Разработка критериальной оценки образовательных результатов по физике
методическая разработка по теме

Ожиганова Оксана Николаевна

Проект занятия методического объединения учителей физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект занятия методического объединения учителей физики

Разработка критериальной оценки образовательных результатов по физике

Цель: формирование оценочной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО.

Задачи:

  1. Актуализировать представление педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.
  2. Показать возможности критериального оценивания на примере  «Листа оценки образовательных достижений»
  3. Разработать «Лист оценки достижений» на основе  планируемых результатов по предложенной теме.

Ход занятия

  1. Теоретическая часть

       Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

  • отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и  педагогам;
  • педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
  • отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
  • отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению;
  • ученик крайне ограничен в возможностях увидеть динамику собственного развития;
  • отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией наставника. Образ учителя в сознании общества в целом и ученика в частности слился с образом контролера, что не способствует мотивации учения;
  • ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно будет делать изо дня в день. Как следствие этого, отсутствие у многих детей адекватной самооценки;
  • отношения учитель-ученик-родитель определяются субъективностью оценивания.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений в том,  что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования.

Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предлагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать:

  • познавательная деятельность,
  • информационно-коммуникативная деятельность,
  • рефлексивная деятельность.

     Одним из вариантов оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на повышение мотивации обучающихся.

          Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

  • оценивается только работа учащегося;
  • работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
  • учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

Учителям:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.
  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
  3. Улучшить качество преподавания.
  4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
  5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
  6. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  1. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования  результата, осознавать критерии успеха.
  2. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
  3. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
  4. Овладеть  приемами контрольно-оценочной деятельности;.

Родителям:

  1. Получать  доказательства уровня обученности ребенка.
  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

4.     Установить в процессе обучения обратную связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;

     Основные положения

  • Текущее, рубежное и итоговое оценивание должно основываться на содержательных критериях. Содержательные критерии соответствуют планируемым результатам за определенный период времени.
  • Для определения критериев в ходе рубежного контроля   необходимо  соотнести  требования  стандарта и программы.
  • Критерии оценки разрабатываются совместно с обучающимися или сообщаются  учителем. Обучающиеся обязательно  включаются в процесс самоконтроля и самооценки  результатов деятельности на основе критериев.

  • Критериальное оценивание используется и при всех формах отметочного и безотметочного обучения: отметках, баллах, зачтено - не зачтено, процентах и т.п.
  • Критериальный подход предполагает задание критерия заранее, до выполнения работы. Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата или в какой мере достиг.
  • Самооценка ученика предшествует оценке учителя и при не совпадении комментируется.
  • При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей

     Таким образом, мы видим, что критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка.
  • Наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения.
  • особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика.

- Технология осуществления критериального подхода

 В программе соответствующего УМК, выделяем результаты обучения по теме.

Например:в теме « Мы – жители Земли »  ( 4 класс. Программа А.А. Плешакова) рассматриваются  такие требования стандарта:

  • Описывать значение Солнца для жизни на Земле.
  • Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.
  • Знать сезонные изменения в природе.
  • Владеть элементарными приемами чтения карты.                        

Значит, для рубежного контроля могут быть следующие критерии:

- Описывать значение Солнца для жизни на Земле.

1. Умение объяснять значение Солнца для жизни на Земле.

- Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.

2. Умение определять стороны горизонта.

- Владеть элементарными приемами чтения карты. 

3. Умение  называть и показывать материки, океаны, государство Россия.

- Знать сезонные изменения в природе.

4. Умение приводить примеры сезонных изменений в природе 

  1. Практическая часть.

Задание 1. Проанализировать Лист оценки образовательных достижений по теме «Введение. Первоначальные сведения о  строение вещества»,  7 класс, УМК А. В. Перышкин (см приложение № 1)

Вопросы:

- соответствуют ли критерии оценки планируемым результатам обучения?

-  соответствуют ли  подобранные задания критериям оценки планируемых результатов обучения?        

Задание 2.

Разработать фрагмент листа оценки образовательных достижений на основе  планируемых результатов по предложенной теме.(см приложение 2,3)

Критерии

Образец задания

Показатели

Макс. балл

Само

оценка

Оценка учителя

  1. Записать критерии, исходя из планируемых результатов
  2. Записать образец задания по каждому критерию
  3. Определить максимальный балл за каждое задание.
  4. Если максимальный балл больше 1, разработать показатели по данному критерию.
  5. Разработать шкалу перевода баллов в отметку.

3. Планируемые результаты по итогам занятия:

1. Актуализированы представления педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.

2. Проанализирован Лист оценки достижений планируемых результатов по теме «Введение. Первоначальные сведения о  строение вещества

»

- соответствие критериев оценки планируемым результатам обучения;

- адекватность заданий критериям оценки планируемых результатов обучения.

3. Разработан  фрагмент Листа оценки образовательных достижений по теме «Взаимодействия тел».


Литература.

  1. Критериальный подход к оцениванию образовательных результатов как средство повышения мотивации обучающихся. Набатова Раиса Иосифовна, заместитель директора по НМР МАОУ гимназии № 26 г. Томска http://gim26.tomsk.ru/development/development3 
  2. Лист оценки образовательных достижений.  З.А. Кокарева, к.п.н., доцент
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 5 – 9 классы. – М.:Просвещение, 2011.
  4. Рабочая программа. Физика. 7-9 классы.- М:Дрофа 2012 год
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:Просвещение, 2013. – С.14 – 16.
  6. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/А. В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2012
  7. Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс/ О. И. Громцева-М.: издательство «экзамен», 2014.- 96с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка образовательных результатов.

Материал по внутришкольному контролю....

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...

Виды педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

Успех процесса обучения английскому языку, равно как и другим дисциплинам, во многом зависит от заинтересованности учеников и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и ...

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Критериальное оценивание образовательных результатов по математике

Презентация к выступлению на региональной научно-практической конференции "Преподавание математики в условиях реализации ФГОС нового поколения: от теории к практике"...

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТОРА ТЕСТОВ SunRav TestOfficePro ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ФИЗИКЕ

Статья посвящена возможности использования генератора тестов SunRav TestOfficePro для контроля образовательных результатов в процессе изучения дисциплины «Физика»....