"Создание благоприятного микроклимата в группе"
методическая разработка (10 класс) по теме
Методические рекомендации для классных руководителей (кураторов) колледжа, а также учебных заведений системы НПО и учеников 9-11 классов школы.
Тип: психолого-педагогический семинар-практикум.
ТЕМА: «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ».
Цель: Обеспечить классных руководителей (кураторов) практическими рекомендациями, направленными на профилактику внутригрупповых нарушений и для создания благополучного коллектива.
В материале представлены упражнения, которые можно использовать системно в классных часах; поэлементно во внеклассных мероприятих (диспутах, ролевых играх).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для классных руководителей
ТИП: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ТЕМА: «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ».
Цель:
Обеспечить классных руководителей практическими рекомендациями, направленными на профилактику внутригрупповых нарушений и для создания благополучного коллектива.
Задачи:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность классных руководителей;
- Способствовать адаптации студентов в новой среде;
- Создать условия для сплочения коллектива, построения позитивных внутригрупповых отношений;
- Развить межличностную толерантность;
5. Обеспечить студентам благоприятные условия для образовательной и
творческой деятельности и развития.
Одним из основных направлений деятельности воспитательной службы является профилактическая работа, что актуально для ССУЗа, та как педколлективу приходится работать с вновь сложившимися студенческими коллективами. Необходимо несколько месяцев, а то и лет, чтобы сложить сплоченный дружный молодежный коллектив. Важно учитывать возрастные, достаточно сложные с точки зрения воспитания, особенности подростков и юношей. В любом обществе во все времена нет, не было и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Подростки вовсе не ставят перед собой задачу осложнять жизнь и быт взрослых. Они просто живут в другом мире, редко переходят границу, отделяющую понятие «наше» от понятия «их».
Подростковое «наше» может иметь довольно широкие границы как в пространственном, так и в личностном плане. При всем своем нигилизме, юношеском максимализме, космополитизме современные подростки в глубине души патриоты, любящие свою малую и большую Родину. Также они часто не находят понимание и поддержку в лице родителя, классного руководителя, преподавателя, что озвучивают в анкетах, проводимых психологической службой БСК. Не менее важным моментом подросткового возраста является общение со сверстниками, направленность на референтную группу. Таким образом, развитие умения юношей и подростков понять, принять себя, окружающий мир, других людей есть важнейшая задача взрослого поколения в воспитании молодого.
УПРАЖНЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ
Данные упражнения возможно использовать на практических и тематических классных часах, посвященных таким темам как дружба, взаимопомощь, конфликт в группе и др.
Цели: внутригрупповая сплоченность, мотивация на взаимодействие, развитие межличностной толерантности, развитие позитивных внутригрупповых отношений, воспитание чувства коллективизма.
Упражнения для начала занятия.
- «Апчхи!»
Цель: освобождение дыхания, активизация внутренних ресурсов, групповая сплоченность.
Группа делится на пять подгрупп. Каждая подгруппа хором произносит свое слово: ящики, хрящики, очки, пачки, корячки. «Делаем глубокий вздох и на выдохе произносим слово». Упражнение считается выполненным, когда вся группа услышит дружное «апчхи».
- «Карусель»
Цель: психологический настрой на групповое взаимодействие.
Группа делится на две подгруппы и образует внешний и внутренний круги.
Задача – поздороваться с каждым, передвигаясь по кругу, разным способом: рукопожатием, хлопками, ногами, «по-японски» и т.д.
- «Комплименты».
Цель: психологический настрой на групповое взаимодействие, поддержание дружелюбных взаимоотношений, повышение самооценки.
Упражнение проводится в психологическом кругу. Инструкция: как часто мы с вами говорим друг другу комплименты? Сейчас у нас будет возможность это сделать. Каждый из нас, по очереди, будет говорить комплимент своему соседу справа.
Анализ: как вы себя чувствовали, когда вам говорили комплименты и когда их говорили вы? Удалось ли отразить в комплименте уникальность и положительные качества именно того человека, к которому комплимент был обращен?
- «Я сегодня- …»
Цель: настрой на игровую ситуацию, самопрезентация и самоактуализация.
Участники становятся в круг. Каждый, по очереди, произносит фразу «Я сегодня- солнце!» (например, солнце, или любое другое понятие, которое характеризует его эмоциональное состояние на данный момент). При этом он сопровождает свои слова соответствующим движением. Вся группа повторяет это движение.
Основные упражнения.
1.Упражнение-игра «Творчество».
Цель: мотивация учащихся на групповое взаимодействие, развитие навыков коллективного взаимодействия, сплоченность группы.
Инструкция: разбейтесь на команды ( например, по знакам зодиака или по сезонам рождения, можно использовать считалочку или цветные карточки).
Этап 1. Выберите в каждой команде художника-мастера. Остальные члены команды будут материалом (красками, глиной, мозаикой, и т. д.). Мастер создает произведение, время исполнения- 5-7 минут. Группе нужно решить , какую идею они демонстрируют своим произведением, придумать название, показать свою работу, и мастер объясняет ее.
Обсуждение: как выбрали мастера? Все ли были согласны? Почему выбрана именно такая тема работы?
Этап 2. Вы по очереди подходите к листу бумаги, который прикреплен к стене, и рисуете то, что вам говорит ведущий, но рисуете с завязанными глазами. Сколько команд, столько рисунков.
