Методика преподавания задач на переливание
презентация к уроку на тему
Увлечение математикой часто начинается с размышлений над какой-то особенно понравившейся задачей. Она может встретиться и на школьном уроке, и на занятии математического кружка, и в журнале или книжке. Именно к таким, скажем так, цепляющим, задачам относятся задачи на переливание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_zadach_na_perelivanie.pptx | 263.68 КБ |
tekstovoe_soprovozhdenie_prezentatsii_o_zadachakh_na_perelivanie.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи на переливания : не имеют возрастных ограничений привлекают простотой условия являются великолепным средством для развития зрительной памяти учащихся Суть задач на переливания: с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости (сыпучего материала)
Цель : Создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся среднего школьного возраста при изучении математики. Задачи : развивать познавательные интересы личности (восприятие, воображение, память, мышление, внимание и др.); формировать устойчивый интерес к предмету, познавательную активность; формировать навыки самостоятельной работы и потребности в исследовательской деятельности; развивать коммуникативные качества личности.
Задача: Используя два ведра вместительностью 5 и 3 литра, наберите из бочки 4 литра воды 5 3 2 3 4 = 5 - 1 = 2 + 2 = 1 + 3 1 литр? 1 = 3 - 2 2 = 5 - 3 3 2 5 5 4 3 6 шагов
Задача №2. Используя два ведра вместимостью 5 и 4 литра, наберите из водопроводного крана 3 литра воды. Задача №3. Из полного восьмилитрового ведра отлейте 4 литра с помощью пустых трехлитровой банки и пятилитрового бидона. Воду выплескивать на землю нельзя, другими сосудами, кроме этих трех пользоваться нельзя.
Пример решения задачи перебором всевозможных переливаний: Из полного восьмилитрового ведра отлейте 4 литра с помощью пустых трехлитровой банки и пятилитрового бидона. Воду выплескивать на землю нельзя, другими сосудами, кроме этих трех пользоваться нельзя. Банки 8 литров 5 литра 3 литра До переливания 8 0 0 После 1-го переливания 3 5 0 После 2-го переливания 3 2 3 После 3-го переливания 6 2 0 После 4-го переливания 6 0 2 После 5-го переливания 1 5 2 После 6-го переливания 1 4 3 После 7-го переливания 4 4 0
БИЛЬЯРДНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПЕРЕЛИВАНИЯ Суть: нарисовав на клетчатой бумаге исходную конфигурацию (параллелограмм с сеткой из равносторонних треугольников), необходимо проследить возможные движения шарика в соответствии с законом «угол падения равен углу отражения» и попадание им в требуемые точки по условию задачи Преимущества: Наглядность Привлекательность идеи игры Возможность обобщить метод на широкий класс задач Актуальность: возникает потребность в составлении алгоритма последовательного получения всех возможных решений, а так же в выборе оптимального решения Цель: найти универсальный способ решения задач на переливание 4 1 2 3 0 5 1 2 3
4 1 2 3 0 5 1 2 3 5 л. 3 л. 0 3 3 0 5 1 0 1 1 0 1 3 4 0 Есть 2 ведра: 3 и 5 литров. Нужно получить 4 литра Задача 3 3 8 шагов
Два правила, позволяющие судить о возможности решения конкретной задачи: Пусть имеются два пустых сосуда объемом A литров и B литров и требуется набрать ровно C литров воды. Если число C не делится на наибольший общий делитель чисел A и B, то это сделать невозможно. Если C делится на наибольший общий делитель чисел A и B, то в таком случае задача всегда имеет решение. В частности, это всегда возможно, если числа A и B взаимно просты
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
2
_________________________________________________________________________________
Увлечение математикой часто начинается с размышлений над какой-то особенно понравившейся задачей. Она может встретиться и на школьном уроке, и на занятии математического кружка, и в журнале или книжке. Именно к таким, скажем так, цепляющим, задачам относятся задачи на переливание.
Эти задачи не имеют возрастных ограничений и представляют собой хорошую головоломку даже для взрослого человека.
Не смотря на то, что эти задачи относятся к олимпиадным, интерес к простому условию заставляет школьника даже среднего уровня способностей активно искать решение на равных с сильным сверстником.
При использовании олимпиадных задач на переливание учитель предоставляет ученикам великолепное средство для развития зрительной памяти.
