеклассная работа, на мой взгляд, способствует развитию творческих способностей обучающихся как необходимой составляющей высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста. На протяжении нескольких лет я активно использую во внеклассной работе интегрированную проектную деятельность, которая дает возможность студентам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей познавательной деятельности, результатом которой является создание «проектного продукта». Во внеклассной работе я вижу огромный потенциал для межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций. Я творчески сотрудничаю с преподавателями спецпредметов строительного профиля: совместная работа по организации студенческих научно-исследовательских и творческих проектов во внеурочное время уже дала положительные результаты, с которыми я  предлагаю ознакомиться.

4.1. Творческий проект «Наша газета»        

        В 2006 году в ГБОУ СПО «Пензенский промышленно-технологический колледж»  был запущен творческий проект – издание печатной газеты. Сначала она называлась “Наша газета”,  и выпускало ее творческое объединение, в которое входили ребята, обучающиеся по профессиям «Секретарь»  и «Оператор ЭВМ». Я являлась руководителем этого творческого объединения (редактором). Материал для газеты готовил редакционный совет из числа студентов, корректоры исправляли речевые, логические, фактические, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки. Технические редакторы отвечали за компьютерный набор текста, дизайн газеты. В процессе подготовки данного творческого проекта каждый студент мог проявить себя как творческая личность, включиться в деятельность, которая ему нравится. Главная цель, которая преследовалась мною при создании данного творческого объединения, - совершенствование профессиональных умений и навыков обучающихся (умения вести деловую беседу, владеть нормами устной и письменной речи, составления и редактирования текста, умения использовать и обслуживать файловую систему, настраивать средства оформления  и управления операционной системой,  использовать стандартные программы (MS Word, графический редактор Paint и др.), умения форматировать текст, осуществлять вставку различных объектов: рисунков, формул, диаграмм, колонтитулов), развитие познавательной активности студентов, творческих способностей, самостоятельности, инициативности, ответственности.  Свой опыт работы по созданию данного проекта печатной газеты в колледже я представляла в  2006 году на областных научно-технических чтениях, где  заняла 1 место с докладом «Роль творческого объединения в совершенствовании профессиональных умений обучающихся». Газета выпускается в колледже до сих пор. Теперь она называется “Наш колледж”. Девизом ее являются слова: «Будущее начинается здесь!». Выпускает издание в свет главный редактор, ведущий библиотекарь Савостина Ирина Петровна. Газета стремится стать зеркалом всех сторон жизни нашего колледжа, рассказывает о самом важном и интересном. Автором как маленькой заметки, так и большой статьи, может стать каждый преподаватель и каждый студент. “Наш колледж” знакомит с жизнью колледжа, рассказывает о внеклассных мероприятиях, предметных неделях, конкурсах профессионального мастерства, проходящих в нашем учебном заведении. Газета не остается в стороне от проблемных вопросов, острых молодежных тем, пропагандирует здоровый образ жизни, знакомит с памятными и знаменательными датами.  

4.2.  Исследовательские проекты профессиональной направленности

        На протяжении трех лет совместно с преподавателями спецдисциплин студенты под моим руководством создают исследовательские проекты, направленные на изучение отдельных проблем, связанных со спецификой будущей профессии.

Студентка группы 021-Д по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» Фадеева Светлана в 2010 году работала под моим научным руководством над проектом «Исследование феномена улыбки в современной жизни». Данная проблема заинтересовала Светлану, так как ее будущая профессия предполагает работу с людьми, умение устанавливать межличностный контакт, преодолевать конфликтные ситуации, и именно невербальные средства общения, к которым принадлежит и улыбка, способна гармонизировать отношения между людьми. В 2010 году Фадеева Светлана с данным проектом принимала участие во Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и  творческих работ обучающихся «Юность. Наука. Культура», организованном НС «Интеграция» в секции «Педагогика, психология» и стала Лауреатом, награждена Дипломом I степени. В 2011 году Светлана участвовала с данным проектом в X областной научно-практической конференции студентов учреждений СПО «Ступени в будущее».

