Доклад: " Создание здорового психологического микроклимата в разновозрастной группе".
методическая разработка (6 класс) на тему
В докладе раскрывается роль лидера - воспитанника в группе т.е. какую роль он играет в решении групповых задач, а также роль лидера - воспитателя, который занимается целенаправленным формированием психологического климата в разновозрастной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokla_sozdanie_zdorovogo.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение воспитателей.
Доклад: «Создание здорового психологического микроклимата в разновозрастной группе».
Воспитатель: Снеткова И.А.
Январь 2014 года
.
Доклад: «Создание здорового психологического микроклимата в разновозрастной группе».
Целенаправленное формирование психологического климата разновозрастного детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамках системы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным «проводником» общественных норм и требований к детскому сообществу и личности каждого ребенка в отдельности.
В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация».
Явственней всего такое несовпадение формальной и неформальной структур группы обнаруживается при рассмотрении проблемы лидерства и руководства. Действительно, у школьного объединения как у детской группы имеется лидер из числа детей, а как у организации - руководитель - педагог. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений и решаются групповые задачи. Лидерство является чрезвычайно важным феноменом. «Однако, хотя воздействие лидера на группу объективно может быть менее существенно, чем действие других факторов, таких, как, например, характеристики задачи, субъективно лидерство все же будет влиять на процесс выполнения групповой задачи, поскольку люди в глубине души верят, что лидерство причинно соотносится с выполнением задач группой». . Руководство же выступает в качестве фактора организации официальной структуры.
Важным условием эффективности коллектива является лидирование воспитателя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как в реализации им соответствующей лидерской роли, так и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала применительно к этой роли. Однако этот вывод не всегда можно распространить на конкретную группу. В силу довольно значительных различий между воспитателем и учащимися, связанных с возрастными и субординационными моментами, с особенностями пространственного расположения индивидов в ходе выполнения целевой функции коллектива , психологическое влияние руководителя на членов коллектива выражается в том, что он выступает для них не лидером в обычном понимании этого термина (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали», как в спортивной команде или школьном классе), но скорее авторитетом или, лучше сказать, лидирующим авторитетом».
Таким образом, с одной стороны, воспитателю детского коллектива необходимо хорошо знать и уметь организовать основную деятельность объединения, а с другой, обладать авторитетом в межличностных отношениях, обеспечивая таким путем педагогическое влияние на детей. Авторитет воспитателя поможет организовать и сохранить общественно-полезное русло деятельности детей и привить культурные формы взаимоотношений.
Целенаправленная организация благоприятного психологического климата в коллективе предполагает изменение характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива
На первой стадии развития коллектива воспитатель добивается, чтобы группировки класса, обладающие самыми содержательными интересами и потребностями, стали самыми авторитетными (лидирующими);
На второй стадии школьники, оказывающие развивающее влияние на одноклассников, закрепляются в выборном органе - официальном активе класса.
На третьей стадии в классе организуется сильный реальный актив при систематической сменности официально действующего актива;
На четвертой - иерархия группировок заменяется. Развитие коллектива, а следовательно и его психологического климата достигает такого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своем виде деятельности. Авторитетность коллектива и доброжелательность обстановки дают возможность каждому члену коллектива побывать на официальных лидерских позициях.
Вторым существенным аспектом рассматриваемой проблемы является обучение детей правильному, конструктивному общению, формированию психологической культуры членов коллектива. Необходимо развивать у детей навыки конструктивного общения, умения получать и перерабатывать информацию о своей личности, своей самооценке, а также развивать конструктивные модели общения с другими людьми. В. Сатир в работе «Модели общения» отмечает: «Есть тип реагирования, который я назвала «уравновешенный» или «гибкий». Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие люди вызывают доверие. Вы хорошо чувствуете себя в их присутствии. Преимущество их позиции в том, что она целостна и свободна».
Считается главными задачами педагога при организации детского общения, следующие
Организация гуманистических отношений среди всех членов данного классного коллектива, создание атмосферы эмоционального сопереживания через систему коллективной деятельности, бесед;
Специальная работа, направленная на обеспечение благоприятной позиции каждого ребенка в системе внутри коллективных отношений;
Организация специальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческого общения и способами общения.
Обучение в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли, которую выполняет ученик. В любом случае ребенок приобретает опыт социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития, расширяется сфера его самореализации и самоутверждения.
Обучение в разновозрастной группе выполняет важные социально-педагогические функции.
Во-первых, функцию психологической защиты. Круг общения детей, ролевые позиции в обычном классе, особенно малочисленной школы, весьма ограничены, что создает особую психологическую напряженность для ребенка. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депрессию ребенка, избежать однообразия и монотонности при организации учебного процесса. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.
Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на них легче работается, меньше спрашивает воспитателя, больше самостоятельности, ответственности у самих учащихся. Детям интересно общаться с учениками других классов.
Во-вторых, разновозрастное обучение играет роль социальной поддержки: это содействие старших младшим в организации учебной деятельности; помощь тем школьникам, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников , а в этой ситуации осознают свою полезность, как союзников воспитателя при организации работы младших детей. На таком занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию, то есть способствует удовлетворению потребностей школьников, связанных с их стремлением к взрослости. В разновозрастной группе старшим предоставляется возможность взять на себя обязанности взрослого, почувствовать ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На занятии в разновозрастной группе старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить функции консультанта, помощника воспитателя, руководителя группы.
Важнейшая педагогическая функция обучения в разновозрастной группе – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявляться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На таком занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Стимулирующая функция обучения в разновозрастной группе проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Такие занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся. Разновозрастное обучение стимулирует развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разного возраста, способствует формированию у них толерантности, чуткого отношения к окружающим людям.
Итак, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
Межличностные отношения в высокоразвитой группе являются показателем отношения к общественно-полезной групповой деятельности.
Таким образом, реализация воспитательного потенциала обучения в разновозрастной группе, его социально-педагогических функций зависит от многих обстоятельств, в частности, от особенностей учебного занятия, его построения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей-сирот через разновозрастные группы
Представлена работа по вопросу социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
Урок математики в разновозрастной группе
В материале предлагается план-конспект урока математики в классе-комплекте 5-6....
Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."
Наша школа принимает участие в реализации инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных спосо...
"Создание благоприятного микроклимата в группе"
Методические рекомендации для классных руководителей (кураторов) колледжа, а также учебных заведений системы НПО и учеников 9-11 классов школы.Тип: психолого-педагогический семинар-пр...
Создание позитивного микроклимата в группе - рекомендации для воспитателей
В данном разделе представлены рекомендации для воспитателей ДОУ о формах, методах и мероприятиях по созданию позитивного микроклимата в группе: "Ковер мира", "Уголок настроения", "Эмблема и деви...
Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности....