Учебные практики как вид внеурочной деятельности
учебно-методический материал по теме

Щербакова Ирина Вячеславовна

Выступление  на семинаре учителей истории и обществознания  "Учебные практики как вид внеурочной деятельности" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щербакова И.В., учитель истории и обществознания

МБОУСОШ №1г.Петровска

Учебные практики как средство реализации компетентностного  подхода.

Учебные (учебно – исследовательские практики) являются одной из форм учебной и внеучебной деятельности обучающихся  в режиме проектной, исследовательской, культурологической, социально – правовой  и информационной деятельности. Они предполагают развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, проектировать, принимать нестандартные решения. Т.Е. не получение готовых знаний , а приобретение их через деятельность. Направлены на на формирование  компетентностей:

 - иформационная компетенция (информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности  обучающегося  с информацией);

-  коммуникативная компетенция (включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);

- ощекультурная компетенция (направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок);

- учебно-познавательная компетенция (включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности – постановку и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивноепознание, исследование, интеллектуальная деятельность

Учебные практики как форма освоения нового знания находят отражение в учебном плане общеобразовательного учреждения-  МБОУСОШ№1,  внесены  в общее расписание и являются предметом изучения в режиме муниципальной экспериментальной  площадки.

 Задачи

(учебно – исследовательских) практик

  Задачи учебных (учебно – исследовательских) практик:

-  развитие познавательных потребностей у обучающихся;

- обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;

- формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;

- формирование у школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении;

- профориентация (учебно – исследовательские практики помогают обучающимся определиться с выбором профессии).

      Учебные (учебно-исследовательские) практики выполняют следующие дидактические функции в образовательно – воспитательном  процессе школы:

- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

- контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

V.Виды учебных (учебно – исследовательских) практик в школе

     В школе устанавливаются следующие виды практик:   

  Практика работы с информацией – деятельность, направленная на формирование и развитие информационной культуры обучающихся на основе ИКТ.

  Проектная деятельность – деятельность обучающихся по разработке и реализации собственного проекта, в том числе социального, в основе которого лежит актуальная проблема, требующая разрешения, освоения ими технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своиз преобразований.

   Практика исследовательской деятельности – деятельность, направленная на обучение школьников навыкам исследовательской деятельности  – одному  из наиболее эффективных способов обучения, при этом исследовательский подход будет  способствовать принципиальному  изменению  образовательно – воспитательного, так как на первый план будет выходить главная задача:  формирование  у обучающегося  системного  мышления, представления о глобальных природных процессах, обучение умению  выстраивать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, вступать в дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

   Практика творческой деятельности – предполагает участие школьников в творческих мастерских (театральная студия, фольклорный коллектив, бальные танцы). Подготовка творческого проекта (спектакль, театральная постановка, литературная гостиная, музыкальные вечера, выставка творческих работ), освоение PR- технологий (школьная газета, сайт, работа со СМИ и т.п.).

   Культурологическая практика – наиболее приемлема для внедрения в учебно – воспитательный  процесс дисциплин гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранные языки). Она включает в себя организацию электронной переписки с друзьями из за рубежа, учебные проекты, исследовательские работы, деловые игры, дебаты, тренинг «От образа будущего – к образу себя», фестиваль культур, создание фильмов на иностранном языке, научно – практические конференции).

 - Практика социально-правовой деятельности.

Позволяет обучающимся овладеть многими навыками: исследовательской , проектной, работать с разными источниками информации, творческой деятельности и самое главное -  определиться с выбором профессии. Реализация данной практики .

