Дистанционные конкурсы в системе дифференцированного обучения (из опыта работы исторического кружка)
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме
Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения. Важным звеном в образовательном процессе становится внеурочная деятельность. Одной из составляющих развивающего обучения школьников на современном этапе является участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_distantsionnye_konkursy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории МАОУ
«Лицей гуманитарных наук»
г. Саратова
Петрова Ирина Алексеевна
Дистанционные конкурсы в системе дифференцированного обучения
(из опыта работы исторического кружка)
Современная школа приоритетным направлением образования определяет
развитие личности школьника: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленной познавательной деятельности, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения. С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения.
Теория дифференцированного обучения предполагает такой способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы. Дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения. Рамки классно-урочной системы не позволяют в полной мере реализовать идеи дифференцированного обучения. Важным звеном в образовательном процессе становится внеурочная деятельность.
Одной из важных составляющих дифференцированного (развивающего?) обучения школьников на современном этапе стало участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Цель дистанционных конкурсов – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию.
Среди многочисленных образовательных дистанционных конкурсов хотелось бы отметить хорошо зарекомендовавший себя проект «Познание и творчество», являющийся составной частью Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» МАН «Интеллект будущего» (Обнинск). Эта программа работает с 2002 года. Проект «Познание и творчество» объединяет конкурсы-олимпиады по разным предметам для учащихся с 1 по 11 классы, в различных номинациях.
Детям нравятся разнообразие, креативность заданий, решение которых, как маленькая победа, приносит настоящую радость.
Работа в проекте предполагает и самостоятельное, индивидуальное участие школьников, но гораздо более продуктивной эта образовательная деятельность будет под началом учителя. Большие возможности для учителя в организации внеурочной деятельности открывает участие в проекте.
Автор статьи, учитель истории лицея гуманитарных наук, хотела бы поделиться опытом работы с учащимися 6-10 классов, пятый год принимающих участие в проекте «Познание и творчество». Организационно внеурочные занятия проходит в рамках работы исторического кружка, который мы с детьми также назвали «Познание и творчество».
Цели работы кружка - формирование у обучащихся целостного представление об историческом знании; обучение методике самостоятельного и творческого овладения конкретными уровнями исторического материала.
Задачи работы кружка:
- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, интернет-ресурсами;
- обучение учащихся использованию основных исторических источников;
- обучение учащихся применению анализа источника к изучению базового материала по истории;
- овладение учащимися навыков владения научным аппаратом при написании творческой работы
- реализация творческого потенциала личности учащихся в рамках активных форм обучения
Работа исторического кружка, в котором ученики участвуют в дистанционных конкурсах, построена по методу проектов. Также предполагается активное применение исследовательского, проблемного, частично-поискового методов.
Участие в номинациях разных периодов истории (Древний мир, Средние века, Новое время, История государства Российского), номинациях, относящиеся к культуре и истории разных народов (« Дети Нила», «Мифы древних греков», «Мифы древних славян» и др.) позволяет учителю применить личностно-ориентированный подход, учитывая интересы ученика, уровень его базовой подготовки. Задания конкурса носят эвристический, проблемный характер, их выполнение требует навыков поиска информации в исторической литературе, умения работать с интернет-ресурсами.
И здесь важно для учителя предупредить поверхностное решение исследовательской задачи, бездумное скачивание материалов википедии и подобных сайтов учениками, научить критически воспринимать информацию.
Сами задания проекта «Познания и творчества» побуждают к более глубокому изучению материала и поиску первоисточника.
Например, в номинации «Екатерининские войны» учащиеся 8-10 классов работали над таким заданием:
«В основе знаменитого рекламного ролика банка «Империал» лежит подлинная история, случившаяся на обеде у Екатерины в сочельник 1779 г. Бриллиантовые знаки одного из высших российских орденов с груди императрицы были возложены государыней на А.В. Суворова. Так долгожданная награда нашла своего героя. Каким орденом был награжден великий полководец?» ( В качестве ответов назывались возможные Орден Александра Невского, орден Св. Анны, орден Св.Владимира, орден Св.Андрея Первозванного).
В поиске ответа ученики обращались к многочисленной литературе и интернет-сайтам биографического характера, где можно было встретить самую противоречивую информацию. Причина такой путаницы в легендарности личности самого А.В.Суворова, о нем рассказывали немало исторических анекдотов и при жизни, и после смерти, многие мифы исходили и от самого Суворова. Его самый известный биограф 19 века А.Петрушевский, не всегда пользовался проверенной информацией. И именно у него упоминается о пожаловании 24 декабря 1779 г бриллиантовой звезды ордена св. Александра Невского с собственной одежды императрицы. Сложно уже подтвердить или опровергнуть эту информацию. Поиск первоисточника привлек внимание ученицы 9 класса Забровской Софьи к «Формулярному списку о службе и достоинстве генералиссимуса князя италийского Суворова-Рымникского» составленного в 1906 г по подлинным архивным формулярам Суворова, размешенного на сайте интернета. [12] Но в нем мы не встретили упоминания об этой награде. В Формулярном списке упоминались не мнимые, а подлинные награды великого полководца – орден Св.Александра Невского за победу над польскими конфедератами (1771), орден Св. Андрея Первозванного (1787) за сражение под Кинбурном, бриллиантовые знаки к ордену (1789) за сражение при Фокшанах и другие. Но с другой стороны, императрица могла жаловать своих героев и в обход официального представления к награде - бриллиантовой звездой, золотой табакеркой с бриллиантами и т.д. Об этом мы можем судить из переписки Екатерины II и Потемкина.
