Разработка критериальной оценки образовательных результатов по физике
методическая разработка по теме
Проект занятия методического объединения учителей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanyatiya_metodicheskogo_obedineniya_uchiteley_fiziki.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект занятия методического объединения учителей физики
Разработка критериальной оценки образовательных результатов по физике
Цель: формирование оценочной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО.
Задачи:
- Актуализировать представление педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.
- Показать возможности критериального оценивания на примере «Листа оценки образовательных достижений»
- Разработать «Лист оценки достижений» на основе планируемых результатов по предложенной теме.
Ход занятия
- Теоретическая часть
Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.
На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
- педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
- отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению;
- ученик крайне ограничен в возможностях увидеть динамику собственного развития;
- отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией наставника. Образ учителя в сознании общества в целом и ученика в частности слился с образом контролера, что не способствует мотивации учения;
- ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно будет делать изо дня в день. Как следствие этого, отсутствие у многих детей адекватной самооценки;
- отношения учитель-ученик-родитель определяются субъективностью оценивания.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений в том, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования.
Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предлагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать:
- познавательная деятельность,
- информационно-коммуникативная деятельность,
- рефлексивная деятельность.
Одним из вариантов оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на повышение мотивации обучающихся.
Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:
- оценивается только работа учащегося;
- работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
- оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
- Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.
- Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
- Улучшить качество преподавания.
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
- Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
- Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
- Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
- Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
- Овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности;.
Родителям:
- Получать доказательства уровня обученности ребенка.
- Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
- Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
4. Установить в процессе обучения обратную связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;
Основные положения
- Текущее, рубежное и итоговое оценивание должно основываться на содержательных критериях. Содержательные критерии соответствуют планируемым результатам за определенный период времени.
- Для определения критериев в ходе рубежного контроля необходимо соотнести требования стандарта и программы.
- Критерии оценки разрабатываются совместно с обучающимися или сообщаются учителем. Обучающиеся обязательно включаются в процесс самоконтроля и самооценки результатов деятельности на основе критериев.
- Критериальное оценивание используется и при всех формах отметочного и безотметочного обучения: отметках, баллах, зачтено - не зачтено, процентах и т.п.
- Критериальный подход предполагает задание критерия заранее, до выполнения работы. Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата или в какой мере достиг.
- Самооценка ученика предшествует оценке учителя и при не совпадении комментируется.
- При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей
Таким образом, мы видим, что критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка.
- Наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения.
- особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика.
- Технология осуществления критериального подхода
В программе соответствующего УМК, выделяем результаты обучения по теме.
Например:в теме « Мы – жители Земли » ( 4 класс. Программа А.А. Плешакова) рассматриваются такие требования стандарта:
- Описывать значение Солнца для жизни на Земле.
- Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.
- Знать сезонные изменения в природе.
- Владеть элементарными приемами чтения карты.
Значит, для рубежного контроля могут быть следующие критерии:
- Описывать значение Солнца для жизни на Земле. | 1. Умение объяснять значение Солнца для жизни на Земле. |
- Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу. | 2. Умение определять стороны горизонта. |
- Владеть элементарными приемами чтения карты. | 3. Умение называть и показывать материки, океаны, государство Россия. |
- Знать сезонные изменения в природе. | 4. Умение приводить примеры сезонных изменений в природе |
- Практическая часть.
Задание 1. Проанализировать Лист оценки образовательных достижений по теме «Введение. Первоначальные сведения о строение вещества», 7 класс, УМК А. В. Перышкин (см приложение № 1)
Вопросы:
- соответствуют ли критерии оценки планируемым результатам обучения?
- соответствуют ли подобранные задания критериям оценки планируемых результатов обучения?
Задание 2.
Разработать фрагмент листа оценки образовательных достижений на основе планируемых результатов по предложенной теме.(см приложение 2,3)
Критерии | Образец задания | Показатели | Макс. балл | Само оценка | Оценка учителя |
- Записать критерии, исходя из планируемых результатов
- Записать образец задания по каждому критерию
- Определить максимальный балл за каждое задание.
- Если максимальный балл больше 1, разработать показатели по данному критерию.
- Разработать шкалу перевода баллов в отметку.
3. Планируемые результаты по итогам занятия:
1. Актуализированы представления педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.
2. Проанализирован Лист оценки достижений планируемых результатов по теме «Введение. Первоначальные сведения о строение вещества
»
- соответствие критериев оценки планируемым результатам обучения;
- адекватность заданий критериям оценки планируемых результатов обучения.
3. Разработан фрагмент Листа оценки образовательных достижений по теме «Взаимодействия тел».
Литература.
- Критериальный подход к оцениванию образовательных результатов как средство повышения мотивации обучающихся. Набатова Раиса Иосифовна, заместитель директора по НМР МАОУ гимназии № 26 г. Томска http://gim26.tomsk.ru/development/development3
- Лист оценки образовательных достижений. З.А. Кокарева, к.п.н., доцент
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. 5 – 9 классы. – М.:Просвещение, 2011.
- Рабочая программа. Физика. 7-9 классы.- М:Дрофа 2012 год
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:Просвещение, 2013. – С.14 – 16.
- Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/А. В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2012
- Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс/ О. И. Громцева-М.: издательство «экзамен», 2014.- 96с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка образовательных результатов.
Материал по внутришкольному контролю....
Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов
В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...
Виды педагогической диагностики для оценки образовательных результатов
Успех процесса обучения английскому языку, равно как и другим дисциплинам, во многом зависит от заинтересованности учеников и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и ...
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...
Критериальное оценивание образовательных результатов по математике
Презентация к выступлению на региональной научно-практической конференции "Преподавание математики в условиях реализации ФГОС нового поколения: от теории к практике"...
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТОРА ТЕСТОВ SunRav TestOfficePro ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ФИЗИКЕ
Статья посвящена возможности использования генератора тестов SunRav TestOfficePro для контроля образовательных результатов в процессе изучения дисциплины «Физика»....