В этом году мы стали участниками регионального проекта «Мир правосудия: изучаем и понимаем», организаторами которого стали Областной суд, СГЮА, Министерство образования Саратовской области. Был заключен 4 сторонний договор. Участвовало вначале 19школ, до финала дошли 13 школ Саратова и Саратовской области: Балаково, Балашов, Петровск, Романовка, Татищево и т.д. Проект проходил с сентября по 28 марта и включал в себя: посещение областного и районного судов , судебных заседаний, экскурсия по СГЮА. Заполнение анкет , где нужно было найти в разных кодексах ответы на правовые вопросы. В следующем этапе –конкурсе игровых процессов -нужно было представить процесс по уголовному или гражданскому делу.На подготовку его ушло больше месяца. Федеральный судья Ладченкова О.П. , курировала этот этап , готовила детей  и 10 декабря мы его представили в Областном суде , где жюри состояло из судей Областного суда и преподавателей СГЮА. Затем конкурс эссе на тему «Мир правосудия», который оценивался преподавателями СГЮА. Обязательным условием было сотрудничество с КонсультантПлюс и выполнение всеми ребятами практической работы. Нужно было выполнить  правовые задание посредством поиска информации через КонсультантПлюс . В итоге   каждый участник получил  диск, сертификат.

На последнем этапе – финале  была реализована  практика творческой деятельности ,т.е. необходимо было представить свою визитную  карточку  на сцене СГЮА.

В итоге мы заняли 1 место. Дети получили именные сертификаты, Кубок и диплом. Многие определились с выбором профессии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Учебные практики как форма внеучебной деятельности» Щербакова И.В. , учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№1г.Петровска С аратовской области»

Слайд 2

Задачи учебных практик Развитие познавательных потребностей у обучающихся; обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования ; формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования ; профориентация ( учебно – исследовательские практики помогают обучающимся определиться с выбором профессии).

Слайд 3

Виды учебных практик Практика работы с информацией – деятельность, направленная на формирование и развитие информационной культуры обучающихся на основе ИКТ. Проектная деятельность – деятельность обучающихся по разработке и реализации собственного проекта, в том числе социального Практика исследовательской деятельности – деятельность, направленная на обучение школьников навыкам исследовательской деятельности – одному из наиболее эффективных способов обучения Практика творческой деятельности – предполагает участие школьников в творческих мастерских (театральная студия, фольклорный коллектив, бальные танцы). Подготовка творческого проекта (спектакль, театральная постановка, литературная гостиная, музыкальные вечера, выставка творческих работ), освоение PR - технологий (школьная газета, сайт, работа со СМИ и т.п.). Культурологическая практика – включает в себя организацию электронной переписки с друзьями из за рубежа, учебные проекты, исследовательские работы, деловые игры, дебаты, тренинг «От образа будущего – к образу себя», фестиваль культур, создание фильмов на иностранном языке, научно – практические конференции).

Слайд 4

Практика социально-правовой деятельности ПОСЕЩЕНИЕ ОБЛАСТНОГО СУДА ЭКСКУРСИЯ В СГЮА

Слайд 5

«Мир правосудия : изучаем и понимаем» ПОСЕЩЕНИЕ ПЕТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ПОГОТОВКА К ИГРОВОМУ ПРОЦЕССУ . ЛАДЧЕНКОВА О.П.

Слайд 6

Конкурс игровых процессов

Слайд 8

Конкурс «Визитная карточка»

Слайд 9

Итоги проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики специальности 080110 "Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)"

Учебно-планирующая документация учебной практики по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (IIIкурс) для специальности  080110  «Экономика, бухгалтерский...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Программа выполнена в соответствии с новым ФГОС. Программа разработана на 10 месяцев обучения, проходит опробацию....

План открытого урока учебной практики по теме "Введение в профессию"

План открытого урока учебной практики по теме " Введение в профессию" был использован на конкурсе "Мастер года - 2010" В плане раскрыто содержание всех элементов урока :Вводного инструктажа,текущего и...

Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). МОСР.

Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). Профессия Мастер отделочных строительных работ....

Рабочая программа учебной практики УП 01 Монтажные работы 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебной практики УП 01 Монтажные работы...

Рабочая программа учебной практики УП 02 Выполнение каменных работ 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учебной практики УП 02 Выполнение каменных работ...