Работая над этим заданием, ребята с увлечением погружались в хитросплетения военной и политической истории 18 века, знакомились на занятиях кружка «Познание и творчество» с наградной системой царской России, обращались к источникам 18 века.
Важность этой работы автору статьи представляется в том, что у детей формируется представление о ценности обращения к первоисточнику, что лежит в основе любой исследовательской деятельности.
Работая над заданиями, ученики узнают новую информацию, выходящую за рамки учебников: первые порто-франко на юге России, официальные и неофициальные гимны Российской империи, особенности славянской мифологии и многое другое.
В одном из туров номинации «Античная история» учащимся предлагалось разобраться, какие из постоянных эпитетов принадлежат тому или иному герою поэмы Гомера «Одиссея»: «разумная», «многовластный», «стрелоносный» и другие. Обращение к поэтическому тексту, а не к краткому пересказу, помогло выяснить, что эпитетом «разумная» награждена Пенелопа:
Мнимой сестре Пенелопа разумная так отвечала [ Песнь четвертая (805)]
А «многовластным» назван Алкиной:
Царь Алкиной многовластный повел знаменитого гостя [Песнь восьмая (5)].
Так работа над заданием по поэме Гомера «Одиссея» стала темой одного из занятий кружка, на котором обсуждалось не только содержание, но и язык поэмы, необычайно образный и яркий. Ребята познакомились со стилевыми особенностями различных переводов поэмы «Одиссея» на русский язык – Н.И.Гнедича (1829 г.), В.А.Жуковского (1849 г.), В.В.Вересаева (1953).
Конкурс предлагает учащимся и творческие задания. Например, учащимся 5-8 классов предлагалось придумать миф о 13 подвиге Геракла. А учащимся 9-11 классов необходимо было придумать краткий текст-анонс к обложке журнала, посвященный самому гениальному, по мнению участника конкурса, человеку XX века. Призовое место занял анонс ученицы 10 класса МАОУ ЛГН Веркиенко Кристины:
«Николай Иванович Вавилов (1887-1943)
Великий ученый-генетик, стремившийся из избавить человечество от голода, и умерший в сталинских застенках голодной смертью».
Что очень ценно, ребята могут оценить уровень своих работ в масштабах Всероссийского конкурса и с нетерпением ждут этого момента. При подведении итогов участники могут познакомиться с правильными ответами, вывешиваемыми на сайте и рассылаемыми по почте; прочитать отрывки из лучших работ. Конкурсанты получают диплом ПРИЗЁРА, свидетельство ЛАУРЕАТА или УЧАСТНИКА Всероссийского конкурса, ведется рейтинг лучших участников.
С 2009-2014 гг. в работе кружка приняли участие 32 ученика из разных классов, многие участвовали на протяжении пяти лет. За этот период было написано 110 работ по 18 номинациям, 36 работ заняли призовые места.
Работа исторического кружка рассчитана не на пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотворчество учеников и учителя. Достижение поставленных целей и задач, как показывает опыт, становится возможным, при выстраиваемом в систему участии в дистанционных конкурсах.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://www.ug.ru/new_standards/4 (дата обращения 20.08.2014)
2. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. – 2007.- № 1.
3. Гомер. Одиссея. – М., 1993
4.Интеллектуально-творческий потенциал России URL: http://www.future4you.ru/
5.Ляшко Л.Ю. Интеллектуально-творческий потенциал России. //«Одаренный ребенок». – 2012 . - № 1 . – С.10-19.
6. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000. – № 2 – с. 67-68
7.Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М., 2002.
8. Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. – Ульяновск, 1998.
9. Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998.
10. Савинков А. Одаренные дети: методика, диагностика и стратегия обучения // Директор школы. - 2009. - № 5.
11.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы драматического кружка на английском языке
Одна из главных задач современной педагогики - воспитание творческой личности. Умение творчески относиться к любой работе, нестандартно мыслить формируется на протяжении всех лет обучения ребенка как ...
План работы исторического кружка "Вектор времени"
План работы исторического кружка "Вектор времени"...
План работы исторического кружка
План работы исторического кружка. Основное содержание работы - изучение истории родного края. Предумотрены экскурсии, изучение материалов сельской бибилиотеки, написание творческих работ...
Анализ работы исторического кружка "Пятый элемент" за 2017-2018 учебный год
Анализ работы исторического кружка "Пятый элемент" за 2017-2018 учебный год...
Обобщение опыта работы ДОП кружка "Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича" для детей младшего и среднего возраста
Обобщение опыта работы ДОП кружка "Сказочные лабиринты игры В,В, Воскобовича"...
Организация дистанционного обучения математике в школе. Из опыта работы
В данной статье описываются основные способы эффективной организации дистанционного обучения математике из моего личного опыта работы....
Использование платформ дистанционного обучения в учебном процессе (из опыта работы)
Придистационной работе я использую материалы сайтов "Узтест", "Сдам ГИА. Решу ВПР. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ", "ЯКласс", "Учи.ру", "Открытая школа"....