ИОСО
учебно-методический материал на тему
Материал, представленный в разработке, раскрывает смысл индивидуально-ориентировочной системы обучения. Подробно говорится о классно-урочной модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ioso1.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИОСО
Учитель: Ошкина Л. Н.
Уральская СОШ
Апрель 2013
Индивидуально-ориентированная система обучения
Счастлив учитель, обучающий способных детей. Но в одном классе учатся и менее способные, с низкими учебными возможностями, а то и совсем слабые ученики. Причин много. Назовём основные:
*низкий уровень умственного развития;
*несформированность учебных навыков;
*дефицит внимания в сочетании с гиперактивностью;
*отсутствие познавательного интереса или его низкий уровень;
*низкий уровень развития словесно- логического мышления;
* несформированность произвольной сферы;
*низкая работоспособность.
Как правило, такие ученики медленно работают на уроке, отвлекаются, быстро утомляются и т.п.Ещё одной причиной является …ЛЕНЬ.
Виктор Фёдорович ШАТАЛОВ
Знаменитый педагог считал, что успех школьнику может создать учитель, который сам от этого будет переживать РАДОСТЬ УСПЕХА. В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе (классная работа) была ЭФФЕКТИВНОЙ, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное – создать рассол, попав в который, огурец, плохой или хороший, просолится.
Задача учителя – Создать такой «рассол», дать возможность каждому ученику поверить в себя, пережить радость успеха. Именно успех – один из источников внутренних сил ребёнка, рождающих ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ .
Василий Александрович Сухомлинский
В. А. Сухомлинский считал, что «ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя…радость успеха может померкнуть»
Константин Дмитриевич Ушинский
По словам К. Д. Ушинского, иногда ЛЕНЬ рождается «от неудачных попыток в ученье».
С самого начала освоения новой деятельности ребёнок сталкивается с неуспехом (не получается красиво написать букву, ….). Систематические неуспехи пугают его, делают ленивым.
Вот и стоит перед учителем ЗАДАЧА:
организовать учебный процесс так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, повысить познавательный интерес к учению.
Многие школы в России работают по
индивидуально-ориентированной системе обучения(ИОСО).Так в школах Хакассии на протяжении нескольких лет работает Лаборатория практической деятельности (ЛПП), одной из задач которой является как разрешение указанной проблемы.
ЛПП в их школах осуществляет свою деятельность по теме «Индивидуализация образовательного процесса на основе индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) для повышения качества знаний».За основу они взяли научный труд кандидата психологических наук доктора педагогических наук Александра Анатольевича ЯРУЛОВА «Интегративное управление средой образования в школе»(научный консультант – доктор педагогических наук Татьяна Ивановна Шамова)
Татьяна Ивановна Шамова
«Реализация экспериментальной программы по внедрению ИОСО в образовательный процесс дала положительный результат. Некоторые педагоги работали над темами, повышая самообразование в соответствии с деятельностью Лаборатории практической деятельности (ЛПП) и добились высоких результатов:
***Л. Н. Досова «Применение ИОСО на уроках русского языка и литературы»
***Н. М. Арыштаева и Ф. Н. Канзычакова «Применение ИОСО на уроках иностранного языка»
***З.Н. Харкевич « Применение ИОСО на уроках истории»
***Т. В. Луговая «Применение ИОСО на уроках математики»
ВЫВОД:
Индивидуально- ориентированная система обучения – это интеграция способов, средств, приёмов для успешной социализации и индивидуализации, направленная на развитие индивидуальности каждого ребёнка при общей работе с классом.
Проектирование образовательного пространства школы на основе ИОСО рассчитано на несколько этапов:
1 этап. Проектировочный
Проводится анализ проблем в формировании устойчивого интереса к знаниям и учебной деятельности учащихся.
2 этап. Практико-внедренческий.
Включает следующее:
1) теоретические семинары;
2)практикумы и тренинги;
3) собеседования и консультации.
3 этап. Аналитико-рефлексивный.
Предполагает проведение экспертизы учебных занятий по ИОСО.
Психолого-педагогическое сопровождение:
- выявление и анализ типичных проблем;
- определение уровня развития личности ребёнка;
- методическая консультационная работа с педагогами и родителями.
Учителя Хакассии на практике убедились в том, что можно успешно реализовывать многие дидактические закономерности, принципы, методы, лежащие в основе классно-урочной системы.
Многие идеи предполагаемой МОДЕЛИ ИОСО почерпнуты ими при изучении опыта зарубежной школы. При разработке модели ими использовались основные принципы и преимущества Дальтон-плана:
* повышение индивидуальных темпов работы;
* возможность оказывать целенаправленную индивидуальную помощь;
* уменьшение количества неуспевающих;
* значительные успехи слабых учеников;
* рост чувства ответственности по отношению к имеющемуся учебному времени;
* растущая уверенность в собственных силах;
* повышение собственной инициативы
и личной ответственности учащихся;
* улучшение взаимоотношений между учителями и учениками;
* заинтересованность в продолжении учения;
* принцип разделения материала по каждому предмету на отдельные задания.
ИОСО ориентирована на учёт психики и личности ученика. Названа система так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, то есть глубины собственной личности средствами образования.
Инструментальной основой программы выступает индивидуально-ориентированный учебный план (ИОУП) по предмету. План предоставляется каждому ученику в зависимости от его возраста, уровня способностей, желаний.
Можно определять содержание ИОУП как по параграфам, по темам, так и по видам учебных работ, направленных и на овладение содержанием материала, и на формирование учебных умений и навыков. Обязательным является введение в план итогового задания, позволяющего оценить качество усвоения изучаемого материала.
Александр Анатольевич Ярулов предлагает разные формы ИОУП (для начального, среднего, старшего звена).
Им разработаны:
*** система единых требований к организации деятельности по ИОСО;
*** различные формы контроля, средства оценивания;
***система организации учебных занятий.
Некоторые из правил, по А. А. Ярулову:
* У доски демонстрируется только лучший ответ.
* Разрешается пересдача: в 5 – 6классах – несколько раз, в 7 – 9 классах – не более 2 раз.
* Не менее 4 раз в четверть должен ученик отвечать.
* Чем чаще учитель будет спрашивать учащегося с заниженной самооценкой, тем более успешной будет учебная деятельность….
ВЫВОД:
Смысл учебной деятельности при ИОСО – это самообразование и самосовершенствование. Для учителей, работающих по программе ИОСО, ценностью являются не ЗУНы как таковые, а самопознание. Ученик не только знает, но и оценивает, переживает, осмысливает своё знание.
Используемая литература:
1. В. Ф. Шаталов «Куда и как исчезли 3?»
2.В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
3. А. А. Ярулов «Интегративное управление средой образования в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок разработан по технологии ИОСО, с использованием ИКТ. Тема: « Генетическое определение пола»
Тема: « Генетическое определение пола» Задачи: Образовательная: Закрепить и привести в систему знания и уменияпо теме: «Генетическое определение пола»....
Проект учебного занятия с использованием технологии ИОСО.(индивидуально-ориентированной системы обучения)
Проект учебного занятия с использованием ИОСО.Ф.И.О. разработчиков: Ушакова Ольга Викторовна.Предмет: Русский язык. Класс - 11.Тема учебного занятия «Подготовка к ЕГЭ. Часть С». Зада...