«Зачёты в системе дифференцированного обучения математике»
статья по теме

Осипова Татьяна Евгеньевна

Для каждого учителя главной целью является достижение определённых результатов в обучении. Но достичь этого результата будет затруднительно, если не увидеть тех различий, которые существуют между различными категориями учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зачёты в системе дифференцированного обучения  математике»

Для каждого учителя главной целью является достижение определённых результатов в обучении. Но достичь этого результата будет затруднительно, если не увидеть тех различий, которые существуют между различными категориями учеников.

Учащиеся различаются:

  1.          1. по темпам овладения учебного материала;
  2. 2. по способностям самостоятельно применять усвоенные знания и умения;
  3. 3. по математическим способностям;
  4. 4. уровню предшествующей подготовки;
  5. 5. различием индивидуальных интересов.

Поэтому я обычно делю ребят условно на пять групп:

1 группа. 

Ребята с высоким темпом продвижения в обучении («схватывают на лету»): общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе их первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач, основываясь на  уже  известных.

2 группа.

Ребята со средним темпом продвижения в обучении:

овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваиваются или после рассмотрения 2-3 образцов, решения усложнённых задач находят с помощью учителя.

 3 группа.

Ребята с низким  темпом продвижения в обучении:

при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, к решениям усложнённых задач, даже с помощью учителя, способностей особых не проявляют.

4 группа.

Неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях:

достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.

5 группа.

«Когда можется, но не хочется» .  

А так как я ребят условно делю на группы, то и перед разными категориями ставятся и различные цели: одни ученики должны достичь определённого уровня математической подготовки (который мы называем обязательным (базовым)), а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.

 Я считаю, что дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определённых этапах урока. Используя в работе  зачётную систему, одной из функций которой является обеспечение полной проверки  знаний каждого ученика, имею возможность оценить его  дифференцированно, исходя из способностей.  

На самом первом этапе, когда идёт только изучение темы, вводятся новые понятия, свойства и алгоритмы, не может быть речи о дифференциации. На втором этапе  отрабатывается изученный материал, рассматриваются типичные задачи, изучаются алгоритмы их решения. И вот здесь, после нескольких первых уроков, намечается «растягивание» учащихся в ходе обучения. Это естественное явление, которое отражает как раз те различия, которые есть у ребят.  Моя задача - не выпустить этот нарастающий процесс из-под контроля, дать возможность каждому ученику работать в меру своих возможностей. В соответствии с использованием модульно-блочной технологии, я ввожу зачёт в старших классах после изучения каждой темы, а в младших классах я его разбиваю поэтапно на время изучения всей темы, так как изучение блоком здесь не целесообразно. Главное в этих заданиях, чтобы они отражали обязательный уровень обучения. И вот здесь срабатывает преимущество зачётной системы перед контрольной работой.    Зачёты отличаются от традиционных контрольных работ и по системе оценивания, и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Во время их проведения я не только получаю ответ на вопрос, что какой-то конкретный ученик достиг или не достиг уровня обязательной подготовки, но и цель учителя – добиться того, чтобы каждый овладел важнейшими умениями и навыками. Поэтому если ученик не справился с каким-то этапом из зачёта, то надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку. Конечно, при выставлении итоговой отметки я учитываю эти повторные сдачи. Для тех же, кто успешно справился, в распоряжении остаются наиболее сложные, творческие задания.

Отдельно хотелось бы остановиться на слабой группе. Обычно в каждом  варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Однако эту возрастающую сложность в этой группе ребят надо тоже заменять, делать переход от одного упражнения к другому с незначительными усложнениями формулировок заданий. Это позволяет учащимся на каждом шаге преодолевать только одну какую-либо трудность, так как для сильных и средних учеников в контрольной работе обычно сложность заданий возрастает в значительно более высоком темпе.

Модульно - блочная система организации учебно-воспитательного процесса построена на основе психологических корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, реконструкции учебно-воспитательного процесса с позиции целостности. Приложение 1.

