Доклад «Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации»
учебно-методический материал на тему

Сущность самой культуры определяется нормами и правилами согласования интересов личности с интересами общества в самом широком их понимании. Поэтому действительное усвоение ребенком культуры в качестве обязательного условия предполагает выработку им практических навыков регулирования своих действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladmgg.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Рятамак муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан

Доклад

Исламова Флюра Гатауллиновича

на заседании педагогического совета

Тема доклада:

«Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации»

         

Ноябрь 2008 года

Содержание современного образования призвано обеспечить общую и профессиональную культуру общества в эпоху вступления человечества в новую фазу своего существования. С каждым днем становится все очевиднее, что человечество достигло такой стадии развития, когда его влияние на природу может носить катастрофический характер, ставя под угрозу само её существование. Таким образом, на первое место в содержании образования выходят вопросы, связанные с овладением культурой взаимодействия человека с окружающим миром. При этом под окружающим миром понимается мир живой и неживой природы, близких и окружающих людей.

Сущность самой культуры определяется нормами и правилами согласования интересов личности с интересами общества в самом широком их понимании. Поэтому действительное усвоение ребенком культуры в качестве обязательного условия предполагает выработку им практических навыков регулирования своих действий. При этом требуется выработать умения:

  • выяснять желания других людей;
  • выстраивать систему приоритетов своих интересов и интересов окружающих;
  • ставить чаще желания других на первое место и, тем самым, подчинять себя действующим нормам и правилам повседневной жизни;
  • получать удовольствие от умения согласовывать свои желания с потребностями окружающих.

Формирование у детей практических навыков регулирования своих действий не является результатом умозрительных заключений, а осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности в семье и школе. При этом школьная жизнь выступает перед учащимися ведущей в приобщении к культуре взаимодействия с самим собой и другими людьми, поскольку сама учеба дает неограниченную пищу для самопознания, а организация учебного процесса в форме классно – урочной системы ставит ученика перед необходимостью эффективного включения в коллективный процесс познания.

Период школьной жизни чрезвычайно сложен для растущей личности. Выполнение постоянно меняющихся учебных задач, необходимость освоения все более разнообразных мыслительных операций, типов предметного мышления осуществляется на фоне непрерывного психического и физического развития, сопровождающегося возрастными кризисами. Эффективность проживания человеком этого периода жизни во многом определяется тем, насколько ему от природы даны способности мобилизовать свои внутренние ресурсы для преодоления возникающих трудностей и насколько развит в нем интерес к овладению культурой саморегуляции. Практика показывает, что нередко уровень этой культуры весьма низок и ученик по этой причине испытывает большие трудности в учебе.

Вопросам развития самоорганизации ребенка всегда уделялось много внимания. Наиболее распространенным способом приобщения ребенка к культуре самоорганизации до последнего времени было жесткое требование подчинения учащегося желаниям и представлениям взрослых. Дети при этом превращались фактически в слепых исполнителей моральных, трудовых или иных норм, регулирующих общественную жизнь.

Современная практика показывает, что состояние здоровья детей, разрушение системы общественных ценностей в период смены социально – политических условий существования людей, кризис семейных отношений не позволяют обеспечить освоение детьми норм культуры самоорганизации традиционными способами. Требуется создание специальной воспитательной системы приобщения детей к ценностям, нормам актуальной культуры саморазвития, системы, построенной на понимании взрослеющим человеком смысла и значения предъявляемых к нему требований, знании способов преодоления возникающих трудностей, постоянном контроле как самого процесса развития, так и конечных результатов деятельности.

Стержнем такой воспитательной системы, на мой взгляд, может служить система педагогической работы по выработке у учащихся навыка планирования своей школьной жизни, реализуемая в форме классного часа. Данная форма позволяет классному руководителю не только дать детям информацию о целях и задачах учебного периода, особенностях их возрастного развития, но и в ходе коллективного обсуждения найти способы преодоления возникающих групповых и индивидуальных трудностей. Как правило, такие классные часы должны проводиться не менее двух раз в четверть. По мере необходимости эти классные часы могут дополняться групповыми и индивидуальными беседами о способах решения возникающих проблем в более короткие сроки.

Целью классного часа является формирование у учащегося правильного представления о цели учебного труда, способах достижения планируемого результата.

При этом решаются следующие задачи:

  1. выработка навыка планирования своих действий.
  2. выработка навыка рефлексии.
  3. освоение процессуального отношения к школьной жизни.

Содержание классных часов может включать в себя:

  1. Формирование представлений учащихся о цикличности учебного года и особенностях работы школьника в каждой четверти, о разных навыках самоорганизации, требуемых для успешности работы в тот или иной период школьной жизни.
  2. Формирование представлений учащихся о самих себе, особенностях своего развития, объективности возникающих перед всеми людьми в определенном возрасте  проблем и способах их решения.

Более рациональным считается следующая последовательность в содержании работы классных руководителей по выработке у учащихся навыков планирования школьной жизни:

В первой четверти – восстановление учебных навыков после летних каникул, включение в систематическую работу, преодоление неорганизованности, лени, слабоволия.