Суть задач на переливания: с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
3
_________________________________________________________________________________
Цели и задачи данных упражнений
4
Практически в любом классе, начиная разбор задач подобного рода, учитель подводит учеников к некоторой проблеме. И мы тоже начнем с постановки проблемы, т.е. сформулируем стандартную задачу на переливания: Используя два ведра вместительностью 5 и 3 литра, наберите из бочки 4 литра воды
Простейший прием решения подобных задач состоит в переборе возможных вариантов. Понятно, что такой метод решения не совсем удачный, в нем трудно выделить какой-либо общий подход к решению других подобных задач. Привести решение подобных задач в некую систему помогает метод решения «от конца - к началу». Т.е. исходим из того, что надо получить. Применительно к данной ситуации решение будет выглядеть так: Нужно получить 4 литра в пятилитровом ведре 4 = 5-1, 2+2, 3+1. Нам нужно знать, как получить 1 литр и 2 литра. Рассмотрим первый вариант, т.е. 4=5-1: ведро на 5 литров у нас есть, как получить 1 литр? 1=3-2. Ведро на 3 литра у нас есть. Как получить 2? 2=5-3 Решение (переливания схема)
5 ________________________________________________________________________________ Решив данную задачу, так же можно подробно разобрать вместе со школьниками следующие, подобные данной, задачи: (см. слайд) 6 ________________________________________________________________________________ Так же необходимо отметить, что задачи на переливание решают множеством способов. Необходимо разбирать тот, который более быстро позволяет получить искомый результат. К таким методам можно отнести выше упомянутый обыкновенный перебор всевозможных комбинаций. Это простейший метод. Его удобно оформлять в виде таблицы: Рассмотрим предложенную выше задачу №3, решенную методом перебора. Смотрим тадлицу на слайде 7 ______________________________________________________________________________ Есть и другой метод. Он называется БИЛЬЯРДНЫМ. Хотелось бы его рассмотреть. Суть нарисовав на клетчатой бумаге исходную конфигурацию (параллелограмм с сеткой из равносторонних треугольников), необходимо проследить возможные движения шарика в соответствии с законом «угол падения равен углу отражения» и попадание им в требуемые точки по условию задачи Преимущества:
Актуальность: возникает потребность в составлении алгоритма последовательного получения всех возможных решений, а так же в выборе оптимального решения. Цель: найти универсальный способ решения задач на переливание 8 _______________________________________________________________________ Рассмотрим метод на конкретном примере (пример тот же, что и вначале): Предположим у нас есть два сосуда — на 3 и на 5 литров. Нужно получить 4 литра. Изначально оба сосуда пусты. Это точка (0;0) в нашей таблице. Первым шагом мы можем либо наполнить большой сосуд, либо наполнить малый сосуд. Допустим мы сперва наполним малый сосуд, т.е. три литра. Переходя к модели бильярдного шара, это будет значить, что мы направим наш шар в точку (0;3). Далее считаем, что наш шар движется без сопротивления, ударяется о стенки и отлетает согласно закону «угол падения равен углу отражения». Мы принудительно остановим его, как только получи по горизонтали число четыре. Это будет значить, что в большем ведре появилось 4 литра жидкости. Параллельно с этим все ходы будем записывать в таблицу. (мультик) Мы получили искомый результат за 8 переливаний. Этот пример мы уже разбирали, и знаем, что можно получить результат за меньшее количество шагов, а именно за 6. Делаем вывод, что вероятно, за 6 шагов результат мы получим, если первым заполним больший, т.е. трехлитровый сосуд. Предоставим этот вариант проверить школьникам. ЗЫ: Возникает вопрос, можно ли решить бильярдным методом задачу с тремя сосудами. Для того чтобы понять, как это делать, рассмотрим снова задачу №3. Количество воды в двух меньших сосудах будет отображаться на сторонах параллелограмма, а вот количество воды в наибольшем сосуде располагается на главной диагонали параллелограмма и равно длине отрезка, отсекаемого стрелкой, обозначающей переливания. Эту задачу можно предложить решить данным методом, как задачу наивысшей сложности. Например можно рассмотреть задачу №3. 9 _______________________________________________________________________ Чтобы самому придумать задачу, надо знать всего два правила: 1. Пусть имеются два пустых сосуда объемом A литров и B литров и требуется набрать ровно C литров воды. Если число C не делится на наибольший общий делитель чисел A и B, то это сделать невозможно. 2. Если C делится на наибольший общий делитель чисел A и B, то в таком случае задача всегда имеет решение. В частности, это всегда возможно, если числа A и B взаимно просты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками
В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....
Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.
Цели урока:1. Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2. Учить использовать схемы при работе над задачей.3....
Методика преподавания темы «Решение задач с использованием графических возможностей cреды Delphi».
Методическая разработка для общеоразовательной школы. Поурочное знакомство с графикой на языке программирования Delphi/...
«Методика преподавания и организация работы с текстовыми задачами»
ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение………………………………………………………….……………… 3ГЛАВА I. «Методические особенности изучения темы»…………. … 71.1. Основные функции............................................
Задачи на переливание.
Презентация поможет на занятиях кружка, на уроке....
«Актуальные проблемы теории и методики преподавания биологии: избранные задачи и основные трудности при подготовке к ОГЭ ».
Из опыта работы : основные трудности при подготовке к ОГЭ....
Основные задачи методики преподавания математики
Предметом методики обучения математике является обучение математике, состоящее из целей и содержания математического образования, методов, средств, форм обучения математике...