Модульная технология позволяет учащимся расширять образовательное пространство, повышать уровень ответственности и компетентности, интегрировать процесс образования и воспитания. Это реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который, будучи вовлечен в учебную деятельность, вынужден постоянно учиться.  

        Приложение 1.

Блочное изучение теории

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

Деятельность учителя

оргмомент

само. или взаимо-проверка

проверка готовности

подготовка к восприятию

деятельность ученика по самоорганизации и самоосмысление учебного материала

создать настрой на самоорганизацию ( через взаимопроверку).

мотивизация

самоосмысление ( через самопостановку цели)

создание проблемной ситуации, поискового режима для подготовки к восприятию.

актуализация опорных знаний

самоосмысление, самоопределение ( с решением, конструированием)

создание ситуации брифинга и подготовки для освоения нового через проблемную модель,задачу

 изучение нового материала

самоосмысление, самоопределение

изложение материала учителем на высоком уровне

первичное закрепление

самоосмысление

ознакомление с основными задачами и способами (алгоритмами) их решения

домашнее задание

самовыбор уровня (вида задания)

дифференцированное домашнее задание

Первичное закрепление материала

первичное закрепление базисного уровня

самоосмысление, самовыражение, самоутверждение

базисный тест, определение зоны ближайшего и актуального развития. Обучаемость.

коррекция (доводка до базисного)

самоопределение, само-выражение, самоутверждение

подача материала с учетом уровня зоны ближайшего развития ученика

отработка материала по уроку

самоутверждение, самореализация, саморегуляция

 ( в парах сменного состава)

использование сменных методик

Зачетный урок

закрепление (уровневый тест)

самоосмысление, самореализация, саморегуляция

определение уровня усвоения (обучаемость, обученность)

контроль

самопроверка, взаимопроверка

экспертный контроль учителя для проведения коррекции

анализ (подведение итогов урока и оценка)

самоанализ достигнутого, самооценка

общий анализ урока и оценивание

постановка новой цели к следующему уроку

самоосмысление

создание мотивации через анализ достигнутого

Послезачетный этап

рефлексия

самоанализ, самоконтроль

оценка выполненных действий по внутрисистемным (собственным) критериям

коррекция (возвращение к какому-либо из предыдущих этапов)

самокоррекция, взаимокоррекция

направляет коррекционную работу

анализ (подведение итогов урока и оценка)

самоанализ достигнутого, самооценка

общий анализ урока и оценивание

постановка новой цели к следующему уроку

самоосмысление

создание мотивации через анализ достигнутого

Итоговый диагностический контроль

контроль

самопроверка, взаимопроверка

экспертный контроль учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный зачёт

контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «История» для проведения итоговой аттестации на Iкурсе...

Дифференцированный зачёт

контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «Обществознание» для проведения итоговой аттестации на Iкурсе...

ЗАЧЁТ в системе уроков по русскому языку и литературе.

Новый этап в жизни общества, связанный с гуманизацией всех её сторон, позволил создать условия для перехода от авторитарной педагогики и выдвинул на первый план заботу о личности ученика. Появились бо...

Методическая разработка "Зачёты в системе дефферециорванного обучения математике"

Методическая разработка для 6 - 11 классов по математике"Зачёты в системе дефферециорванного обучения математике"...

Система дифференцированной работы с учащимися с разным уровнем способностей

Вовлечение учащихся,  как одаренных, так и  со средними способностями, в активную познавательную деятельность – основная задача учителя, ценность такого подхода заключается не только в разви...

Дистанционные конкурсы в системе дифференцированного обучения (из опыта работы исторического кружка)

Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения. Важным звеном в образовательном процессе становится в...

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачёта/дифференцированного зачёта по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура. Специальность 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения очная. Курс 1 семестр 1-курс 4 семестр 8. Год начала подготовки 2022

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения зачёта предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура специальности 31.02....