Механизм формирования условий подготовки к ЕГЭ по математике: опыт, проблемы, перспективы.
опыты и эксперименты на тему

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение разнообразных технологий тестирования знаний школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения. В данном материале рассматриваются результаты ЕГЭ-2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevaya_konferentsiya_19.11.2012.rar138.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на краевой конференции по теме:

 « Механизм формирования условий по подготовке к ЕГЭ: опыт проблемы, перспективы».

   Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педагогического коллектива МБОУ лицея №1 г. Славянска –на –Кубани.  Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение разнообразных технологий тестирования знаний школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения.

Рассмотрим результаты ЕГЭ-2012г.

Данные взяты из анализа работы школы за учебный год (Показ слайдов) Слайд №1

     Результаты ЕГЭ-2012 МБОУ лицея №1  в сравнении с районными и краевыми показателями:

предмет

средний балл

МОУ лицея №1

средний балл по району

средний балл

по краю

Математика

59,6

45,8 (-13,8)

43,9 (-15,7)

Биология

73,3

58,1 (-15,2)

59,3(-14)

Химия

75,2

59,3 (-16)

62(-13,2)

Физика

55,3

46,1 (-9,2)

47,3(-8)

Информатика

68,6

68,4(-0,2)

67,1(-1,5)

Русский язык

74,4

64,9(-9,5)

65,1(-9,3)

Литература

86,5

64,6 (-21,5)

63,7(-22,8)

Английский язык

71,1

54,4(-16,7)

60,8 (-10,3)

История

51,8

49,1(-2,7)

54,0(+2,2)

Обществознание

60,1

55,2 (-4,8)

57,6(-2,5)

География

79

61,0(-18)

64,1(-14,1)

Немецкий язык

89

68,5 (-20,5)

60,1(-28,9)

Слайд №2

     Из данных таблицы видно, что из 12 предметов, сдаваемых по материалам и в форме ЕГЭ),  результаты  МБОУ лицея №1 (по среднему баллу)  выше по одиннадцати предметам, 5 из которых являются предметами естественно-математического профиля.

        Рейтинг образовательных учреждений по среднему балу по предметам ЕГЭ-2012 в Славянском районе.  

место в рейтинге по району

предмет

средний балл

школа, занявшая  первое место в рейтинге по предмету, средний балл,

кол-во сдававших

количество сдававших ЕГЭ

1

русский язык

74,4

-

77

1

математика

59,6

-

77

1

география

79

-

1

1

литература

86,5

-

2

1

немецкий язык

89

-

1

1

физика

55,3

-

39

1

химия

75,2

-

5

2

биология

73,3

сош17;77баллов;

5уч-ся

7

2

английский язык

71,1

сош№17;75баллов,

3уч-ся

8

4

обществознание

60,1

сош№10;70 баллов; 1уч-ся

41

6

информатика

68,6

лицей №4;85баллов;

3уч-ся

5

7

история

51,8

сош №18;

70баллов;

2уч-ся

8

всего 22 места по Славянскому району

     

Слайд №3

  Количество предметов, по которым образовательные учреждения Славянского района  показали средний балл выше краевого показателя

Слайд №4

Рейтинг общеобразовательных учреждений Краснодарского края по результатам ЕГЭ 2012 года по двум обязательным предметам

(всего 951 рейтинговое место). МБОУ лицей №1 в этом рейтинге занимает 15 место.

рейтинг

рус.яз.

математ

итог

русский язык

математика

учебное учреждение

балл

балл

1

1

1

НСОУ  РПШ г. Краснодар

88

72

2

16

3

Лицей ИСТЭк

78

63,8

15

47

5

Лицей №1

74,4

59,6

167

327

97

Лицей №4

65,8

51,2

215

349

136

СОШ № 25

65,4

49,7

226

221

261

СОШ №19

68,1

46,6

243

217

305

СОШ № 17

68,2

45,7

Слайд №5

Итоги ЕГЭ по математике по каждому классу:

класс

предмет

средний балл

средний

 по

 району

средний

 по

 краю

учитель

11А

математика

72

45,8

43,9

Полустовская В.А.

11Б

математика

56,3

45,8

43,9

Полустовская В.А.

Итого по лицею

65,0

11В

математика

51,1

45,8

43,9

Полустовская В.А.

Слайд №6

Результаты ЕГЭ - 2012 в сравнении с результатами, ЕГЭ-2008, ЕГЭ-2009, ЕГЭ-2010, ЕГЭ-2011 по предметам естественно - математического цикла:

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

2009-2010

уч.год

2010-2011

уч.год

2011-2012 уч.год

качество

успеваемость

успеваемость

успеваемость

успеваемость

успеваемость

Математика

 73,4% (+25,5%)

96,2% (+14,01%)

100%

(+3,8%)

100%

100%

100%

Биология

80% (+15%)

100%

(+ 0%)

100%

(0%)

100%

100%

100%

Химия

100%

100%

80% (-20%)

100% (+20%)

100%

100%

Физика

80% (+24%)

100%

94% (-6%)

100% (+6%)

100%

95%(-5%)

Информатика

-

-

100%

100%

100%

100%

 

