«Значение двигательной активности для детей с особыми образовательными потребностями».
статья по теме
Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, надо четко продумывать организацию режима детей. Чередовать активную и пассивную деятельность. Подбирать такие формы двигательной активности и двигательной деятельности, как организованные, так и самостоятельные и индивидуальные, чтобы они благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_dvigatelnoy_aktivnosti_i_igrovoy_deyatelnosti.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
«Значение двигательной активности для детей с особыми образовательными потребностями».
Подготовила Богатырева Т.П.,
воспитатель ВКК
Воронеж - 2014
Что такое двигательная активность?
«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие». Это условие нормального развития организма.
Практика показывает, что любая инвалидность - из-за потери зрения, слуха, интеллектуальной недостаточности (а детей в нашей группе можно всех отнести к инвалидам), в первую очередь приводит к нарушению координации движений.
Интеллектуальное недоразвитие во многих случаях сочетается с аномальным недоразвитием двигательной сферы. Одной из причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушениями интеллекта, являются нарушения моторики. А это в свою очередь отрицательно влияет на физическое развитие.
Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показывают: чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью, тем она более эффективна. Реабилитационный потенциал выше, если с умственно отсталым ребёнком начать систематические занятия с первых месяцев жизни сначала в семье, затем в дошкольных и школьных (коррекционных) учреждениях. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий. Но проработав в коррекционном учебном заведении уже более 10 лет, я вынуждена констатировать, что развитием и реабилитацией своих детей занимается очень маленький процент родителей. Тем не менее, наша школа все - же коррекционная, поэтому исправление и развитие положительной динамики наших воспитанников ложится в большей степени на наши плечи.
Воспитанники в нашей группе все разные и по состоянию здоровья и по социальному уровню и по развитию. Ясно одно, что ограничение или отсутствие двигательной активности детей приводит к ухудшению их психического и физического состояния.
Дети большой подвижности всегда заметны. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно. Ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что их детям нужны такие спортивные секции как футбол, баскетбол, подвижные игры с большой физической нагрузкой. Выражение «набегается и успокоится» совсем неприемлемо к таким детям. Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения таких детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности. Поэтому мои занятия, подвижные игры, школьные мероприятия носят более спокойный характер. Они направлены на устранение чрезмерной возбудимости ребенка, суетливости, несдержанности и раздражительности. Это дети с синдромом дефицита внимания. Поэтому дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов. Работая с детьми большой подвижности, постоянно следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Моя задача – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в нашем небольшом коллективе.
Этот учебный год начался с серии текущих мероприятий, в которых дети с удовольствием принимали активное участие. Чтобы поставить с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения хоть один музыкальный номер, стоит большого труда. Да и не факт, что все получится. Тем не менее, выяснилось, что детям такие занятия, а точнее подготовка к ним, очень нравятся. Во-первых, двигательная активность сильно расторможенных детей направлена в нужное русло, во-вторых, чтобы запомнить движения и делать все одновременно, детям приходится концентрировать внимание, сосредотачиваться. В организме наших детей все взаимосвязано: неразвита мелкая моторика - идет прямое нарушение координации движений. Подскок на одной ножке или прыжок на двух ногах, или еще какое-либо упражнение, на мой взгляд, самое простое, вызывает у детей большие сложности в исполнении. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на физическое состояние ребенка. Лепка, рисование, ручной труд – этим дети занимаются постоянно и с удовольствием. Благодаря таким занятиям происходит чередование активной и пассивной деятельности детей.
Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности.
Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, надо четко продумывать организацию режима детей. Чередовать активную и пассивную деятельность. Подбирать такие формы двигательной активности и двигательной деятельности, как организованные, так и самостоятельные и индивидуальные, чтобы они благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....
Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями.
Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями. Тема: «Красавица - зима» Цель: Приобщение здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными...
Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.
В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...
Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном обучении детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отно...