Порядок рисования: правая нога, левый глаз, левая рука, левая нога, рот, правый глаз, правая рука, уши, голова, нос, шея, туловище.
Время: 8-10 минут.
Обсуждение рисунков: качество работ, эстетичность рисунков, порядок в команде во время работы.
2. Упражнение «Театр».
Цель: мотивация учащихся на групповое взаимодействие, развитие навыков коллективного взаимодействия, сплоченность группы.
Инструкция: разбейтесь на команды ( например, по знакам зодиака или по сезонам рождения, можно использовать считалочку или цветные карточки).
В этом упражнении вы можете проявить свои актерские способности, работайте как единый театральный коллектив. Вы все вместе должны изобразить очередь, стоящую:
- В зубной кабинет;
- В салон красоты;
- В столовую;
- В гардероб в короткую перемену;
- В кассу за стипендией (зарплатой).
Обсуждаются вопросы: что вы чувствовали, стоя в разных очередях, что или кто мешал, какая команда, по-вашему, была наиболее артистична? Главное –найти и подчеркнуть, плюсы у каждой команды.
3. Упражнение «За столиком».
Цель: командообразование, развитие коммуникативных способностей.
Инструкция: группа свободно передвигается по классу, ведущий объявляет: «Организуйте столик на двоих». Участники должны тут же образовать пары. «Обсудите меню. Что бы вы сейчас заказали.» Далее группа снова продолжает свободное движение по классу. Ведущий: «Организуйте столик на троих». Задача участников объединиться в группы по трое, причем уже с другими людьми. «Обсудите, куда бы вы хотели поехать в отпуск». И так далее, пока группа не объединится целиком.
4.Игра «Рекламное агентство».
Цель: сплочение коллектива через игровое взаимодействие, мотивация на учение, развитие творческих способностей, учиться принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности.
Содержание игры: каждая команда- это рекламное агентство; получен большой заказ на рекламу нашего колледжа (специальности, отделения) – надо создать рекламное агентство и выполнить заказ.
Материалы
- Цветная бумага, картон;
- Ватман;
- Цветные карандаши, фломастеры, маркеры;
- Гуашь, краски, кисти;
- Клей, ножницы, скотч;
- Листы А4;
- Ручки;
- Старые журналы, картинки;
- Музыкальное сопровождение (желательно);
- Бейджики.
Ход игры:
- Настроить группу на игру, выполнив упражнение для начала (см. выше).
- Написать имена на бейджиках.
- Разбить участников на команды (см. выше).
- Проведение игры.
- После выхода участников из игровой ситуации следует провести рефлексию.
5.Игра-метафора «Мандала».
Цель: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.
Материалы: лист ватмана, фигурки из цветной бумаги (картона), клей ПВА, музыкальное сопровождение.
Инструкция: предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. (Пустить по рядам коробки с фигурками.) Если передумали, можно взять другую… Нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам по душе, что доставило бы удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический.
Вы согласны, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?
Рисунки собираются. Ведущий раскладывает фигурки на ватмане в форме мандалы и приклеивает их. (Это можно и удобно делать, совмещая с чаепитием). Можно создать мандалу вместе с группой.
А теперь посмотрим, что же у нас получилось (ватман прикрепляется на доску). Пауза для рассматривания. Красиво, словно радуга, рисунки можно рассматривать часами… Когда-то давно, в глубокой древности, люди разных наций интуитивно обнаружили, что форма в виде цветка, звезды – они назвали ее мандалой- выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души.
Наша мандала – это выражение души нашей группы, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе. Обратите внимание, как каждый из нас находится близко ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и тем, кто находится рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга по спирали. Вот такой удивительный образ получился. Спасибо.
Можно охарактеризовать цвета и формы фигурок, используя психологические характеристики (тест «Психогеометрия» и цветовой тест Люшера).
Обязательно сохранить групповую мандалу.
Завершающий этап
В завершении занятия классный руководитель делает обобщение, совместно с ребятами обсуждает, что каждый узнал нового о своих одногруппниках, кто проявил себя с необычной стороны, возможно классный руководитель отметит каждого или застенчивых, неуверенных в себе ребят. Необходимо закончить занятие на мажорной, позитивной ноте, можно, взявшись за руки, прокричать только что придуманный группой девиз или «кричалку». Главное, чтобы она закрепилась в группе, стала бы традиционной в групповых мероприятиях. Также возможно всем вместе, взявшись за руки, поблагодарить группу за работу: «Спасибо тебе за то, что ты со мной! Я очень ценю тебя!»
Разработал: руководитель психологической
службы БСК Е.А. Власова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление содокладчика на школьном педсовете «Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса»
В выступлении говорится о том, что неотъемлемой частью культуры отношений является культура общения, которой, безусловно, должен владеть каждый педагог, ведь он – образец для подражания ребенка....
Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху"...
Создание позитивного микроклимата в группе - рекомендации для воспитателей
В данном разделе представлены рекомендации для воспитателей ДОУ о формах, методах и мероприятиях по созданию позитивного микроклимата в группе: "Ковер мира", "Уголок настроения", "Эмблема и деви...
Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху".
Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху"....
Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности....
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»...