Во второй четверти – формирования умения интенсифицировать свой труд, мобилизовываться на работу при освоении новых тем, успевать получать положительные отметки по всем предметам за короткий срок обучения.

В третьей четверти – формирования умения распределять свои силы на длительный период учебной работы, сосредотачиваться на решении главных задач года, умело решать возникающие трудности.

В четвертой четверти – формирование умения сохранить работоспособность в течение всего учебного года вопреки внешним условиям, усталости, умения концентрироваться в момент выполнения ответственного задания (контрольные, экзамены).

Выделяются следующие специфические задачи школьников по годам обучения: (беру для некоторых классов)

  1. й класс:
  • проблемы адаптации к одноклассникам, к новым взрослым, к правилам поведения в школе;
  • освоение правил поведения школьника;
  • умение испытывать чувство радости, удивления, восторга, восхищения от получения нового знания.

2-й класс:

  • усвоение закона ученичества (умение слушать, видеть, понимать учителя, размышлять вместе с учителем, точно исполнять то, что велит учитель, самостоятельно работать, когда нет учителя).
  • Овладение культурой учебной, коммуникативной, трудовой деятельности.
  • Выработка воли и терпения при преодолении возникающих трудностей.
  • Самостоятельность в сохранении работоспособности как своей, так и окружающих.

5-й класс:

  • Проблемы адаптации к новым педагогам, к новым учебным требованиям, к правилам взаимодействия со старшими детьми.
  • Выработка практических навыков в рефлексии выполнения законов тактичности, которые сформулированы следующим образом:
  1. Научись видеть изменения в природе, окружающих тебя людях, самом себе.
  2. С уважением относись к жизни растений и животных, помни: нет безобразия в природе, его создают только люди.
  3. Умей увидеть в каждом взрослом, ребенке прежде всего хорошее; жестокость, как бумеранг, всегда возвращается и поражает того, кто пытается с её помощью скрыть свое ничтожество.
  4. Обеспечь порядок у себя на парте, в классе, школе. Чистота внешняя ведет к чистоте внутренней.
  5. Проявляй особый такт, внимание при встречах, общении с девочками.
  6. Уважай труд любого человека, как и свой собственный. Великим трудом рук, ума, души создается все то прекрасное, что тебя окружает
  7. Никогда не посягай на личное, профессиональное, национальное достоинство человека. Знай, что только благодаря гордости в человеке формируются все другие положительные качество.
  • Преодоление трудностей усложнения учебной деятельности.
  • Развитие ответственности за результат самостоятельной деятельности.

9-й класс:

  • Формирование ответственности за выбор дальнейшего жизненного пути, умения совершать этот выбор.
  • Формирование чувства собственного достоинства при взаимодействии с окружающим миром.
  • Развитие способности осмысления собственной жизнедеятельности и выработка умения находить оптимальные варианты профилактики конфликтных ситуации.

Особое место в работе классного руководителя занимают классные часы по организации коллективного творческого дела (КТД). В педагогической литературе этот процесс и действия педагога описаны достаточно полно. В то же время очень важно проведение классных часов  как по планированию КТД, так и по итогам его организации.

При этом придерживаемся цели формирования у учащихся представлений о способах организации взаимодействия для достижения поставленной цели. При этом решаются задачи выработки у учащихся навыков планирования своих действий, поиска оптимальных способов достижения поставленной цели, конструктивного решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

При подведении итогов КТД целью Кл. часа является формирование у учащихся представлений о взаимосвязи результатов труда и уровня его организации, а задачами – выработка навыков анализа собственной деятельности и сопоставления полученных результатов с действиями каждого члена группы.

Одной из основных задач педагогической работы по выработке навыка планирования школьной жизни является развитие внимания, воли, терпения у учащихся. Особое внимание уделяется повседневным школьным делам, как дежурство по классу, подготовка рабочего места, ведение тетрадей, дневника, самоподготовка, осуществление контроля за сохранностью своих вещей и т.д. при этом в зависимости от возраста ребенка выстраивается следующая последовательность развития этих качеств:

1-й класс – освоение алгоритма действий;

2-й класс – освоение навыков качественного выполнения дела;

3-й класс – самостоятельное выполнение дела, умение оказать помощь другому;

5-й класс – умение распределять силы и время для выполнения всех заданий;

6-й класс – ответственное отношение к выполнению всего объема дел;

7-й класс – умение выделять время и силы для реализации своих интересов в общем объеме дел;

8-9 классы – умение самостоятельно ставить цель и добиваться ее реализации.

Изложенный системный подход к организации педагогической работы с детьми по планированию школьной жизни позволит, на наш взгляд, обеспечить реализацию неотъемлемой части современного содержания образования – приобщения детей к культуре самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

Система педагогической работы учителя географии МБОУ СОШ №58 г.самары Песчанской Елены Николаевны

"Внедрение информационно - коммуникативных технологий в преподавании георграфии на основе принципов здовьезбережения и социализации личности"...

Доклад для выступления на МО "Приобщение детей к народному художественному творчеству"

О значении устного народного творчества в развитии детей....

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....