 Слайд №7

Выпускники МБОУ лицея №1, получившие 100 баллов по ЕГЭ:

2005год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1 человек

Павелкин

Иван

( физика)

1 человек

Цимбалюк

Александра

( физика)

1 человек

Устименко

Ксения

( русский язык, химия)

2человек

Романова  Анастасия

(химия)

Куц Юлия

(русский язык)

0 человек

 Слайд №8

В сравнении с другими школами:

школа

количество уч-ся, показавших лучший результат в районе

 из них количество учащихся

получивших 100 баллов

лицей №1

16

0

лицей №4

4

2

сош№17

3

0

сош № 18

2

0

сош №6

2

-

сош №16

2

0

сош №5

2

0

сош №3

1

1

сош №29

1

0

сош № 25

1

0

   итого

34

3

(дополнительная информация)

Результаты проведения ГИА в форме и по материалам ЕГЭ- 2012

предмет

кол-во стобальников по  Краснодарскому краю

кол-во

двоек по краю

русский язык

90

157

математика

0

1168

обществознание

2

404

физика

1

391

биология

2

120

история

3

267

химия

8

74

английский язык

0

29

информатика

7

30

литература

15

8

география

5

16

немецкий язык

0

94

французкий язык

-

-

   Успех на ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа в течение длительного времени. В своем докладе я затрагиваю   лишь некоторые составляющие сложного механизма подготовительной  работы к ЕГЭ.

   В МБОУ лицее №1 на основании аккредитации заявлен естественно-научный профиль с классами физико-математической направленности. Исходя из этого, учебный план построен так, что незначительно, но тем не менее увеличено количество часов на преподавание математики  и физики (которая изучается с 5 класса  по  экспериментальной  программы по физике и химии, авторов А.Е Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак Физика. Астрономия. 7-11 классы.  М.: Дрофа, 2009) . Кроме этого уже 3 года в  школе второй ступени  на изучении геометрии отведено-3 часа.  В профильной школе введены  элективные курсы по профильным предметам по математике он называется «Алгебраические уравнения» помогают расширить знания учащихся по русскому языку, математике, астрономии, химии, истории. В лицее №1 с 5 по 11 класс  наряду с творческими кружками,  работают и  12 предметных( по математике и физике) в которых ведется работа как  с мотивированными так и со слабоуспевающими   учащимися.

   Безусловно, положительно влияет на качество обучения наличие в школе переводных экзаменов для учащихся 7, 8, 10 классов. По решению педсовета, учащиеся в 7-ом классе сдают устно (по билетам) геометрию и русский язык, в 8-ом классе  сдают физику и русский язык письменно (тестирование), по своей структуре работы приближены к текстам Рособрнадзора,  по которым проводятся экзамены в 9-ом классе.  Учащиеся 10 класса сдают математику и русский язык -  структура  работы приближены к текстам ЕГЭ.

Слайд №9

Слайд №9

 Вашему вниманию предлагаются результаты экзаменов учащихся 7-х классов

класс

предмет

сдавали

5

4

3

2

%                4 и 5

%  успев.

Ф.И.О. учителя

геометрия (устно, по билетам)

28

15

10

3

0

89,28

100

Розина А.Е.

геометрия (устно, по билетам)

29

20

7

2

0

93,1

100

Розина А.Е.

геометрия (устно, по билетам)

23

6

5

12

0

47,8

100

Куплинова Т.В.

Итого:

80

41

22

17

0

78,75%

(+23,3)

100%

(+4,55)

 

 

Результаты переводных экзаменов учащихся 7-х классов позволяют сделать следующие выводы:

  1. Показатели качества знаний и успеваемости  по математике выше в сравнении с предыдущим учебным годом на 23,3%,  и на 4,55%
  2. Низкий  уровень качества в 7В учитель Куплинова Т.В.;

Исходя из этого в 2011-2012 учебном году будет проведен персональный контроль  за работой Куплиновой Т.В.. по темам:

  • Уровень требований к знаниям учащихся;
  • Система опроса учащихся, накопляемость оценок, состояние текущей успеваемости, своевременность и правильность оформления записей в журнале.

На следущий год планируется  внутришкольный контроль, безусловно  результаты его повлияют на качество обучения. Самое главное как можно раньше эти проблемы  в обучении   выявлять и устранять.

Следующий  показатель ( один из самых главных)   формирофвания  успешности сдачи ЕГЭ это профессиональная грамотность кадров.

 Из  опыта можно сделать, что  вывод при одинаковой организации  учебно - воспитательной  работы результаты сдачи ЕГЭ двух лицейских классов могут существенно отличаться:

класс

предмет

учитель

средний балл на ЕГЭ

1

11А

физика

Суслова Т.Г.

66

2

11Б

физика

Лобурь Н.С.