Студенты группы 841-СТ по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Лебедева Татьяна и Аношин Вадим разрабатывали под моим научным руководством исследовательские проекты в области строительства. Большую помощь в теоретических вопросах и в выполнении практической части (компьютерного проектирования в программе ArCon) оказывали  обучающимся преподаватели спецпредметов. Татьяна подготовила социально ориентированный проект «Когда дом в радость», направленный на исследование  жилищно-бытовых условий проживания людей с ограниченными возможностями,  степени реализации государственной политики в Пензенской области в области обеспечения инвалидов жильем, максимально приспособленным для их проживания, а также разработала проекта жилого дома для людей с ограниченными возможностями в компьютерной программе ArCon . В 2009 году на областной конференции обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования Лебедева Татьяна с данным проектом заняла 1 место. Студент Аношин Вадим, осваивающий в колледже профессию строительного профиля, подготовил под моим руководством проект «Исследование современной строительной отрасли в Пензенском регионе: проблемы и перспективы», в котором студент рассмотрел современное состояние строительной отрасли и выявил перспективные направления в развитии стройиндустрии в Пензенском регионе:  развитие малоэтажного строительства, возведение новых микрорайонов из высотных домов, модернизация жилых домов, строительство домов эконом-класса с использованием местного сырья, строительство объектов придорожного сервиса и рекреационных объектов. В исследовании Вадимом предложен проект надстройки мансардного этажа к зданиям старой застройки, выполненный в программе ArCon.

С данным проектом студент выступил на X областной научно-практической конференции студентов учреждений СПО «Ступени в будущее» и занял I место в секции «Общепрофессиональные дисциплины». В этом году Вадим приступил к исследованию состояния пляжей в городе Пензе  и готовит творческий проект оборудования зоны отдыха для жителей города Пензы.

На мой взгляд, при создании проекта немаловажное значение имеет не только его профессиональная направленность, но и связь с проблемами нашей Пензенской области, так как основное назначение проектной деятельности – не только исследовать отдельные актуальные проблемы, но и предложить свои варианты их решения.

Заключение

«Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…» (В. Ф. Шаталов). Я уверена, что именно проектная межпредметная деятельность развивает навыки самостоятельной работы студентов  в мыслительной и волевой сферах, развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии, воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.

 Работа над проектом позволяет обучающимся  задумать и провести оригинальное исследование, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, учит ориентироваться в информационном пространстве, добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации, способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов), способствует формированию научного мышления, навыков самостоятельной работы и самообразования, формирует личность, которая использует свой интеллектуальный потенциал для позитивных преобразований.

 Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями – необходимое условие обеспечения качества профессионального образования. Именно применение в учебно-познавательном процессе проектной деятельности позволит получить современного высококвалифицированного, мобильного специалиста, умеющего самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, готового к саморазвитию. Использование интегративных проектов во внеклассной работе способствует, на мой взгляд,  пониманию студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии и  адаптации обучающихся к самостоятельной деятельности на рынке труда.

        

Список литературы

  1. Волик О.Н., Кирилова Г.И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества // Инновации в образовании.- 2006. - №1.
  2. Жуковский И. Проект - гарант совместных действий // Учитель. -  2003.- №3.
  3. Зеер Е.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. – М., 2005.
  4. Зимняя И.А.  Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
  5. Ковшикова Ю.А. О некоторых направлениях развития информационной образовательной среды // Инновации в образовании.- 2006. - №1.
  6. Максимова Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - №3.
  7. Маслюк Ю.А.. Проблема использования студентами информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности // Инновации в образовании.-2006.-  №1.
  8. Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
  11. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /  Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.
  12. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  13. Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. - СПб., 2003.
  14. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». - М., 2004.
  15. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
  16. Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.
  17. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html.
  18. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"

  Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...

Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".

Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...