Необходимость введения ЕГЭ в России
методическая разработка по теме
В статье рассматриваются причины перехода на единый государственный экзамен в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobkhodimost_vvedeniya_ege.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль единого государственного экзамена как инновации, затрагивающей весь образовательный процесс и управление им, в обеспечении качества общего образования неоднозначна. Его введение преимущественно способствует повышению качества общего образования в нормативных аспектах, но в личностных аспектах при различных условиях перестройка учебного процесса, вызванная ЕГЭ, может, как повышать, так и понижать его качество.
Реализация единого государственного экзамена выступает одним из средств обеспечения качества образования, если обеспечены:
– направленность деятельности образовательного учреждения на обеспечение качества общего образования во всех его аспектах;
– мотивационная и технологическая готовность всех субъектов образования к проведению ЕГЭ;
– недопущение упрощения и алгоритмизации образовательного процесса;
– достоверность его результатов.
Сформулированные выше цель, объект, предмет и гипотезы обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Проанализировать проблему качества общего образования и его обеспечения в контексте современной образовательной парадигмы.
2. Выявить роль единого государственного экзамена в обеспечении качества общего образования.
3. Определить организационно-педагогические условия реализации единого государственного экзамена как одного из средств обеспечения качества общего образования.
4. Разработать систему деятельности управленческих структур муниципального и внутришкольного уровней по созданию указанных организационно педагогических условий.
Методологическую основу исследования составили: системный и личностный подходы к образованию и анализу педагогической реальности, понятия качества образования и управления им, аксиологический, гуманитарно-целостный и личностно деятельностный подходы к исследованию и проектированию образовательных процессов.
Теоретической основой исследования послужили: концепция инновационного образования, теоретические обоснования новых технологий оценки качества образования, исследования качества образования в условиях ЕГЭ.
В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа и синтеза, сравнения, противопоставления, идеализации, обобщения опыта; экспериментальные и эмпирические методы анкетирования, интервью, экспертного опроса, анализа школьной документации и данных итоговой аттестации учащихся выпускных классов; методы математико-статистической обработки данных.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
На первом этапе (2001 – 2003 годы) теоретически и практически изучалась проблема качества общего образования, его контроля, роли тестовых технологий в этом процессе. Параллельно в практической деятельности накапливался и анализировался опыт организации и проведения централизованного тестирования и ЕГЭ в процессе вхождения в соответствующий эксперимент.
На втором этапе (2003 – 2004 годы) на основе обобщения опыта работы и выявления практических проблем, связанных с влиянием эксперимента на качество общего образования, а также теоретического анализа представлений о качестве образования, определен замысел исследования, сформулированы его цель, гипотезы, задачи.
На третьем этапе (2004 – 2005 годы) на основе теоретических и эмпирических исследований были выявлены условия организации и проведения ЕГЭ как одного из средств обеспечения качества общего образования, разработана и внедрена система мер по обеспечению таких условий на муниципальном и внутришкольном уровнях.
На четвертом этапе (2005 – 2006 годы) анализировались итоговые результаты исследования, оформлялись материалы дипломного проекта.
Достоверность и обоснованность результатов определяется применением адекватных задачам и предмету методов исследования, обращением к практике на 6 этапах описания объекта исследования, его оценки, обоснования нормативной модели образовательного процесса; длительным характером и личным участием в опытно-экспериментальной работе, репрезентативностью выборки, сочетанием теоретических и эмпирических методов изучения предмета исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– уточнено понятие качества общего образования через его дифференцированное представление в совокупности четырех аспектов: результативно нормативного, процессуально-нормативного, результативно-личностного, процессуально-личностного;
– впервые на основе теоретических и обширных эмпирических исследований выявлена роль единого государственного экзамена в обеспечении качества общего образования, показаны как преимущества ЕГЭ, так и проблемы, влекущие за собой негативные с точки зрения качества образования изменения в образовательном процессе;
– определены организационно-педагогические условия реализации единого государственного экзамена, способствующие усилению положительной и ослаблению отрицательной роли ЕГЭ в обеспечении качества общего образования;
– разработана система деятельности управленческих структур муниципального и внутришкольного уровней по созданию указанных организационно педагогических условий в процессе организации и проведения единого государственного экзамена, доказана ее эффективность в плане обеспечения качества образования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
– уточненное дифференцированное представление о качестве образования может выступать в качестве основы проведения различных исследований в этой сфере;
– сделанные выводы относительно влияния ЕГЭ на образовательный процесс имеют значение для решения проблем повышения качества общего образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– научно-теоретические материалы исследования, выявленные условия и другие его выводы могут широко использоваться на всех уровнях управления образованием в целях разработки нормативных материалов по организации ЕГЭ;
– разработанная и экспериментально проверенная эффективная в плане обеспечения качества образования система мер может реализоваться в любом муниципальном образовании и любом образовательном учреждении в целях оптимизации проведения эксперимента по введению ЕГЭ;
– предложенный в работе диагностический инструментарий, включая разработанные опросники, будет полезен управленцам внутришкольного и муниципального уровней для отслеживания влияния ЕГЭ на качество образования.
Для решения исследовательских и практических задач качество общего образования может быть представлено в следующих аспектах: результативно нормативном – соответствие характеристик выпускников, преимущественно относящихся к сфере опыта, требованиям государственного образовательного стандарта; процессуально-нормативном – соответствие кадровой, материально технической, учебно-методической обеспеченности процесса образования нормам и требованиям; результативно-личностном – соответствие характеристик выпускника как личности, субъекта познания, образования, культуры запросам потребителей результатов образования; процессуально-личностном – соответствие характеристик процесса образования (психологического климата, эмоционального фона общения и взаимодействия субъектов образования; образовательных технологий и др.) интересам непосредственных субъектов педагогического процесса.
Введение ЕГЭ приводит к повышению качества общего образования в нормативных аспектах (преимущественно в нормативно-процессуальном) и к снижению в личностных (преимущественно в результативно-личностном).
Основными условиями, способствующими усилению положительной и ослаблению отрицательной роли ЕГЭ в обеспечении качества общего образования, являются:
– направленность деятельности образовательного учреждения на обеспечение качества общего образования во всех его аспектах с особым вниманием к результативно-личностному;
– недопущение упрощения и алгоритмизации образовательного процесса (тотального перехода на учебники-тренажеры, тестовые формы тематических и промежуточных контролей и т.п.);
– повышение мотивационной и технологической готовности всех субъектов образования к ЕГЭ, включая необходимое повышение квалификации педагогов и контроль нагрузки учащихся выпускных классов;
– обеспечение достоверности результатов ЕГЭ;
– осуществление систематического пролонгированного контроля подготовки каждого учащегося и использование его результатов для своевременной коррекции образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС.
Статья рассказывает об актуальности изучения пословиц на уроках английского языка в рамках современной школы,расписаны зтапы урока в ходе которых может проводиться работа с данными устойчивыми выражен...
История введения ЕГЭ в России
Статья рассказывает о том, почему появилось решение ввести единый государственный экзамен в России...
Введение в историю России.
Вводный урок изучения истории России в 6 классе....
Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС
В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок...
Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО
Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...
Введение.Наша Родина-Россия ,6 класс
Презентация описания слайдов вводного урока по истории России класс. Учебник под ред.Торкунова....
Презентация "Введение в историю России"
Презентация к методической разработке урока в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Введение в историю России"....