46,22

     В МБОУ лицее №1 работают высококвалифицированные кадры, (учителя математики в прошлом успешные учащиеся своих школ многие окончили их с медалями,  затем получившие  прекрасную подготовку  в университетах,  которые они закончили, возраст от 40 до 50 лет, достаточно амбициозные люди в хорошем смысле) . Они на целены на успех и трудятся с полной самоотдачей. Штудируют всю методическую литературу, изучают материалы  на сайте ФИПИ, из урока в урок готовят дополнительные материалы на карточках для работы на уроке и выполнению домашнего задания, так как работая только по учебнику невозможно учащихся подготовить к ЕГЭ. Проводят еженедельные дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ, занимаются в каникулярное время. Занимаются самообразованием обучаясь да дистанционных курсах  повышения квалификации Педагогического университета «1 –го сентября» факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Систематически проходят курсы, проводимые специалистами ККИДППО.  

      Учителя лицея №1 перенимают опыт коллег  на районных семинарах.  В МБОУ лицее №1 развита школа  наставничества. На базе лицея работает муниципальная  экспериментальная площадка «Критериальные параметры оценки современного урока на основе образовательных стандартов второго поколения под руководством научного  руководителя школы №365 г. Санкт-Петербурга Фураевой Лидии Дмитриевны. Учителя естественно-математического цикла работают над проблемой использования деятельстного метода    в  обучении   учащихся. Школа работает в тесном контакте с филиалом ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске –на-Кубани.  

      На нашей базе проходят практику студенты, они же принимают участие в обучающих семинарах, которые проводят учителя школы, тем самым мы  надеемся привлечь  к себе на работу  в школу лучших студентов.

       Положительную роль при подготовке  к ГИА играют краевые диагностические работы, они помогают диагностировать успеваемость учащихся на данном этапе. Кроме этого в практике работы школы проведение репетиционных ЕГЭ по каждому из предметов. По математике проводятся два раза в год (декабре и начале мая).

     В системе  учителем, кл. руководителем, завучем  изучается динамика достижений учащихся. Родителям учащихся с низким уровнем знаний или тем у кого дети учится не в меру своих сил доставляются уведомительные письма. К  началу следующего года в лицее будет дополнительно заведен электронный журнал и дневник для мобильной  связи с родителями. Уже в этом учебном году  в школе заработает информационный центр (установлено оборудование, закуплены электронные учебники, подведен интернет), что также сыграет положительную роль при подготовке к ГИА.

       Положительную роль при изучении динамики успеваемости играют классно- обобщающие контроли  в выпускных классах по итогам которых и не только проводятся совещания на которых приглашаются  все работающие учителя в данном классе, администрации, слабоуспевающие учащиеся и их родители, на которых даются рекомендации по улучшению успеваемости. В школе в тесном контакте работают классные руководители с учителями-предметниками. Связующим звеном в этой плодотворной работе является заместитель директора по УВР.  

      Непременное условие хорошей результативности экзамена — это стремление самого школьника к такому успеху. Заинтересовать его успешной сдачей ЕГЭ нам помогает  курс « Планирование профессиональной карьеры». Этот курс ведется уже 5-ый год по

программе   и методикам разработанной Самарским научно-образовательным учреждением «Институтом  профессионального роста» совместно с  ОАО « НК « Роснефть». Ведется этот курс в «Роснефть-классах» которые ежегодно на протяжении шести лет  формируются  в лицее при поступлении,  на конкурсной основе в школу 3-ей  ступени,  в этих классах учатся наиболее мотивированные учащиеся. Они ежендельно посещают дополнительные двух часовые занятия по математике, русскому языку обязательном порядке по физике, химии, информатике, английскому языку по выбору, оплату учителям производим из средств предоставленных школе для этих целей ОАО « НК « Роснефть».  По договору в период каникул   у нас в школе проводят  занятия преподаватели КубГТУ по математике, физике, химии. КубГТУ  связан партнерскими отнощениями с ОАО « НК « Роснефть» в этот деловом союзе состоят 25 ВУЗов Росии.(ПОДГОТОВКА КАДРОГО РЕЗЕРВА, СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА –ВУЗ- ПРЕДПРИЯТИЕ).

На дополнительные занятия мы приглашаем и учащихся из других классов.

      В период летних каникул в течение месяца  для учащихся 10-11 классов по подготовке к ЕГЭ  работает бесплатная  летняя школа «Эрудит».

В этом учебном году в районе организована работа  консультационных пунктов по подготовке к ГИА, которая должна оказать положительное влияние на подготовку к ГИА.

Если говорить о проблемах, то самой насущной является отсутствие в школе психологической службы (1 психолог на 42класса).

Хотелось бы подчеркнуть, что все  положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей.

Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена.

    В арсенале психологов  много методик    на  выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ на протяжении всего обучения в школе. Ранняя диагностика  таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое  сопровождение на протяжении всего обучения. И сегодня администрация лицея №1  ищет пути решения этой проблемы. Спасибо завнимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»

В современном обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных наро...

Защита на научно-методическую конференцию "Современное образование: опыт, проблемы, перспективы"

Добрый день! Вашему вниманию я представляю свою работу «Кружковая работа по изо и технологии, как средство развития творческого потенциала учащихся»....

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Система работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности: опыт, проблемы, перспективы.

Эта работа выполнена в форме презентации .Выступлние проводилось в рамках работы творческой группы учителей математики г.Кандалакша....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...